Технологии развивающего обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:00, реферат

Описание работы

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения. К ним можно отнести следующие: «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения — это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь).

Работа содержит 1 файл

Реф. Метод обучения.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

      в) методы  оценочные, называемые также экспонирующими  с доминацией эмоционально-художественной  активности:

      — импрессивные  методы;

      — экспрессивные  методы;

      — практические  методы;

      — учебные  методы;

      г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания.

      Основанием  такой типологии методов является  у В. Оконя идея постоянного  развития творческих основ личности  через структурирование преподаваемых  знаний и методов преподавания. “Информация, которая необходима человеку, всегда предназначена для какой-то цели, а именно для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира природы, общества, культуры. Структурное мышление — это такое мышление, которое объединяет известные нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в сознание молодого человека, то каждый из элементов в этих структурах имеет собственное место и связан с другими структурами. Таким образом, в представлении учащегося образуется своеобразная иерархия — от самых простых структур наиболее общего характера до сложных.

      Понимание  основных структур, имеющих место  в живой и неживой природе,  в обществе, в технике и искусстве,  — может способствовать творческой  деятельности, основанной на познании новых структур, подборе элементов и установлению связей между ними”.

      11. Исходя  из того, что целостный педагогический  процесс обеспечивается единой  классификацией методов, которая  в обобщенном виде включает  в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией. За ее основу он берет следующие:

      - Классификация  по соответствию методов обучения  логике общественно-исторического  развития.

      - Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.

      - Классификация  методов обучения по их роли  и значению в развитии сущностных  сил, психических процессов, духовно-творческой  активности.

      - Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей.

      - Классификация  методов обучения по способам  передачи и получения информации.

      - Классификация  методов обучения по степени  эффективности их идейно-воспитательного  воздействия, “влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов” и стимулов поведения.

      - Классификация  методов обучения по основным  этапам обучающе-познавательного  процесса (методы этапа восприятия  — первичного усвоения; методы-этапа  усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения).

      В выделенных  Б.Т.Лихачевым классификациях отдается  предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде  характеристики методов обучения  всех других классификаций.

      В ряд названных классификаций методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон. Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение

      их в  группы по жесткой схеме не  оправдано, так как это сдерживает  совершенствование учебного процесса.

      По-видимому, следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей стегтени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя бы одного из компонентов, даже в очень малой дозе, в составе лекарственного препарата (это снижает или вовсе изменяет его лечебные свойства).

      Свои функции выполняют  и методы, применяемые в учебно-воспитательном  процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контроль но-коррек-ционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.


Информация о работе Технологии развивающего обучения