Талант и гениальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на то, что проблема таланта и гениальности стоит перед психологами
в течение долгого времени на сегодняшний день не существует единой
концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в
полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые
аспекты данной проблемы.
При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях
понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия

Содержание

Введение.
Определение понятия способности и их классификация.
Понятие одаренности и её структура.
Талант и его энергопотенциал.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии и педагогике.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества. 

Одаренность - это  своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции  одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения  во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. 

Специальная одаренность  характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся  в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем. 

В целом же можно  представить одаренность как  систему, включающие следующие компоненты: 

анатомо-физиологические  задатки; 

сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью; 

интеллектуальные  и мыслительные возможности, позволяющие  оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; 

эмоционально-волевые  структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное  поддерживание; 

высокий уровень  продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других. 

Опираясь на работы многих исследователей, выдвинута следующая синтетическая структура творческой одаренности, она включает в себя: 

доминирующую роль познавательной мотивации; 

исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы; 

возможности достижения оригинальных решений; 

возможности прогнозирования  и предвосхищения; 

способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки. 

При этом считается принципиально важным отметить, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования "творческого человека". Исследования также позволили выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие: 

задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов; 

интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов; 

любознательность, стремление к созданию нового, склонность к  решению и поиску проблем; 

быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов; 

склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям. выработке  эталонов для последующего отбора; 

проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий; 

эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное  отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т. д.  

настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность  в работе, смелое принятие решений; 

творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность  в решениях, рациональное использование  средств, времени и т.п.; 

интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам; 

сравнительно более  быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством; 

способности к выработке  личностных стратегий и тактик при  решении общих и новых специальных  проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т.п.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать  по: 

пониманию и структурированию исходной информации; 

постановки задачи; 

поиску и конструированию  решений; 

прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез. 

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы: 

медленный; 

быстрый; 

сверхбыстрый. 

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия: 

желание превзойти  существующие достижения (сделать лучше, чем есть); 

достичь результата высшего класса; 

реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики. 

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три  типа: 

вдохновенный (иногда эйфорический); 

уверенный; 

сомневающийся. 

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т.д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности. 

4. Талант и его энергопотенциал.

При определении  понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер.

Талант определяется как дарование к чему-либо, а  дарование как способность,

данная богом. Иными  словами, талант - это врожденные способности, данные

богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных

слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся

врожденное качество, особые природные способности. Одаренность

рассматривается, как  состояние таланта, как степень  выраженности таланта.

Талант - это человек, оригинально решающий всем известные задачи.”

В энеогопотенциале таланта есть  прямая связь с  психодинамиескими концепциями  личности, например с идеей Фрейда о том, что талант –это продукт  сублимации либидо,

разрядка психической  энергии по особенным каналам, для поддержания

гомеостаза личности , в некотором роде механизм самосохранения для

высокоэнергетичной  системы, «аварийный клапан».Таким  образом можно

представить талант как функциональную систему, счастливый результат

соединения компонентов личности, в которой поступающая извне по сенсорным каналам информация перерабатывается благодаря наличию тех самых избыточных ресурсов латентной энергии.

Может сложиться  впечатление, что только внутренние генетические факторы

позволяют человеку быть талантливым, но оно несомненно ошибочно. Ведь

главное качественное

отличие таланта  именно в его реализации в процессе деятельности.

Необычайно богата и насыщена эмоциями жизнь у всех талантливых людей, чья одарённость  заключается в способности к  вербализации образов или в способности выражать их изменяя объективную действительность, т.е у писателей, поэтов, художников и др. Их отличает возможность передать другим людям своё эмоциональное состояние, дать другим почувствовать то, что они чувствовали, увидеть то, что они видели. Так как эмоциональная сфера генетически первоначально связана с инстинктами и влечениями, а так же с установками, как сознательными, так и бессознательными, то многие тенденции предопределяющие как замысел, так и сам процесс творчества, могут никогда не осознаваться человеком. Часто процесс творчества выглядит нежданным озарением, хотя за этим состоянием скрывается долгая психическая работа. Этот же самый процесс осознания может оказаться и сильно растянутым во времени.

              

Заключение.

В заключении могу лишь добавить свой вывод, который был сделан на основе выше изложенного материала. По моему мнению талант , одаренность и способности человека взаимосвязаны между собой.  Я считаю, что они совокупны и дополняют себя в полной мере. Так талант не может существовать самостоятельно если его не развивать, а развитие  таланта возможно лишь при наличии определенных способностей заложенных в человеке и его внутренней одаренности. Так же одаренность не сможет перерасти в талант, без имеющихся или приобретенных способностей. 
 
 
 
 

Литература

М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков.  Общая, социальная и юридическая психология.–М.,1997

Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.

Матюшкин А.М. Загадки  одарённости. М.,Школа-пресс,1993г

Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - М., Педагогика, 1989г 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Талант и гениальность