Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:36, контрольная работа
Несмотря на то, что проблема таланта и гениальности стоит перед психологами
в течение долгого времени на сегодняшний день не существует единой
концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в
полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые
аспекты данной проблемы.
При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях
понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия
Введение.
Определение понятия способности и их классификация.
Понятие одаренности и её структура.
Талант и его энергопотенциал.
Заключение.
Литература.
Несмотря на то, что проблема таланта и гениальности стоит перед психологами
в течение долгого времени на сегодняшний день не существует единой
концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в
полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые
аспекты данной проблемы.
При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях
понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия
одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются.
Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или
одарённости. Отсюда
следует необходимость в
дальнейшего раскрытия
проблемы.
1.Понятие способностей.
Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и
приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические
возможности человека
в различных видах
Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим,
психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способность – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.
В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы,
наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.
Высокая способность к конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс
способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, —
одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые
свершения, — гениальность (от латинского "genius" — дух).
Психические особенности
одаренности и тем более
высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных
качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в
которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую
еще никто не видит.
Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к
поиску принципиально нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди
отличаются ранним
интенсивным психическим
гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие
нестандартные черты личности. Общество должно быть духом определенных
социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам.
Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной
деятельности, выступают как регуляционные особенности психической
деятельности индивида.
Задатками способностей являются особенности нервной системы,
обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и
полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования
временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй
сигнальных систем.
Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть
сформированы различные способности, они поддаются перестройке
(рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической
регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется
силой других компонентов.(«1»)
В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно
встретить разные определения
понятия «Способности»:
1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность
всевозможных
психологических процессов и
состояний. Это наиболее
и старое определения
способностей.
2. Способности
представляют собой высокий
специальных
знаний, умений и навыков,
человеком различных видов деятельности. Данное определение было
распространено в психологии XVIII- XIX веков.
3.Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее
распространено. Оно
вместе с тем является наиболее узким
из всех трёх/
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ
Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь
необходимо различать природные, или естественные, способности и
специфические человеческие
способности, имеющие общественно-
происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека
и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными
способностями являются восприятие, память, мышление, способность к
элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности
непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а
формируются на их основе
при наличии элементарного
механизмы научения
типа условно-рефлекторных связей.
У человека,
кроме биологически
обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и
специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании
речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие,
предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в
самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные
способности,
тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и
ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в
специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы
задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие,
спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает
развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности
сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.
Теоретические
и практические способности
предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям,
а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в
отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом,
вместе встречаясь
только у одаренных, разносторонне талантливых
людей.
Учебные
и творческие способности
первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком
знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как
вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство
новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в
различных областях
человеческой деятельности.
Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-
деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей
степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого
вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее
коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и
оценивания людей,
способности социально-
различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми,
располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.
3.Общие и специальные
способности
Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов
деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по
видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить
на общие и специальные.
Одной из задач психологической теории является определение сущности
способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их
формирования. Существует
специальная область
исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема
способностей может быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее
психическое явление.
Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления
общих родовых человеческих
качеств в данных конкретных социальных
условиях.
3. Понятие одаренность
Качественно своеобразное
сочетание способностей, необходимых
для успешного выполнения какой-либо
деятельности, называется одаренностью.
Как и отдельные
способности, одаренность может
быть специальной (к конкретной деятельности)
или общей (к различным видам деятельности).
Очень важно исследовать
вопрос о том, какие способности
являются "ключевыми", ведущими для
каждого вида деятельности. Это помогает
найти наиболее действенные методы
формирования у людей таких способностей
и повышения общей культуры и результативности
труда.
Качественное своеобразие
одаренности человека обязательно
сказывается на особенностях выполнения
им деятельности. В жизни не трудно
найти людей, одинаково успешно
занимающихся одной и той же творческой
деятельностью. Но очень трудно выделить
из них хотя бы двух, которые выполняли
бы ее одинаковым способом.
Таким образом, благодаря
качественному своеобразию