Сущность неофрейдизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда .
Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка Зигмунд Фрейд родился в 1856 г. в Австрии. Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом.

Работа содержит 1 файл

Неофрейдизм.docx

— 54.60 Кб (Скачать)

В теории Хорни биологическая ориентированность, характерная для классич. психоанализа, заменяется социокультурной, присущей неофрейдизму.

Нововведение: Введение «образа Я». Преодоление психологической  тревоги связано с развитием  адекватного «образа Я». . Она считала, что этот образ состоит из двух частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знанием человека о себе самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько «образов Я» – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

С точки зрения Хорни, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства – стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности. Причем ведущей является последняя тенденция: удовлетворение потребности в безопасности ведет к формированию здоровой личности; и наоборот – поведение родителей, препятствующих этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), ведет к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

По Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенок прибегает к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей, или невротических тенденций.

Это избыточные потребности:

в любви и  одобрении;

в руководстве  партнера;

в четких ограничениях;

во власти;

в эксплуатировании других;

в обществ, признании;

в восхищении собой;

в честолюбии;

в самодостаточности  и независимости;

10) в безупречности  и неопровержимости.

Позднее эти  потребности были объединены в три  основные категории, каждая из которых  представляет собой стратегию межличностных  отношений с целью достижения чувства безопасности, т. е. снижения тревоги. Каждой стратегии сопутствует  ведущая ориентация в отношениях с др. людьми:

ориентация на людей;

ориентация от людей;

ориентация против людей.

Соответственно  этим типам ориентации было выделено три типа невротической личности:

уступчивый,

обособленный ,

агрессивный.

Все эти стратегии  использует и здоровый человек, однако гибко меняет их сообразно обстоятельствам.

Психотерапия, считала  Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Выводы :

Неофрейдизм стал новым направлением, представители  которого, усвоив основные схемы н ориентации ортодоксального психоанализа, пересмотрели базовую для него категорию мотивации.

Неофрейдистам удалось не только уловить те реальные противоречия, которые имеют место между личностью и современным обществом, но и образно описать «социальные болезни» существующей системы: удушающую атмосферу подавления личности в условиях цивилизации, искаженность «истинных» побудительных мотивов деятельности человека.

Однако, несмотря на социологизацию классического психоанализа и попытки философского осмысления его теоретических основ, современный психоанализ не дает научного объяснения ни «человеческой природы», ни закономерностей общественного развития. В силу абстрактно-антропологического подхода к решению проблем человеческой жизнедеятельности критическая направленность неофрейдистов часто превращается в простое морализирование или в лучшем случае в описание психологических типов личности на уровне ее поведения и «вжива-ния» в соответствующие социальные роли, что, конечно, не затрагивает глубинных социальных противоречий буржуазного общества.

В завершение можно  привести суждение одного из героев романа Т. Манна «Волшебная гора» о психоанализе : «Психоанализ хорош, если он — орудие просвещения и цивилизации, хорош, поскольку он расшатывает глупые взгляды, уничтожает врожденные предрассудки, подрывает авторитеты,— словом, хорош, когда он освобождает, утончает, очеловечивает и делает рабов зрелыми для свободы. И он вреден, очень вреден, поскольку тормозит деяние, подтачивает корни жизни оттого, что не в силах дать ей форму. Такой анализ может стать делом весьма не аппетитным, столь же не аппетитным, как смерть, с которой он, собственно говоря, и связан,— он сродни могиле и ее подозрительной анатомии...»

Список  литературы

Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии: Учебное пособие – К.: Ника-Центр, 2001.

Фрейд З. Психоаналитические этюды /Сост. Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского – Минск.: Поппури, 1999.

3) Фрейд З.  Лекции по введению в психоанализ  - М.,1997.

Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

5) Браун Дж. Психология Фрейда и неофрейдисты. М., 1997.

6) Фромм Э.Миссия Зигмунда Фрейда.Анализ его личности и влияния. М., 1996.

