Сущность толпы и паники

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.
Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.
Неосознанные процессы в массовых формах внеколлективного поведения играют большую роль. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права.

Содержание

Введение 3
I. Социально – психологическая сущность толпы 4
I .1. Сущность толпы. 4
I.2. Основные характеристики толпы. 4
I.3. Факторы, влияющие на толпу 8
II.Социально – психологическая сущность паники 10
II.1. Индивидуальная и массовая паника 10
II.2. Факторы возникновения массовой паники 11
II.3. Механизмы развития паники 12
II.4. Предотвращение и ликвидация массовой паники 14
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Doc1.docx

— 54.57 Кб (Скачать)

Тезис о том, что социальные и политические организации в  состоянии исправить недостатки общества и что прогресс является следствием их развития, это опасное  заблуждение. Именно эта идея была предпосылкой преобразований Французской революции. Но нельзя переделать "идеи, чувства  и нравы... посредством одного только изменения кодексов", их создает  раса и эпоха. Даже в одной и  той же стране учреждения, пригодные  в одно время, бесполезны или вредны в другое. Можно изменить лишь названия, ярлыки, но они не проникают в  суть вещей. В той же Великобритании, например, существует монархический  режим, но эта страна, одна из самых  демократичных в мире, в отличие  от многих республик.

"Непосредственные" факторы.  Одним из самых важных непосредственных  факторов является использование  определенных слов и формул. На  толпу они действуют магически,  причем чем менее неопределенно слово или выражение, тем больше влияние. Такие слова как демократия, социализм, равенство, свобода воспринимаются толпой так, как будто от них зависит решение всех проблем. "Они вызывают в душе грандиозные и смутные образы, и окружающая их неопределенность только увеличивает их таинственное могущество". Заимствованные слова существенно изменяют свой смысл, что еще больше затемняет обращение с ними. Слово "республика" у римлян означало лишь коммунальную аристократию, опирающуюся на рабство. Свобода тогда вовсе не подразумевала свободомыслие, и считалось преступлением рассуждать иначе, чем большинство, например, о богах или законах. Отечеством же у грека был родной город, а отнюдь не Греция. Французские аристократы, сражавшиеся против своей страны, по-своему были правы, ибо феодальное право прикрепляет вассала к властелину, а не к земле, следовательно, где находится этот властелин, там и отечество.

Значит, "самой главной  обязанностью государственных людей  должно быть переименование и по именование популярными или же нейтральными названиями тех вещей, которых толпа  уже не выносит более под их прежними именами. Могущество слов так  велико, что стоит только придумать  изысканные названия для каких-нибудь самых отвратительных вещей, чтобы  толпа тотчас же приняла их".

Толпе необходимы иллюзии, и  руководитель должен умело ими пользоваться, а не разрушать. Разрушение религиозных  воззрений, например, приводит к тому, что массы лишаются надежд и смирения. Так и социализм, представляет собой  лишь иллюзию, которой принадлежит  будущее, несмотря на всю несостоятельность  этой идеи. "Главным фактором эволюции народов никогда не была истина, но всегда заблуждение"[ Лебон  Г. Толпотворение. //  Новое время. №3. 1998. С.112.].

Разрушить иллюзии в состоянии  только опыт, являющийся следующим  важным непосредственным фактором. Однако на толпу действует лишь опыт грандиозных  размеров и повторенный несколько  раз. Кроме того, он действует лишь на его современников, исторические же примеры на толпу не оказывают  влияния.

Что же касается доводов  рассудка, то они оказывают на толпу  лишь отрицательное влияние. Заранее  подготовленные речи произведут лишь негативное воздействие на толпу. Лебон цитирует депутата Декюба, который дал собирательный образ оратора, решившего произвести впечатление на толпу одними аргументами: чем больше он приводит аудитории цифр и умозаключений, тем больше она становится невнимательной, усиливается шум, раздаются выкрики и так до тех пор, пока оратор уже не в состоянии слышать даже самого себя. Чтобы убедить толпу, надо сначала хорошенько ознакомиться с воодушевляющими ее чувствами, притвориться, что разделяешь их, затем попытаться их изменить, вызывая посредством первоначальных ассоциаций какие-нибудь прельщающие толпу образы. Надо также уметь вернуться назад в случае нужды, и главное - уметь угадывать ежеминутно те чувства, которые порождаешь в толпе.

