Технология разрешения конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы дать основное понятие конфликта, описать разрешение конфликта на примере семейного. Задачи, стоящие при этом – собрать необходимую литературу, проанализировать, сделать выводы.
В первой главе описывается, как происходит возникновение конфликтов, какие бывают виды конфликтов.
Во второй главе дается описание технологии разрешения конфликтов, разрешение семейных конфликтов.
В конце работы приведены выводы и список литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1
1.1. Виды конфликтов 4
1.2. Конфликтогены 5
1.3. Динамика конфликтов 6
ГЛАВА 2
2.1. Технология разрешения конфликтов 7
2.2.Разрешение супружеского конфликта 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12

Работа содержит 1 файл

конфликт.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

                                     СОДЕРЖАНИЕ: 

      ВВЕДЕНИЕ                                                                        3

      ГЛАВА 1                                                            

            1.1. Виды конфликтов                                                 4

            1.2. Конфликтогены                                                    5

            1.3. Динамика конфликтов                                         6  

      ГЛАВА 2

            2.1. Технология разрешения конфликтов                 7

            2.2.Разрешение супружеского конфликта                8

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                 10

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          ВВЕДЕНИЕ 

      В нашей стране конфликтология находится на завершающей стадии формирования в самостоятельную науку. При условии своего быстрого развития конфликтология может сыграть в реформировании российского общества прогрессивную роль, т.е. помочь руководителям любого уровня принимать менее конфликтогенные решения; научить каждого человека правильно вести себя в социальных конфликтах; сохранить здоровье многим людям. Таким образом, конфликтология – это наука о конфликтах, о конфликтных ситуациях и путях их разрешений.

    В обществе широко распространено отрицательное отношение ко всяким конфликтам. Ведь конфликт – это всегда неприятные эмоции, нарушение взаимоотношений, потеря психического равновесия. Идея о полезной функции конфликтов не кажется очевидной, т.к. не находит прямого подтверждения в личном опыте. Но при этом мы упускаем из вида, что источником всякого развития является противоречие, столкновение разнонаправленных тенденций или сил.

    Каждый  согласится с тем, что в нашей  жизни конфликтные ситуации возникают  слишком часто. Если говорить, например, о работе руководителя, то 70-80% ее находится под гнетом скрытых и явных противоречий, игнорирование которых приводит к конфликтам.

    Анализ  большого числа конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, обращая внимание лишь на наиболее возмущающие их моменты, лежащие на поверхности и являющиеся следствием более глубоких причин.

    Цель  данной работы состоит в том, чтобы  дать основное понятие конфликта, описать разрешение конфликта на примере семейного. Задачи, стоящие при этом – собрать необходимую литературу, проанализировать, сделать выводы.

    В первой главе описывается, как происходит возникновение конфликтов, какие бывают виды конфликтов.

    Во  второй главе дается описание технологии разрешения конфликтов, разрешение семейных конфликтов.

    В конце работы приведены выводы и  список литературы. 

                                                  ГЛАВА 1

                                   1.1 Виды конфликтов 

    Конфликты бывают нескольких видов.

    1. Внутриличностный  конфликт. Проявляется на уровне конкретной личности, при этом происходит открытое противоборство между силами внутри нас. Это причина многих заболеваний, а также причина небольшой продолжительности жизни в нашей стране.

    «Психологи утверждают, что внутриличностный конфликт как бы подталкивает личность к конфликтному поведению, то есть она становится причиной многих межличностных и иных конфликтов (внешняя конфликтность)» (2;50). Это происходит потому, что лица с внутриличностным конфликтом находятся в состоянии высокой психической напряженности, что сказывается на отношениях и взаимодействии.

    Внутриличностный  конфликт не всегда виден. Часто человек сам не осознает, что находится в состоянии внутреннего конфликта, а иногда даже скрывает его. Примером внутриличностного конфликта может служить выбор между походом к стоматологу или дальнейшим мучением от зубной боли.

    2. Межличностный конфликт. Проявляется как открытое противоборство между двумя сторонами. Данные конфликты охватывают все сферы человеческих отношений и являются самыми распространенными.

    Межличностный конфликт характеризуется наличием у противоборствующих сторон взаимоисключающих целей, ценностей, мотивов. Это сопровождается активностью сторон, направленной на преодоление возникшей ситуации.

    Межличностные конфликты встречаются и в  транспорте, и в учебной группе, и на улице.

    3. Межгрупповой конфликт. Это конфликты между большими и малыми  социальными группами. Это распространенный вид конфликта. В качестве примера можно назвать конфликты между политическими партиями, стремящимися к власти, между конкурирующими фирмами за рынки сбыта и т.д. Но причинами могут служить межличностные конфликты между руководителями групп, втягивающих других членов.

