Сущность неофрейдизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда .
Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в Австрии. Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом.

Работа содержит 1 файл

Неофрейдизм.docx

— 54.60 Кб (Скачать)

сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, ученые называем

вытеснением, а  сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его,  ощущается

психологами во время  их психоаналитической работы как сопротивление.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ  ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Общая идея о бессознательном, восходящая к идеям Платона о  познании -

воспоминании (анамнесисе), оставалась господствующей вплоть до нового

времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного  и психического,

послужили источником представлений о том, что за пределами  сознания может

иметь место только чисто физиологическая, но не психическая  деятельность

мозга. Концепция  бессознательного впервые четко сформулирована Лейбницем

("Монадология", 1720 г.), трактовавшим бессознательное  как низшую форму

душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений,

возвышающихся, подобно  островкам, над океаном темных перцепций (восприятий).

Первую попытку  материалистического объяснения бессознательного предпринял

Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант

связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном

познании (бессознательный априорный синтез).

Своеобразный культ  бессознательного как глубинного источника  творчества

характерен для представителей романтизма. Иррационалистическое учение о

бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил

Э.Гартман, возведший  бессознательное в ранг универсального принципа, основы

бытия и причины  мирового процесса.

В XIX веке началось собственно психологическое изучение бессознательного (И.

Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В.Вундт, Т. Липпс). Динамическую характеристику

бессознательного  вводит Гербарт (1824 г.), согласно которому несовместимые

идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются

из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих

динамических свойств.

Новый стимул в  изучении бессознательного дали работы в области

психопатологии, где  в целях терапии стали применять  специфические методы

воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования,

особенно французской  психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили

вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного

характера, неосознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась

концепция З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между

невротическими  симптомами и воспоминаниями травматического  характера, которые

не осознаются в силу действия особого защитного  механизма - вытеснения.

Отказавшись от физиологических  объяснений, Фрейд представил бессознательное в

виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания.

Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставится под контроль

сознания с помощью  техники психоанализа. Ученик Фрейда Юнг, помимо личного

бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни

которого идентичны  у лиц определенной группы, народа, всего человечества.

Учение Фрейда о бессознательном получило чисто иррационалистическую трактовку

в ряде современных  философско - психологических концепций.

Фрейд и его  сторонники одними из первых попытались подобрать ключ к тайникам

сознания и открыли  за ним мир "вытесненных" или  просто "забытых" им и поэтому

уже бессознательных  психических переживаний. Они же одними из первых

попытались понять эти явления, а через них и  всю символическую активность

сознания. "Для  нас основной смысл фрейдовского психоаналитического

бессознательного состоит в том, что, согласно Фрейду, бессознательное

представляет собой  оборотную сторону сознания, психологическую  сущность

которого можно  понять только через соответствующее  толкование этого, если

употребить здесь  несколько искусственно звучащее словосочетание, "сознания -

оборотня". Ели  бы не это свойство бессознательного психического проявляться в

виде символических образов сознания, давно уже отчужденных от него самого, то

есть в виде отчужденного сознания, мы о нем  вообще ничего бы не узнали". 
 
 
 
 

Теоретические аспекты Глубинной  психологии.

1.1.История возникновения  глубинной психологии.

Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в тличие от бихевиористов и гештельтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.

Фрейдизм - и  в этом его заслуга - стремился  наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения  практических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно, что свои научные  взыскания З.фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.

Психология в  психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину  проникновения в сущность его  души и поведения. однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как  оказалсь впоследствии, не имели под собой статистически достоверной фактологической основы), з.фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многих его идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учеников фрейда.

Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение  к нему в разных странах складывались по-разному. поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей фрейда, относились к нему весьма прохладно. затем оно привлекло к себе сторонников в германии и австрии, в европе, в сша, где до сих пор является довольно популярным.

В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных

материалистических  альтернатив господствовавшей тогда  интроспективной идеалистической  психологии. затем, в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований, началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося после выхода постановления цк вкп (б) «о педологических извращениях в системе наркомпроса» (1936), резкой критике было подвергнуто все учение фрейда.

Информация о работе Сущность неофрейдизма