Талант и гениальность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на то, что проблема таланта и гениальности стоит перед психологами
в течение долгого времени на сегодняшний день не существует единой
концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в
полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые
аспекты данной проблемы.
При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях
понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия

Содержание

Введение.
Определение понятия способности и их классификация.
Понятие одаренности и её структура.
Талант и его энергопотенциал.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии и педагогике.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

                                              План 
 

    1. Введение.
    2. Определение понятия способности и их классификация.
    3. Понятие одаренности и её структура.
    4. Талант и его энергопотенциал.
    5. Заключение.
    6. Литература.
 

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         

                                  Введение 

Несмотря на то, что  проблема таланта и гениальности стоит перед психологами

в течение долгого  времени на сегодняшний день не существует единой

концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла  её в

полном  объёме. Большинство  теорий  личности рассматривают  лишь некоторые

аспекты данной проблемы.

При рассмотрении психологической  литературы встаёт вопрос о соотношениях

понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия

одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются.

Гениальность рассматривается  как высшая степень проявления таланта  или

одарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий для

дальнейшего раскрытия  проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие способностей.  

Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических  и

приобретенных регуляционных  свойств, которые определяют психические

возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим,

психофизиологическим  и психическим возможностям человека. Способность – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы,

наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность  к конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс

способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, —

одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые

свершения, — гениальность (от латинского "genius" — дух).

Психические особенности  одаренности и тем более гениальности проявляются в

высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его  комбинаторных

качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в

которую никто не может попасть; гениальность — попадание  в цель, которую

еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к

поиску принципиально  нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди

отличаются ранним интенсивным психическим развитием, развитию одаренности и

гениальности содействуют  благоприятные социальные условия, не сковывающие

нестандартные черты  личности. Общество должно быть духом  определенных

социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам.

Они проявляются  в скорости и прочности овладения  способами определенной

деятельности, выступают  как регуляционные особенности психической

деятельности индивида.

Задатками способностей являются особенности нервной системы,

обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных  корковых зон и

полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования

временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй

сигнальных систем.

Природные предпосылки  способностей многозначны — на их основе могут быть

сформированы различные  способности, они поддаются перестройке

(рекомбинации). Это  обеспечивает компенсаторные возможности психической

регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов  восполняется

силой других компонентов.(«1») 

  В современной  психологии и на протяжении  всей истории её развития можно

встретить разные определения  понятия «Способности»: 

1.  Способности-  свойства души человека, понимаемые  как совокупность

  всевозможных  психологических процессов и  состояний. Это наиболее широкое

  и старое  определения

   способностей.

2.  Способности  представляют собой высокий уровень  развития общих и

  специальных  знаний, умений и навыков, обеспечивающих  успешное выполнение

  человеком различных  видов деятельности. Данное определение  было

  распространено  в психологии XVIII- XIX веков.

3.Способности - это  то, что не сводится к знаниям,  умениям и навыкам, но

объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное

использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее

распространено. Оно  вместе с тем является наиболее узким  из всех трёх/ 

КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ 

Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь

необходимо различать  природные, или естественные, способности  и

специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое

происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека

и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными

способностями являются восприятие, память, мышление, способность  к

элементарным коммуникациям  на уровне экспрессии. Эти способности

непосредственно связаны  с врожденными задатками, но не тождественны им, а

формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через

механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. 

     У человека, кроме биологически обусловленных,  есть способности,

обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и

специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании

речью и логикой, теоретические и практические, учебные  и творческие,

предметные и межличностные. 

Общие способности  включают те, которыми определяются успехи человека в

самых различных  видах деятельности. К ним, например, относятся умственные

способности,

тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная  речь и

ряд других. Специальные  способности определяют успехи человека в

специфических видах  деятельности, для осуществления  которых необходимы

задатки особого  рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические,

лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие,

спортивные и ряд  других. Наличие у человека общих  способностей не исключает

развития специальных  и наоборот. Нередко общие и  специальные способности

сосуществуют, взаимно  дополняя и обогащая друг друга.

   Теоретические  и практические способности отличаются тем, что первые

предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим  размышлениям,

а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в

отличие от общих  и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом,

вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей. 

     Учебные  и творческие способности отличаются  друг от друга тем, что

первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком

знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как

вторые - создание предметов  материальной и духовной культуры, производство

новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в

различных областях человеческой деятельности. 

     Способности  к общению, взаимодействию с  людьми, а также предметно-

деятельностные, или  предметно-познавательные, способности - в наибольшей

степени социально  обусловлены. В качестве примеров способностей первого

вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее

коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и

оценивания людей, способности социально-психологической  адаптации к

различным ситуациям, способности входить в контакт  с различными людьми,

располагать их к  себе, оказывать на них влияние  и т.п.

3.Общие и специальные способности 

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов

деятельности, в которые  включаются люди. Кроме разделения способностей по

видам деятельности, в которых они проявляются, способности  принято делить

на общие и специальные.

Одной из задач психологической  теории является определение сущности

способностей, закономерностей  их развития и появления, а также  путей их

формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии,

исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема

способностей может  быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее

психическое явление. 

Специальные способности  представляют собой своеобразную форму  проявления

общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях. 
 
 

                      3.   Понятие одаренность

Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых  для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. 

Как и отдельные  способности, одаренность может  быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности). 

Очень важно исследовать  вопрос о том, какие способности  являются "ключевыми", ведущими для  каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда. 

Качественное своеобразие  одаренности человека обязательно  сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно  занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом. 

Таким образом, благодаря  качественному своеобразию сочетания  способностей у различных людей  для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов  творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.  

Информация о работе Талант и гениальность