Сущность психики и её структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

На первый взгляд, кажется, что психика представляет собой такое явление, которое хорошо знакомо каждому. Каждый из нас хорошо знает, что психика — это наше восприятие предметов и явлений внешнего мира, процессы мышления, наши переживания и желания. Психика остается с нами не только в часы бодрствования, но и во время сна, обнаруживая себя в виде замысловатых сновидений.

Содержание

1. Природа психики, различные варианты определения её сущности.
2. Структура психики.
3. Бессознательное (по З.Фрейду) это:
а) инстинкты;
б) вытесненные переживания;
в) архетипы;
г) неактуализированный прошлый опыт.

Работа содержит 1 файл

психология контрольная.docx

— 40.03 Кб (Скачать)

Т а б л и ц а 1

Психологическая структура  личности

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства

Ощущения

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Речь

Воображение

Эмоциональные

Познавательные

Волевые

Характер

Темперамент

Способности Направленность


 

Рассмотренный вариант представлений  о структуре психики является, конечно, не единственным. Совершенно иначе эта структура выглядит в психологии Зигмунда Фрейда. В теории Фрейда вся человеческая психика делится на три компонента:

сознательное;

предсознательное;

бессознательное.

Первый из указанных компонентов, по Фрейду, является весьма ограниченной областью психической деятельности человека. Доминируют же бессознательные, иррациональные элементы психики, это, прежде всего инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, половой инстинкт.

 Анализ бессознательного, по его мнению, открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных взаимоотношений. Пред сознание как бы является мостиком между осознаваемым и неосознаваемым содержанием психики. Бессознательное - самая глубокая и значительная часть человеческого разума. Оно содержит в себе животные, примитивные инстинкты, эмоции и воспоминания, которые неприемлемы для нашей морали и нашей Я-концепции.

При этом структура психологии личности состоит из трех систем: «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «сверх Я» (Super-Ego), каждая из которых представляет соответственно компоненты бессознательного, пред-сознательного и сознательного.

В истории научной психологической мысли существовали и многие другие концепции, объясняющие устройство психики, состав образующих ее частей, характер взаимодействий этих частей друг с другом.

Еще одной концепцией в основу, которой положена логика новейшей комплексной научной дисциплины — является кибернетика. Кибернетика (греч. искусство кормчего) — наука об управлении и переработке информации. Объектом ее исследования являются сложные системы любого характера: механические, биологические, социальные, в том числе и психологические.

Основатель кибернетики  — Норберт Винер (1894–1964), американский ученый, математик. В своем главном труде «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» (1948) Винер обосновывает мысль, что с точки зрения кибернетики процессы у животных и человека, а также в механизмах и машинах сходны, которые основываются на информации, ее сборе, хранении и переработке. Понятие информации связывают с получением новых сведений, сообщений об объекте, с взаимодействием субъекта и объекта. Эти взаимодействия осуществляются на различных уровнях: техническом — от простейших механизмов до Интернета; биологическом — в виде генов и клеток; психологическом — как организма и его психики, а также в форме взаимозависимости между отдельными элементами психики; социальном — в форме интеракций между индивидами и социальными группами людей. Информационные взаимодействия помогают понять механизмы многих природных, социальных, а также психологических процессов. Информация является одной из фундаментальных характеристик природы, наряду с  количественными характеристиками вещества и энергии.

Информатика — составляет теоретическое ядро кибернетики. С точки зрения информатики все уровни действительности — неживой, живой, психологической — отличаются друг от друга объемом, количеством битов содержащихся в них информации. Информационная характеристика предметов и явлений, в том числе и человеческой психики, предстает как новый универсальный метод их познания и оценки. Отталкиваясь от этих общих положений кибернетики, современная психологическая наука видит основную задачу психики в обеспечении управления поведением человека и животных на основе информационного и энергетического обеспечения организма. Это поведение, прежде всего, направляется на удовлетворение базовых физиологических и духовных потребностей.

Многие отечественные и западные психологи видят именно в потребностях ядро человеческой психики (К. Левин, У. Мак-Дугалл, А. Маслоу, Л.С. Выготский). По их мнению, именно потребности порождают и направляют всю психическую активность. В свете этих представлений основная структура психики выглядит следующим образом.

Первый блок системы психики  составляют потребности, а также обеспечивающие их удовлетворение совокупность мотивов, побуждений к активной деятельности и соответствующих чувств

Второй блок психики образует подсистема «отражения», сохранения и  переработки информации. Образующие ее процессы ощущений, восприятий и мышления, выступают как регулятор взаимодействия субъективного мира психосферы, основанной на потребностях, с объективной природной и социальной средой. Этот исполнительный блок психики человека обеспечивает на основе ориентировки в особенностях конкретной ситуации выполнение задаваемых первым блоком врожденных или приобретенных психомоторных и речевых программ.

