Темперамент и характер индивида

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ теоретических подходов к изучению темперамента и характера индивида, а так же определения их взаимосвязи.
К задачам исследования относятся:
· исследование теоретических подходов при исследовании темперамента, включая анализ описательные, факторных и структурных теорий темперамента;
· анализ теоретических и экспериментальных подходов к исследованию характера, в том числе рассмотрение описательных теории характера, теории акцентуации характера, модели социальных характеров и экстраверсию-интроверсию характера;
· определение взаимосвязи темперамента и характера.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОЕ.docx

— 65.16 Кб (Скачать)

Нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между  отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой - душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты.  Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

     Черты характера.

Характер - это неразрывное  целое. Но изучить и понять такое  сложное целое,

как характер, нельзя, не выделив  в нем отдельных сторон или  типичных

проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются  в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство.

Отношение человека к труду  оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах  характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В.

Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему  приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в

действительности». В целях  выяснения сути своего характера  человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.

Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих  действий. Трезвая

самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих

вырабатывать такие черты  характера, как скромность, принципиальность,

самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное

самомнение, высокомерие  и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека:

недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих  позиций, в

отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью

человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность,

решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера  могут

способствовать достижению как общественно полезных, так  и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами. По волевой активности

характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое

неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать  у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в

широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.

    

5. Личность и характер человека

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно

взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах

деятельности свойства личности. Характер – «каркас»  и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

После обсуждения вопроса  о формировании характера естественно  теперь

обратиться к выяснению  того, как соотносятся характер и  личность.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается, прежде всего, своей

устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки,

мировоззрение человека в  целом могут меняться практически  в течение всей

жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека.

Наконец, некоторые его  изменения могут происходить  в период жизненных

кризисов, которые также  нельзя рассматривать как вполне нормальные явления. Одной их черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и

временную устойчивость, является общительность или связанная  с ней по смыслу черта – замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия. Много полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера внес К. Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, - писал он, - мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого – прежде всего его собственной внутренней жизнью».

Первый тип людей можно  назвать экстравертированным, второй –

интровертированным.

Интровертный тип – замкнутость, затруднённость в общении и налаживании

контактов с окружающими, уход в себя.

Экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и

деятельности, зачастую безотносительно  к её необходимости и ценности,

говорливость, непостоянство  увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность.

Экстравервия и интраверсия как черты личности выражают, соответственно,

открытость или замкнутость  человека по отношению к миру, к  другим людям.

Почти такую же устойчивость, как экстравервия и интраверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт.

Но также можно выделить и Неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

Наряду  с понятием "личность" употребляются  термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно  эти понятия переплетены между  собой.

Человек - это родовое понятие, указывающее  на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии  "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель  вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия  человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления  личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это  освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с  принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и  ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить  отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс  самоопределения и обособления  личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем  самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Заключение

 

Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.

Люди отличаются друг от друга независимо от того, каким  путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики других людей.

Итак, на основе вышеизложенного  можно сказать следующее, что  характер формируется, развивается  и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ  его жизни. Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные  установки, которыми люди руководствуются  в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла  бы воплотиться система отношений  человека к действительности1.

Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам можно  давать некоторые общие оценки: по содержанию, силе, наличию или отсутствию тех или иных черт. Оценка по содержанию осуществляется указанием на особенности отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная оценка, без которой нельзя конкретно и правильно судить о характере.

Оценка характера по силе. Сильными называют характеры тех  людей, чьи поступки, поведение соответствуют  их знаниям и убеждениями. Человек  с сильным характером - надежный человек. Если знать его взгляды, убеждения то можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит в той  или иной ситуации.

Информация о работе Темперамент и характер индивида