Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 08:23, контрольная работа
Актуальность темы исследования определяется тем, что личность есть особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. В основедиспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта.
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Г.Ю. Айзенка
1.1. Основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка
1.2. Основные типы личности
1.3. Измерение черт личности
Глава II. Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка
1. Организация, процедура и методика исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Неустанные усилия Айзенка создать целостную картину личности достойны вос-хищения. Многие психологи считают его первоклассным специалистом, чрезвы-чайно плодотворным в своих попытках создать научно обоснованную модель структуры и функционирования личности. Во всех работах Айзенк постоянно подчеркивал роль нейрофизиологических и генетических факторов в объяснении индивидуальных поведенческих различий. Кроме того, он утверждает, что точная процедура измерения является краеугольным камнем построения убедительной теории личности (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997). Следует также отметить его вклад в исследования в области криминологии, образования, психопатологии и изменения поведения. В целом, ка-жется логичным заключить, что популярность теории Айзенка еще возрастет и будут продолжаться попытки ученых совершенствовать и расширять его теорию черт личности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне.
Теория
типов личности Айзенка основывается
на факторном анализе. Его иерархическая
модель структуры личности включает
типы, черты личности, привычные
реакции специфические реакции.
Типы представляют собой континуумы,
на которых между двумя
Айзенк видит лишь два главных типа (субчерты), лежащих в основе структуры личности: интроверсия-экстраверсия, стабильность-нейротизм. Рассмотрены явные особенности поведения, являющиеся результатом комбинаций этих двух типов. Например, люди, являющиеся одновременно интровертами и стабильными, имеют тенденцию контролировать свои поступки, в то время как экстраверты, отличающиеся стабильностью, склонны вести себя беззаботно. Айзенк утверждает, что индивидуальные различия по этим двум субчертам, тесно связаны с нейрофизиологическими особенностями человеческого организма. Айзенк придает генетическому фундаменту черт личности гораздо большее значение, чем другие персонологи.
Айзенк, помимо опросника EРi, еще несколько опросников для оценки основных субчерт, лежащих в основе его иерархической модели личности.
Нами был описан в работе личностный опросник Айзенка EРi, а также проведенное с его применением диагностическое исследование, демонстрирующее разницу в поведении между интровертами и экстравертами.
Список литературы
1. Грановская
Р.М. Элементы практической
2. Данилова
Н.Н., Крылова А.Л. Физиология
3. Ильин
Е.П. Дифференциальная
4. Кречмер Э. Строение тела и характер: Пер. с нем. / Послесл., коммент. С.Д. Бирюкова. - М.: Педагогика-Пресс, 1995. - 607 с.
5. Крупнов
А.И. Динамические черты
6. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с.
7. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.
8. Психология и психоанализ характера. - Самара: «Бахрах», 1998. - 640 с.
9. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. - 672 с.
10. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Методическое пособие. - М., 1990.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с.
12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 512 с.