Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:00, реферат
Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения. К ним можно отнести следующие: «методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения — это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь).
Федеральное агентство по образованию
НОУ «Балтийский Гуманитарный Институт»
Экономический факультет
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Тема «Технологии развивающего обучения»
Выполнила: студентка 1 курса, специальность Финансы и Кредит,
Дата выполнения: 12.04.09
Проверил: научный руководитель к.ист.н., доц. Гурьев М.Е. (………………)
Дата проверки: .. .. …..
Санкт-Петербург
(2009)
Общее понятие о методах обучения
Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.
В педагогике
имеется множество определений
понятия «метод обучения. К ним
можно отнести следующие: «мето
Методы
лежат в основе всего учебного
процесса. Поставленные цели достигаются
через правильно выбранный
В методе
обучения находят, таким
Прием
обучения. Анализируя определения
понятия из разных
Приемы
обеспечивают решение задачи, выполняемой
тем или иным методом. В
История
развития методов обучения
Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.
В последующие
периоды социального развития
величайшим изобретением
Классификация методов обучения
В мировой
и отечественной практике
Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них.
1. Классификация
методов по источнику передачи
и характеру восприятия
а) пассивное
восприятие — слушают и
б) активное
восприятие — работа с книгой,
наглядными источниками;
2. Классификация
методов на основании
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений и навыков.
3. Классификация
методов по источникам
а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой;
б) практические
— изучение окружающей
4. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной
деятельности
отражает уровень
а) объяснительно-
б) репродуктивный
(границы мастерства и
в) проблемное изложение знаний;
г) частично-поисковый (эвристический);
д) исследовательский.
5. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами:
а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;
б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.
6. Классификация
методов по организации и
а) методы организации
и осуществления учебно-
словесные
(рассказ, лекция, семинар, беседа),
наглядные (иллюстрация,
репродуктивные
и проблемно-поисковые (от
методы
самостоятельной работы и
б) методы
стимулирования и мотивации
методы
стимулирования и мотивации
учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
7. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).
8. Классификация
методов в сочетании с формами
сотрудничества в обучении
а) Монологические методы:
- лекция;
- рассказ;
- демонстрация.
б) Формы сотрудничества:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- коллективные.
в) Диалогические методы: - беседы.
9. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения:
а) искусственное (школьное);
б) естественное (окказиальное).
Этим
методам соответствуют два
а) преподносящее;
б) поисковое.
10. Классификация
(типология) методов
а) методы
усвоения знаний, основанные главным
образом на познавательной
б) методы
самостоятельного овладения
- классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера;
- метод
случайностей (Англия и США) относительно
прост и основан на
- ситуативный
метод основан на введении
учащихся в сложную ситуацию,
задача понять и принять
- банк
идей — это метод мозгового
штурма; основан на групповом
формировании идей решения
- микро-преподавание
— метод творческого обучения
сложной практической
- дидактические игры — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе);