Телесно-ориентированная психотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Наиболее известными и основополагающими видами телесно-ориентированной психотерапии являются биоэнергетический анализ Лоуэна, метод Фельденкрайза, метод Александера, структурная интеграция Рольф (рольфинг) и первичная терапия Янова. Все они базируются на работах известного психоаналитика Вильгельма Райха, метод которого называется “характерологический анализ”. Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию “мышечной брони” (“брони характера”), выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и так далее. Противостоять психологическим защитным механизмом можно путем изменения телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райх создал техники уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц, когда с помощью физических воздействий высвобождаются завуалированные эмоции и чувства.

Содержание

Введение
Глава I. история метода телесно-ориентированной психотерапии
1.1. история развития метода телесно-ориентированной психотерапии
1.2. понятие метода телесно-ориентированной психотерапии
1.3. Основные понятия телесно-ориентированной психотерапии
Глава II. Основные школы телесно-ориентированной психотерапии
2.1. Характерологический анализ Райха
2.2. Структурная интеграция (рольфинг)
2.3. Биоэнергетический анализ Лоуэна
2.4. Первичная терапия Янова
2.5. Метод Александера
2.6. Метод Фельденкрайза
2.7.Чувственное сознавание
2.8. Другие методы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 53.68 Кб (Скачать)

     Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой “работе за столом”, когда ученик ложится и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни. Техника Александера особенно популярна среди людей творчества, но также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.

     Психотехника  Александера помогает людям, неправильно и неэффективно пользующимся своим телом, избежать этих неправильностей в действии и в покое. Под “использованием” имеются в виду привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на физическое, умственное и эмоциональное функционирование человека.  

     2.6. Метод Фельденкрайза

     Моше Фельденкрайз работал с Ф.М. Александером, изучал йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию, был специалистом по дзюдо; Его метод предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Техники Фельденкрайза – это работа с паттернами мышечных движений, помогающая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет.

     Фельденкрайз разработал множество упражнений, меняющихся от урока к уроку (они систематизированы и подробно описаны в книге “Сознавание через движение”). Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том, чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела.

     Фельденкрайз указывает, что необходимо принять большую ответственность за себя, понять, как действует тело, научиться жить в соответствии со своими естественными конституцией и способностями. Каждое действие включает мышечную деятельность. Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Люди должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому; но пока они находятся под давлением, в напряжении, в спешке – они могут лишь повторять старые паттерны. Упражнения Фельденкрайз обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развивать новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности.

     Всякая  человеческая деятельность проходит три  стадии. Первая – естественный способ. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают  собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. Наконец, наступает третья стадия изучаемого метода, на которой  действие выполняется в соответствии с системой или особым методом, и  перестает быть естественным.

     Усвоенный систематический метод обладает преимуществом в эффективности  и возможностью развития высокого уровня выполнения. По Фельденкрайзу, преобладание формального обучения в нашей цивилизации ведёт к преобладанию профессионализма в тех областях, которые были естественными во все времена человеческой истории. Поэтому цель работы Фельденкрайза состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает.

     Уравновешивая работу коры и уменьшая уровень, возбуждения, Фельденкрайз обнаружил, что мы можем достигнуть чрезвычайно расширенного сознавания и становимся способными пробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, когда связи между корой и мускулатурой были замкнуты предписанными ограниченными паттернами.  

     2.7.Чувственное  сознавание

     Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом, основываясь на работах Э. Гиндлер и Х. Якоби. Техника направлена на изучение целостного органического функционирования в мире, который человек воспринимает, частью которого он являемся. Для терапевта, работающего в этой традиции, представляет интерес “личная экология” человека: как он совершает действия, как относится к людям, ситуациям и объектам. Он стремится найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть продукт эволюционного развития природы человека, а что стало “второй натурой”, которая изолирует его.

     Чувственное сознавание – это процесс научения возвращаться в соприкосновение с телом и чувствами, со способностями, которыми человек располагал, будучи ребёнком, но утратил во время формального обучения. Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того, чтобы попытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Другая проблема детского опыта – совершение усилий: родители не хотят дожидаться естественного развития способностей их детей, и научают их “стараться”.

     Работа  чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов. Многие упражнения в этой системе основаны на повседневной человеческой деятельности – чтобы открыть отношение к окружающему, развить сознательную осведомлённость о том, что человек делает. Ещё один аспект чувственного сознавания включает отношение с другими. Большинство упражнений системы имеет внутреннюю, медитативную ориентацию. 

     2.8. Другие методы

     Вкратце расскажу и о других психотехниках, применяемых в телесно-ориентированной  психотерапии, но получивших сравнительно меньшую известность.

     Например, “биосинтез”. Его специфика заключается  в уважительном отношении к проблемам  клиента. Отличительная черта биосинтеза – глубинная проработка терапевта; терапевт должен постоянно очень  тонко чувствовать, что происходит с клиентом, что является залогом  продуктивной работы.

     Метод танцевально-двигательной терапии: инструментом здесь является танец; танцем здесь называется любое естественное движение тела или естественная позиция. Под настоящим танцем имеется в виду язык, передающий чувства, то, как люди с ними обращаются. Исследование языка движений открывает новое многообразие физической, эмоциональной и духовной жизни.

     Метод под названием “танатотерапия” разработан Владимиром Баскаковым и в переводе означает “исцеление смертью”. Это способ терапевтического использования “целительных свойств смерти”. Специфические приемы, точно моделирующие ситуацию смерти, позволяют испытать глубинные состояния, в результате которых переоцениваются многие вещи и многие проблемы находят свое разрешение. Любой страх, в конечном счете, это страх умереть, и танатотерапия – один из возможных способов работы с собственными страхами. При этом используются только телесно-ориентированные техники, и в этом состоит уникальность данного метода.  
 
 

     Заключение 

     Большинство известных телесно-ориентированных психотехник появились и развивались вне группового направления в психотерапии, однако чаще всего применяется как раз в групповых формах.

     В классических подходах телесно-ориентированной  психотерапии имеется ряд важных понятий, которые имеют основополагающее значение: “энергия”, “мышечная броня”, “почва под ногами” и так далее.

     В телесно-ориентированной психотерапии имеются свои психотерапевтические процедуры, влияющих на дыхание и способствующих пониманию телесного состояния и напряженных поз, а также двигательные упражнения, работающие с физическим контактом между участниками группы. Большинство групп телесно-ориентированной психотерапии включают физический контакт в групповое взаимодействие. Двигательные упражнения способствуют возврату участников к примитивному эмоциональному состоянию, к своей первичной природе. Одни упражнения призваны помочь обеспечить доступ к заблокированным эмоциям гнева и ярости, другие помогают каждому участнику высвобождать эмоции.

     На  основе упражнений руководитель и члены группы делают выводы о “броне характера” каждого участника, блоках спонтанного течения энергии, и делают анализ, соотнося телесное состояние с психологическими проблемами. В телесно-ориентированных психотехниках считается, что высвобождение негативных аффектов может приводить к позитивным личностным изменениям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 

     
  1. “Хрестоматия  по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике” (под редакцией  В. Баскакова). М., 1997. 2-ое издание.
  2. К. Рудестам. “Групповая психотерапия”. СПб., 1998.
  3. “Психотерапевтическая энциклопедия” (под редакцией Б. Карвасарского). СПб., 1998.
  4. А. Лоуэн. “Физическая динамика структуры характера”. М., 1996.
  5. Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. “Личность и личностный рост”. М, 1994.
 

     Также использовались различные ресурсы  из сети Интернет:

     http://www.chat.ru/~bodywork

     www.world-of-body.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Телесно-ориентированная психотерапия