II.Социально – психологическая сущность паники

II.1. Индивидуальная и массовая паника

Слово "паника" происходит от имени Пана, греческого бога пастухов. Пастухи часто становились свидетелями  того, как вследствие самой незначительной причины, особенно ночью, стада овец или коз, полностью выйдя из-под  контроля, бросались в воду, в  огонь, или животные одно за другим прыгали в пропасть. А. С. Прангишвили ссылался на описание подобных явлений известным зоопсихологом Д. Брэмом: "Каждый подозрительный шорох заставляет насторожиться все стадо. Молния, гром, ураган, плохая погода лишают его возможности нормального поведения; обезумевшее стадо разбегается по степи, овцы падают в воду, в огонь или же совершенно неподвижно застывают на одном месте. В это время их заносит снегом, заливает дождем, они замерзают, гибнут от голода, но не делают никаких попыток укрыться или найти пищу. Так бессмысленно погибают не одно и не два, а тысячи животных".

В последующем "полномочия" Пана значительно расширились: он сделался богом войны, которому поклонялась  вся Греция. Логическая связь между  мирной работой пастуха и военным  делом кажется странной, если не вспомнить об особенностях тогдашних  сражений по сравнению с войнами  Нового времени.

По свидетельству Геродота, признание Пана богом войны и  придание ему, так сказать, "общенационального" статуса связаны с победой  греков в Марафонской битве, когда  их врагов персов охватила безумная паника. Итак, этимологически термин "паника" предполагает массовый характер явления. Однако в современных языках этот корень улавливается слабо, и, во всяком случае, в психологии принято различать  массовую и индивидуальную панику.

Кроме того, массовая паника не обязательно выливается в форму  собственно панической толпы. Преобладающее  настроение в обществе способно, не принимая таких экстремальных форм, обернуться резким ухудшением психического и соматического самочувствия, экономическим  спадом, резким снижением средней  продолжительности жизни и т. д. и как следствие - депопуляционными процессами.

Панические состояния  очень часто бывают вызваны невротическими страхами, т. е. такими, которые неадекватны  объективной опасности и являются, скорее, признаками внутреннего неблагополучия. Это обстоятельство настолько характерно, что некоторые авторы так и  определяют панику: "ужас, вызванный  кажущейся опасностью". Подобные определения, наверное, несколько преувеличены - паника может быть вызвана и  вполне реальной угрозой, - но мы далее  убедимся, что решающим фактором паники, действительно, почти всегда становится психическое состояние субъекта (личности, общества, группы или толпы). С одной стороны, паника может возникнуть безо всякой внешней опасности и в подавляющем большинстве случаев оказывается несоразмерна ей. С другой стороны, никакая внешняя опасность сама по себе недостаточна для возникновения паники. "Даже тогда, когда паника вызывалась беспредельно большой опасностью, - писал А. С. Прангишвили, - психологическая природа переживания ужаса принципиально такова, как и в момент возникновения ее из-за незначительной причины (однако в последнем случае эти особенности даны более выражено), поскольку, в конце концов, всякая реальная и большая опасность может быть пережита и без паники. Так что сильный ужас, связанный с паникой, и в случае реальной опасности может считаться вторичным явлением".

В самом общем определении  паника - это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля. Следствием оказывается либо ступор, либо то, что Э. Кречмер называл "вихрем движения", "гипобулической реакцией", т. е. дезорганизацией планомерных действий. Поведение во внутренне конфликтной ситуации становится антиволевым: эволюционно примитивные потребности, прямо или косвенно связанные с физическим самосохранением, подавляют потребности, связанные с личностной самооценкой.

Приведенное определение  охватывает все формы коллективной и индивидуальной паники, и многое из сказанного далее также применимо  к индивидуальным состояниям наряду с коллективными. Но в некоторых, хотя и очень редких случаях паническая толпа складывалась из простой суммы индивидуально перепуганных людей.

II.2. Факторы возникновения массовой паники

Удалось выявить четыре комплекса  факторов (иначе их называют также  условиями, или предпосылками) превращения  более или менее организованной группы в паническую толпу.

