Технология обучения в сотрудничестве

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Английский язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Содержание

Введение………………………………………………................................3
Технология обучения в сотрудничестве………………………...…5
Метод проектов…………………………………………………...…7
Технология «Развитие критического мышления»……………….11
Игровая технология …………………………...........................…..13
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Vvedenie.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………................................3

    1. Технология обучения в сотрудничестве………………………...…5
    2. Метод проектов…………………………………………………...…7
    3. Технология «Развитие критического мышления»……………….11
    4. Игровая технология …………………………...........................…..13

Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Английский язык, как учебный  предмет, обладает большими возможностями  для  создания условий культурного  и личностного становления школьников.  Социальный  заказ общества в области обучения иностранному языку выдвигает задачу развития личности  учащихся, усиления  гуманистического  содержания  обучения,  более  полной  реализации воспитательного,  образовательного  и   развивающего   потенциала   учебного предмета  применительно  к  индивидуальности  каждого  ученика.  Поэтому  не случайно, что основной целью  обучения  иностранного языка  на  современном  этапе  развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать  в межкультурной   коммуникации   на   изучаемом   языке    и    самостоятельно совершенствоваться  в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности [6] .

Эти задачи могут  быть достигнуты лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подростков, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Личностно-ориентированный  подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели при обучении каждому учебному предмету, содержание обучения, методы и приёмы/технологии обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и учащегося, ученика и средств обучения и т. д.), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды. [7]

Нужно отметить актуальность данной темы, так как личностно-ориентированное обучение используется в педагогической практике нашего времени довольно часто. И любому педагогу необходимо знать основы личностно ориентированного развивающего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Технология обучения в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро “схватывают” все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя  группами американских педагогов: Р. Славином из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э. Аронсона из университета штата Калифорния.

Опираясь на идеи конструктивистского  подхода к организации учебного процесса, зарубежные педагоги разработали ряд методик по организации учебной деятельности учащихся, основной идеей которых является самостоятельная работа учащихся в малых группах.

На смену фронтальным  видам работ все больше приходят индивидуальные, парные и групповые. Работа учащихся в группе от двух до пяти человек над одним заданием, работа над одним проектом учащихся, объединенных одной идеей, оказываются намного продуктивнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов.

Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых  групп учеников в реальном или  виртуальном (при дистанционном  обучении на базе компьютерных телекоммуникаций) классе. Учебные задания структурируются  таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.

Роль преподавателя также  меняется. Он оказывается свободным, его функции сводятся к консультированию учащихся, он уделяет больше внимания отдельным ученикам или группе учащихся.[8]

Практика показывает, что  вместе учиться не только легче, но интереснее и значительно эффективнее. И это касается как академических  успехов по предмету, так и интеллектуального  и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества пригодятся ребятам и в школе, и в жизни. Учителю же эта система дает колоссальные возможности для творческого подхода и к предмету, и к ученикам.

Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей  сути. Она получила развитие усилиями многих педагогов во многих странах  мира и поэтому довольно разнообразна в своих вариантах. Однако при  всем разнообразии существуют основные принципы обучения в сотрудничестве.

Принципы:

- взаимозависимость  членов группы;

- личная ответственность  каждого члена группы за собственные  успехи и успехи группы;

- совместная  учебно-познавательная деятельность  в группе;

- общая оценка  работы группы.

Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании таких  умений и одновременно подготовить  к более сложным видам деятельности с информацией при использовании  разных методов,  решить огромное количество задач, обеспечивающих развитие личности каждого ученика.

 

 

2. Метод проектов

Метод проектов является другим явным представителем личностно-ориентированных технологий обучения. 

 Метод  проектов  успешно  развивался  благодаря   педагогическим  идеям американского педагога  и  психолога  Дж.  Дьюи,  а также его учеников  и последователей В.Х. Килпатрика, Э.У. Коллингса. Дж.  Дьюи  предложил  реформу школьного образования, согласно которой знания должны  были  извлекаться  из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Дж. Дьюи [9]  выдвигал  лозунг,  который является  одним из основных  тезисов  современного  понимания  проектного  обучения:  «Обучение посредством  деланья  ». При  этом  Дж.  Дьюи   выделял   ряд требований  к успешности обучения:

      -  проблематизация учебного материала;

      -  активность ребенка;

      -  связь обучения с жизнью  ребенка, игрой, трудом.