    4. Внутригрупповой конфликт – это открытое противоборство внутри группы.

    В отечественной психологии считалось, что конфликты в группе являются негативным явлением, что их следует  устранять. В любой группе всегда есть повод для конфликтной ситуации, т.к. периодически в ней возникает конкуренция между людьми или подгруппами из-за власти или из-за престижа.

    Большое значение имеет характер отношений  группы с внешней средой. Если такие  отношения уравновешенны, то и к  внутригрупповым конфликтам группа проявляет терпимость. 

                                1.2 Конфликтогены 

      Наблюдения  показывают, что 80% конфликтов возникает  помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики  и того, что большинство людей либо не знают о них, либо не придают им значения.

      Главную роль в возникновении конфликтов играют  конфликтогены. Конфликтогенами мы называем слова или действия (бездействие), могущие привести к конфликту.

      Конфликтоген  не всегда приводит к конфликту, но уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, грубое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что "сойдет". Однако часто не "сходит" и приводит к конфликту.

      Суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Эта чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

      Получив в свой адрес конфликтоген, мы хотим компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытываем желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, потому что трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.  

                               1.3 Динамика конфликтов 

      Конфликт  можно рассматривать как непосредственное столкновение сторон и как развивающийся процесс, в котором выделяются четыре этапа.

      Первый  этап: здесь вступают в противоречие интересы оппонентов, определяется объект конфликта, создается конфликтная  ситуация, но открытого столкновения еще нет. Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Признаками конфликтной ситуации  являются дискомфорт и напряженность во взаимоотношениях.

      Второй этап: целенаправленно или случайно происходит инцидент. Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

      Третий  этап: происходит кризис отношений  между оппонентами. Этот этап «состоит из двух фаз – конструктивной (на которой еще сохраняется возможность  совместной деятельности, т.е. сохраняется  шанс разрешения конфликта путем переговоров) и деструктивной (когда никакое сотрудничество между оппонентами уже невозможно, они утрачивают самоконтроль и их необходимо разъединить) » (4; 183).

      Четвертый этап: завершение конфликта. Это происходит после устранения причины конфликта. На данном этапе важно, чтобы конфликт не затянулся и не превратился из объективного в субъективный.

      При эффективном управлении конфликтом его последствия могут быть функциональными (играть положительную роль) и устраивать все стороны. 

      Чаще конфликт вызывает дисфункциональные последствия: неудовлетворенность, плохое состояние духа конфликтующих сторон. 

                                                        ГЛАВА 2

                           2.1 Технология разрешения конфликтов 

      Технология  разрешения конфликтов начинается с установления причин конфликта. Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, т.к. могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.

      Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает  все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что затрудняет нахождение основных причин.

      В психологических исследованиях  определены принципы, которыми руководствуются  при разрешении конфликта.

      Принцип первый. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия. При этом необходимо отличить повод от истинной причины конфликта; определить его деловую основу; уяснить истинные мотивы вступления участников в конфликт.

      Принцип второй. Разрешение конфликта с учетом его целей. Нужно определить цели сторон, которые вступили в конфликт, провести границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия. В случае, если личностные цели преобладают, то надо применить к оппоненту меры воспитательного воздействия и выдвинуть определенные требования.

      Принцип третий. Разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний. При сопровождении конфликта бурными реакциями необходимо провести разъяснительную беседу в спокойной обстановке.

      Принцип четвертый. Разрешение конфликта с учетом особенностей участников. В данном случае нужно разобраться в особенностях личности каждого, при этом выяснить, отличаются ли они уравновешенностью, какова выраженность темперамента и т.д. Эти меры помогут выбрать правильный тон в общении при разрешении конфликта.

      Принцип пятый. Разрешение конфликта с учетом его динамики. Так как конфликт развивается по определенным стадиям, то для каждой из них существуют определенные формы его разрешения. На первых стадиях рациональны беседы, а на этапе бескомпромиссных столкновений нужно применить все возможные меры. При этом выбор воздействия определяется с учетом личностных особенностей конфликтующих. 

                        2.2 Разрешение супружеского конфликта 

      Уникальность  семьи состоит в том, что несколько человек взаимодействуют тесным образом на протяжении нескольких лет или нескольких десятков лет. В таком случае просто не может быть, чтобы не возникали конфликты и споры.

      Семейные  конфликты могут быть между супругами; родителями и детьми; супругами и родителями каждого из супругов; бабушками, дедушками и внуками.

      Основную  роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты, которые чаще всего случаются из-за неудовлетворения потребностей супругов. Супружеские конфликты – это открытое противоборство между супругами. Существует несколько основных причин супружеских конфликтов:

      1) неудовлетворение потребности в  положительных эмоциях, т.е. отсутствие  ласки, заботы;  

Информация о работе Технология разрешения конфликтов