Технологии развивающего обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:00, реферат

Описание работы

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения. К ним можно отнести следующие: «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения — это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь).

Работа содержит 1 файл

Реф. Метод обучения.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию


НОУ «Балтийский  Гуманитарный Институт»

Экономический факультет 

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

 

Дисциплина «Психология и педагогика»

Реферат

 

Тема «Технологии развивающего обучения»

Выполнила: студентка 1 курса,  специальность Финансы и Кредит,

Дата выполнения: 12.04.09

Проверил: научный руководитель к.ист.н., доц. Гурьев М.Е. (………………)

Дата проверки: .. .. …..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

(2009)

 

Общее понятие о методах обучения

 

      Метод  (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

      В педагогике  имеется множество определений  понятия «метод обучения. К ним  можно отнести следующие: «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения — это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

      Методы  лежат в основе всего учебного  процесса. Поставленные цели достигаются  через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность педагога) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности учителей и учащихся приводит дидактов к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения — это способ организации учебно-познавательной деятельности.

      В методе  обучения находят, таким образом,  воплощение особенности работы  по достижению цели в соответствии  с дидактическими закономерностями, принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога, совокупностью различных особенностей учащихся и условиями протекания учебного процесса. Соотношение двух составляющих метода позволяет рассматривать его как развивающуюся педагогическую категорию, обладающую неограниченными возможностями совершенствования. В то же время есть определенные суждения, согласно которым: 1) метод— объективно возникшая субстанция; 2) метод — личное творчество педагога, его детище, его педагогический шедевр. Такая полярность суждений все же позволяет диалектически подойти к высокой оценке личного мастерства и искусства педагога в развитии методов обучения. Этого мнения придерживаются М.И. Махмутов, Б.Т. Лихачев, Т.А. Ильина, И.Ф. Харламов и другие педагоги.

      Прием  обучения. Анализируя определения  понятия из разных педагогичных  источников, прием обучения можно  сформулировать так: это составная часть метода, единичное действие, конкретный способ, частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Одни и те же приемы могут входить в состав разных методов обучения. Или один и тот же метод может включать разные приемы, исходя из уровня мастерства педагога. К ним можно отнести: показ учителя, сообщение плана работы, прием записей учащихся базовых понятий, прием сравнения и т.п. Приемы используются в целях активизации восприятия детьми учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.

      Приемы  обеспечивают решение задачи, выполняемой  тем или иным методом. В обучении  имеют место возможные переходы  методов в приемы и нооборот (метод в прием, прием в метод), вызванные спецификой обучения.

      История  развития методов обучения получила  свое начало в древности, в  первобытном обществе. Обучение  детей проходило в процессе  практической жизни взрослых. Оно  совершалось через практику, наглядность,  слово. Подражая взрослым, наблюдая  и повторяя действия взрослых (делай, как я), совершенствуя их, дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшее развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условием развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. В простейших вариантах эти методы использовали первобытные охотники. (На песке или глине почти в натуральных масштабах изображали сцены предстоящей охоты. Молодые охотники упражнялись в отработке необходимых навыков и умений, способов охоты: метали копья, окружали животное, согласовывали действия).

      Несмотря  на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.

      В последующие  периоды социального развития  величайшим изобретением человечества  стала книга, а в наши дни  — видеотехника и компьютерные  системы. Они тоже являются  самостоятельными и многоаспектными  методами обучения. Следует отметить, что книгу и видеоматериалы можно рассматривать и как источники информации.

 

Классификация методов  обучения

 

      В мировой  и отечественной практике предпринято  много усилий по классификации  методов обучения. Так как метод  категория универсальная, “многомерное образование”, обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций. Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.

      Предложено  много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.

      1. Классификация  методов по источнику передачи  и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются следующие признаки и методы:

      а) пассивное  восприятие — слушают и смотрят  (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);

      б) активное  восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный  метод.

      2. Классификация  методов на основании дидактических  задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена  последовательность приобретения  знаний на конкретном этапе  (уроке):

      а) приобретение  знаний;

      б) формирование  умений и навыков;

      в) применение  приобретенных знаний;

      г) творческая  деятельность;

      д) закрепления;

      е) проверки  знаний, умений и навыков.

      3. Классификация  методов по источникам передачи  информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.). Методами этой классификации являются:

      а) словесные  — живое слово учителя, работа  с книгой;

      б) практические  — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).

      4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной

      деятельности  отражает уровень самостоятельной  деятельности учащихся. Этой классификации  присущи следующие методы:

      а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);

      б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);

      в) проблемное  изложение знаний;

      г) частично-поисковый  (эвристический);

      д) исследовательский.

      5. Классификация  методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами:

      а) методы  преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;

      б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.

      6. Классификация  методов по организации и осуществлению  учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов:

      а) методы организации  и осуществления учебно-познавательной  деятельности:

      словесные  (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация  и др.), практические (упражнения, лабораторные  опыты, трудовые действия и  д.р.),

      репродуктивные  и проблемно-поисковые (от частного  к общему, от общего к частному),

      методы  самостоятельной работы и работы  под руководством преподавателя;

      б) методы  стимулирования и мотивации учебно-познавательной  деятельности:

      методы  стимулирования и мотивации интереса  к учению (используется весь арсенал  методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в

      учении;

      в) методы  контроля и самоконтроля за  эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

      7. Классификация  методов обучения, в которой в  единстве сочетаются источники  знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).

      8. Классификация  методов в сочетании с формами  сотрудничества в обучении предложена  немецким дидактом Л. Клинбергом.

      а) Монологические  методы:

      - лекция;

      - рассказ;

      - демонстрация.

      б) Формы  сотрудничества:

      - индивидуальные;

      - групповые;

      - фронтальные;

      - коллективные.

      в) Диалогические  методы: - беседы.

      9. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения:

      а) искусственное  (школьное);

      б) естественное (окказиальное).

      Этим  методам соответствуют два метода  обучения:

      а) преподносящее;

      б) поисковое.

      10. Классификация  (типология) методов преподавания, изложенная в “Введении в общую  дидактику” В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами:

      а) методы  усвоения знаний, основанные главным  образом на познавательной активности  репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);

      б) методы  самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные  на творческой познавательной  активности в ходе решения  проблем:

      - классический  проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;

      - метод  случайностей (Англия и США) относительно  прост и основан на рассмотрении  небольшой группой учащихся описания  какого-либо случая: формулировка  учащимися вопросов объяснения  этого случая, поиск ответа, ряда  возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.;

      - ситуативный  метод основан на введении  учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное  решение, предвидеть последствия  этого решения, найти другие  возможные решения;

      - банк  идей — это метод мозгового  штурма; основан на групповом  формировании идей решения какой-либо  задачи, проверке, оценке и выборе  нужных идей;

      - микро-преподавание  — метод творческого обучения  сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента;

      - дидактические  игры — использование игровых  моментов в учебном процессе  служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе);

Информация о работе Технологии развивающего обучения