       Таким образом, Дж. Дьюи утверждал, что ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях и, следовательно,  является   активным  субъектом своего обучения.

По словам Е.С, Полат, в основе современного понимания проектной методики лежит «использование широкого спектра проблемных,  исследовательских, поисковых методов,   ориентированных   четко   на   реальный   практический результат, значимый для ученика, с одной  стороны,  а  с  другой  разработка проблемы целостно, с учетом  различных  факторов  и  условий  ее  решения  и реализации результатов» [3].

      «Чтобы  добиться  такого,  результата»,  -  продолжает   Е.С.   Полат,

«необходимо  научить  детей  самостоятельно  мыслить,  находить   и   решать проблемы, привлекая для этой цели знания  из  разных  областей,  способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов  решения, умения устанавливать причинно-следственные связи»

[3]. 

Исходя  из  вышесказанного,  необходимо   сделать   следующий   вывод: проектное  обучение  всегда  ориентировано   на   самостоятельную   активно- познавательную практическую деятельность  учащихся  при  решении  личностно- значимой  проблемы,   в  процессе  которой  происходит   открытие   основных закономерностей научной теории и их глубокое усвоение.

Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркина предложила в своем ученом пособии такую классификацию проектов:

1. По методу, доминирующему в проекте

• исследовательские

• творческие

• приключенческие, игровые

• информационные

• практико-ориентированные

2. По характеру  координирования проекта

• с явной  координацией

• со скрытой  координацией

3. По характеру контактов

• внутренние (региональные)

• международные

4. По количеству  участников

• личностные (индивидуальные)

• парные

• групповые

5. По продолжительности  проведения

• краткосрочные

• средней продолжительности

• долгосрочные

Также они выделили следующие этапы:

1. Подготовительный, который включает в себя следующие  шаги:

- планирование  преподавателем проекта в рамках  тем программы

- выдвижение  идеи преподавателем на занятии

- обсуждение  идеи учениками, выдвижение своих  идей, аргументирование своего мнения (большой проект)

2. Организация  работы:

- формирование  микрогрупп

- распределение  заданий в микрогруппах

- практическая  деятельность учащихся в рамках  проекта

3. Завершающий  этап:

- промежуточный  контроль (длительный проект)

- обсуждение  способа оформления проекта

- документирование  проекта

- презентация  результатов проекта всей группе (мероприятие или семинар)

- подведение итогов выполнения  проекта: обсуждение результатов,  выставление оценок

4. Этап практического  использования результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов, выставки и т.д.) [11]

Можно перечислить основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в  исследовательском, творческом плане  проблемы/задачи, требующей интегрированного  поиска для ее решения (например, проблема свободного времени у молодежи, проблемы семьи и т.д.);

- практическая, теоретическая  значимость предполагаемых результатов  (например, доклады, совместный выпуск  газеты, план обустройства дома  и т.д.);

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся на занятии или во внеурочное время;

- структурирование содержательной  части проекта (с указанием  поэтапных результатов и распределением  ролей);

- использование  исследовательских методов; определение  проблемы, выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.). [11]

Метод проектов является одним из востребованных в раннем обучении детей иностранному языку. Его применения способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка, формированию мотивации к получению учащимися знаний. Главная задача педагога – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда будет достигнут результат. А его получение зависит от четкой организации деятельности учителя.

 

3. Технология «Развитие критического мышления»

Технология «Развитие  критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, в процессе которой эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение. Применяя эту технологию, учитель помогает школьникам определить область их знания и незнания и спланировать действия  по расширению пространства знания. Обязательным этапом являются рефлексивные действия учащихся и педагога.

Данная технология предлагает возможности для свободного развития каждой личности, способствует актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, стимулирования мыслительной деятельности, развитию творческого типа мышления. Она позволяет эффективно развивать географическое мышление. [12]

Информация о работе Технология обучения в сотрудничестве