7) Б.В.Зейгарник  . Теории личности в зарубежной  психологии.Издательство Московского университета.1982

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://referat.ru  

В любой области  науки изучение любого вопроса обязательно  предусматривает

ознакомление с  его историей. Эта аксиома имеет  особое значение для психологии

– науки, пребывающей  в постоянном развитии. Полноценное  психологическое

образование и  самообразование непременно должно включать изучение истории

психологии.

Изучение истории  психологии следовало бы начинать с  древнейших времен, ибо

многие современные  концепции уходят корнями в воззрения  Гиппократа, Платона,

Аристотеля, Лао-Цзы  и иных мыслителей древности, каждого  из которых в

известном смысле можно назвать и психологом.

Нельзя ни отметить влияние на психологию философии (причем исключительно

философии Нового времени). Это довольно спорная позиция, поскольку воззрения

Р.Декарта, Д.Гартли, Д.С. Миля и других являются столь же психологическими,

сколь и философскими. Впрочем, если вести отсчет времени  со дня основания

первой психологической  лаборатории, то и такой подход имеет  право на

существование (если, конечно, читатель учитывает его  некоторую

ограниченность).

В широком смысле этого понятия представляет собой  совокупность психических

процессов, операций и состояний, не представленных в  сознании субъекта. В

ряде психологических  теорий бессознательное - особая сфера психического или

система процессов, качественно отличных от явлений  сознания. Термин

"бессознательное"  используется также для характеристики  индивидуального и

группового поведения, действительной цели, последствия которого не

осознаются.

ПОНЯТИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОЛОГИИ

Деление психики  на сознательное и бессознательное является основной

предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность  понять и

приобщить науке  часто наблюдающиеся и очень  важные патологические процессы в

душевной жизни. Психоанализ не может перенести  сущность психического в

сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое

может присоединяться или не присоединяться к другим его  качествам.

Быть сознательным — прежде всего чисто описательный термин, который опирается

на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что

психический элемент, например представление, обыкновенно  не бывает длительно

сознательным. Характерным  является то, что состояние сознательности быстро

проходит; представление  в данный момент сознательное, в  следующее мгновение

перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных,

легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем;

можно сказать, что  оно было скрытым, подразумевая под  этим то, что оно в

любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было

бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в

таком случае совпадает  со скрыто или потенциально сознательным.

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это

действие, совершаемое  автоматически, рефлекторно, когда  причина его не успела

дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при

гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, -

это активные психические  процессы, непосредственно не участвующие  в

сознательном отношении  субъекта к действительности, а поэтому  и сами в данный

момент не осознаваемые.

К термину или  понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем

разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Они

вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные  душевные процессы

или представления, которые могут иметь такие  же последствия для душевной

жизни, как и  все другие представления, между  прочим, и такие последствия,

которые могут  быть осознаны как представления, хотя в действительности и не

становятся сознательными.

Разобравшись, что  есть сознательное и бессознательное, можно выделить

следующие основные положения, которые будут более  полно описаны ниже:

господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики

«цензурой» –  психической инстанцией, образованной под влиянием системы

общественных запретов – табу. В особых «конфликтных»  случаях бессознательные

влечения «обманывают» цензуру и предстают перед  сознанием под видом

сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений

заболеваний) и  т.п. Так как психическое не сводится к соматическому

(телесному), то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были

разработаны З. Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным

смыслом (или видимой  бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их

истинную подоплёку.

Здесь начинается психоаналитическая теория, которая  утверждает, что такие

представления не становятся сознательными потому, что  им противодействует

известная сила, что  без этого они могли бы стать  сознательными, и тогда мы

увидели бы, как  мало они отличаются от остальных  общепризнанных психических

элементов. Эта  теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в

психоаналитической  технике нашлись средства, с помощью  которых можно

устранить противодействующую силу и довести соответствующие  представления до

Информация о работе Сущность неофрейдизма