1. Социальные факторы  - общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми  природными, экономическими, политическими  бедствиями. Это могут быть землетрясение,  наводнение, резкое изменение валютного  курса, государственный переворот,  начало или неудачный ход войны  и т. д. Иногда напряженность  обусловлена памятью о трагедии  и (или) предчувствием надвигающейся  трагедии, приближение которой ощущается  по предварительным признакам. 

2. Физиологические факторы:  усталость, голод, длительная  бессонница, алкогольное и наркотическое  опьянение снижают уровень индивидуального  самоконтроля, что при массовом  скоплении людей чревато особенно  опасными последствиями. 

Так, типичными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ становятся затягивание  процесса, а также безразличное отношение  организаторов к фактам продажи  и употребления участниками спиртных напитков. В условиях социального  напряжения, жары или холода и т. д. это повышает вероятность паники, равно как и прочих нежелательных превращений толпы.

3. Общепсихологические факторы  - неожиданность, удивление, испуг,  вызванные недостатком информации  о возможных опасностях и способах  противодействия. 

4. Социально-психологические  и идеологические факторы: отсутствие  ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Структура и динамика человеческих потребностей таковы, что люди могут, потеряв волю и достоинство, впасть в животное состояние. И те же люди, при появлении высокозначимых целей, способны в буквальном смысле стоять насмерть, ложиться под танки и бросаться в огонь. При этом внешняя оценка их поступков в экстремальной ситуации как героических, преступных или просто глупых сильно зависит от того, насколько собственные ценности наблюдателя согласуются с ценностными координатами наблюдаемого поступка.

II.3. Механизмы развития паники

Наблюдения и описания многочисленных эпизодов коллективной паники позволили вычленить некий "усредненный" сценарий.

Шокирующий стимул, очень  сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или  нескольких человек. В толпе минимальный  порог возбудимости обычно имеют  женщины или дети, а в боевой ситуации - молодые и неопытные, не закаленные в сражениях солдаты. Их испуг проявляется криками - односложными фразами ("Пожар!" "Танки!") или междометиями, - выражением лиц и суетливыми телодвижениями.

Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса  окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительным, хотя в действительности только усугубляет опасность.

Присутствие в толпе женщин и детей (о приоритетном спасении которых при массовой панике уже  никто не думает) плохо еще и  потому, что звук высокой частоты - женские или детские крики - в  стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику. По той же причине, кстати, для противодействия панике, коллективной или индивидуальной, лучше  служит низкий мужской голос, чем  высокий женский. Напротив, провокации панического настроения среди неприятеля, вероятно, больше способствует визг атакующей  калмыцкой конницы, чем мужественное "Ура!".

Приведу еще ряд дополнительных замечаний, которые вносят коррективы в "усредненный" сценарий.

В очень редких случаях, когда  шокирующий стимул необыкновенно силен, массовая паника может возникнуть сразу, без промежуточных стадий. Т. е. толпа  опять-таки, подобно калифорнийскому  эпизоду, как бы становится простой  суммой насмерть перепуганных индивидов, но здесь уже срабатывает совсем другой механизм. В этих, повторю, редчайших  случаях, вопреки определению Прангишвили, паника перестает быть "вторичным" явлением и становится непосредственной, почти механической реакцией на стимул. Судя по описаниям, именно так произошло в Хиросиме среди тех, кто находились неподалеку от места ядерного взрыва, но не были сразу накрыты его волной.

Гораздо типичнее и практически  важнее обратная ситуация. Когда люди ожидают какого-то страшного события, средства, избежания которого неизвестны, стимулом паники может стать словесное обозначение ожидаемого события. Или какой-либо другой знак, дорисованный воображением до ожидаемого источника страха.

В Первой мировой войне немцы начали применять на западном фронте газы - страшное оружие, против которого оказался бесполезен опыт бывалых солдат и предсмертные мучения, от которого превзошли все виденное ранее. Это вызвало чрезвычайную напряженность в англо-французских войсках. Описан ряд фронтовых эпизодов, когда газов не применяли, но кому-то что-то казалось, и испуганный крик: "Газы!" - обращал в бегство целые батальоны.

П. Н. Симанский рассказывает о панике, возникшей из-за того, что  один испуганный солдат закричал: "Обозы!". И о том, как истощенная в боях бригада турок подверглась страшной панике, приняв за греческую кавалерию  лошадей собственной же артиллерии, возвращавшихся с водопоя.

Информация о работе Сущность толпы и паники