Познавательные процессы, процессы сознания, создают возможность ясного видения поступающей, из вне и снаружи информации о сложившейся в каждый данный момент ситуации. Эта информация включает в себя сообщения идущие из социума и сведения, поступающие от организма, из природной среды, а также из собственной психосферы. Познавательные процессы — это процессы ощущения, восприятия, представления, внимания, памяти, мышления и воображения; психомоторные процессы, т.е. совокупность двигательных действий ,которыми человек управляет сознательно. Без такого рода действий реализация импульсов, идущих от управляющей психики к исполнительной, была бы невозможной; речь — способ существования психики, выступающий в форме системы знаков, имеющих значение, смысл. Речь может выражать любые процессы, протекающие как в психике так и за ее пределами.

Рассмотренные исполнительные психические процессы изначально прописаны  в человеческой психике, так же как  и процессы управленческие. В ходе формирования человека, его воспитания и обучения они проходят этапы своего развития. В структуре психики обнаруживается достаточно четкое разделение ее функций на два основных блока: цели и средства, управляющую и исполнительную психику. Причем все механизмы исполнительной психики выполняют роль психологических средств по достижению целей, в основе которых лежат потребности личности.

Имея сложную внутреннюю структуру, выполняя разнообразные функции, психика, тем не менее, никогда не существует в «чистом виде», в условиях изоляции от окружающей среды. В этой внешней среде, без которой не может существовать никакая психическая деятельность, можно выделить следующие три основных компонента: сам живой организм, включая нервную систему, которая организует все поведение организма и его психику, может существовать до тех пор, пока этот организм живет, функционирует; психика, как и живой организм, в котором она находится, постоянно взаимодействует с окружающей природной средой, атмосферой, гидросферой и литосферой. Без этих основных сфер не может существовать и психосфера, или, как называл ее В.И. Вернадский, ноосфера, сфера разума; и наконец, психика человека зависит от того социального окружения, в котором находится тот или иной субъект, хотя роль этого компонента окружающей среды и нельзя абсолютизировать, как это делалось в советской психологии.

Весьма часто в одних и тех же социальных и природных условиях формируются совершенно разные люди, нередко с противоположными личностными качествами. К указанным трем важным сферам функционирования личности следует добавить еще одну — возможности самой личности по самосовершенствованию и саморегулированию своей психики.

Характер психики во многом зависит и от того, насколько оптимально сам человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающими людьми, природой и собственным организмом.

3. Бессознательное  (по З.Фрейду) это:

              а) инстинкты;

              б) вытесненные переживания;

               в) архетипы;

               г) неактуализированный прошлый опыт.

Модель психической структуры  личности сложилась  в психоанализе З.Фрейда не сразу, а процессе длительной психотерапевтической практики. На ее мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницце, А.Шепенгауера,  Э.Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний период своей деятельности.

Еще до Фрейда многие философы обращались к проблеме бессознательного и их идеи, несомненно, оказали влияние на становление психоаналитического учения Фрейда.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области-системы  психического: сознательное, бессознательное  и предсознательное, которые находятся  между собой  в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок. В качестве важнейших структур бессознательного он выделяет ошибочные действия, сновидения, влечения. Ошибочные действия, к которым Фрейд относит оговорки, обмолвки, описки, ошибки, забывание, затеривание, запрятывание являются психическими актами. Сновидения представляют собой психические реакции на действующие раздражители, они являются устранением нарушающих сон психических раздражителей путем галлюцинаторного удовлетворения.

Система бессознательного «Оно». Именно она по утверждению Фрейда служит источником всех психических  сил и энергий личности. По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю  стихию психических процессов, «кипящий котел» психических реакций, аффектов, врожденных эмоций, влечений.

 Это могут быть неприятные  или травматические события детства,  агрессивные чувства к родителям,  сексуальные влечения. Бессознательное  нелогичное, вневременное, хаотичное,  аморальное. Содержания бессознательного, по мнению Фрейда, во многом  накладывают свой отпечаток на  нашу повседневную жизнь. Многие  значимые наши поступки определяются  и направляются бессознательными  импульсами, влечениями. Они не осознаются  человеком, когда же они начинают  осознаваться - это встречает сильное  сопротивление и неприятие человеком.  Но подавленные влечения и  воспоминания проявляются в замаскированной,  символической форме, так же  как и неосознаваемые инстинктивные  влечения косвенно находят удовлетворение  в снах, фантазиях, игре и работе.

Не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного. Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Бессознательное связано главным образом с инстинктами, под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие под влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволоюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.

 

  Литература:

    Островский Э.В.  Основы психологии – М.: 2012.

    Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии –  СПб.: 1998.

    Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

В.Н. Лавриненко Психология и этика делового общения 5 издание, М.Юнити Дана,2010 г.


Информация о работе Сущность психики и её структура