Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:17, контрольная работа
Статистические методы применяются при обработке материалов психологических исследований для того, чтобы извлечь из тех количественных данных, которые получены в экспериментах, при опросе и наблюдениях, возможно больше полезной информации. Одним самых из распространенных методов статистики является корреляционный анализ.
Введение
Сущность коэффициента корреляции
Корреляционный анализ
Заключение
Список литературы
Российский государственный социальный университет
Филиал в г. Чебоксары
Факультет психологии
Контрольная работа
По математическим методам
Тема: « Сущность коэффициента корреляции. Корреляционный анализ»
План
Введение
Статистические методы применяются при обработке материалов психологических исследований для того, чтобы извлечь из тех количественных данных, которые получены в экспериментах, при опросе и наблюдениях, возможно больше полезной информации. Одним самых из распространенных методов статистики является корреляционный анализ.
Термин "корреляция" впервые
применил французский палеонтолог
Ж. Кювье, который вывел "закон
корреляции частей и органов животных"
(этот закон позволяет
Корреляционный анализ – это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции. Коэффициент корреляции – двумерная описательная статистика, количественная мера взаимосвязи (совместной изменчивости) двух переменных. Таким образом, корреляционный анализ это совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами или признаками. Корреляционный анализ для двух случайных величин заключает в себе:
1. построение корреляционного
поля и составление
2. вычисление выборочных
коэффициентов корреляции и
3. проверка статистической гипотезы значимости связи.
Основное назначение корреляционного
анализа – выявление
Корреляция. Сущность коэффициента корреляции.
(correlation) — такой тип ассоциации
одной переменной с другой,
при котором изменение одной
величины сопровождается
Коэффициент корреляции — это мера взаимосвязи измеренных явлений.
Коэффициент корреляции (обозначается «r») рассчитывается по специальной формуле и изменяется от -1 до +1. Показатели близкие к +1 говорят о том, что при увеличении значения одной переменной увеличивается значение другой переменной. Показатели близкие к -1 свидетельствуют об обратной связи, т.е. При увеличении значений одной переменной, значения другой уменьшаются.
Пример. На большой выборке был проведён тест FPI. Проанализируем взаимосвязи шкал Общительность, Застенчивость, Депрессивность.
Начнем с Застенчивости и Депрессивности. Для наглядности, задаём систему координат, на которой по X будет застенчивость, а по Y — депрессивность. Таким образом, каждый человек из выборки исследования может быть изображен точкой на этой системе координат. В результате расчетов, коэффициент корреляции между ними r=0,6992.
Как видим, точки (испытуемые) расположены не хаотично, а выстраиваются вокруг одной линии, причём, глядя на эту линию можно сказать, что чем выше у человека выражена застенчивость, тем больше депрессивность, т. е. эти явления взаимосвязаны.
Построим аналогичный график для Застенчивости и Общительности.
Мы видим, что с увеличением
застенчивости общительность
Таким образом, коэффициент корреляции
больший от 0 до 1 говорит о
Если бы точки были расположены хаотично, коэффициент корреляции приближался бы к 0.
Коэффициент корреляции
Приведём примеры графиков, отражающих различную степень взаимосвязи (корреляции) переменных исследования.
Сильная положительная корреляция:
Слабая положительная
Нулевая корреляция:
В подписи у каждого графика кроме значения r есть значение p. p – это вероятность ошибки, о которой будет рассказано отдельно.
Виды взаимосвязи
1. Прямая положительная и отрицательная взаимосвязь. Два явления непосредственно совпадают, поэтому взаимосвязаны. Интеллект и успеваемость в школе, общительность и застенчивость — яркие примеры прямой взаимосвязи.
2. Косвеная взаимосвязь. Два явления сильно коррелируют с третьим, поэтому между собой так же имеют корреляцию. К примеру, стиль общения ребенка взаимосвязан со стилем воспитания в семье за счет третьей переменной — установок личности. Очевидно, что воспитание в семье формирует установки ребенка, в свою очередь установки влияют на поведение.
3. Нулевая корреляция. Предполагает отсутствие закономерной взаимосвязи между переменными.
4. Случайная взаимосвязь. Корреляция может быть случайной! Очень многие процессы происходят одновременно и совпадают. Здесь уместно сказать, что если много-много коррелировать — что нибудь обязательно скоррелируется.
Важно. Взаимосвязь должна интерпретироваться в оба направления. Формально, корреляция не обозначает причинно-следственной связи! Это ВЗАИМОсвязь, ВЗАИМОсовпадение, явлений. Возвращаясь к примеру: застенчивость взаимосвязана с депрессивностью. Логично подумать, что депрессивный человек более застенчив, чем не депрессивный, но почему не наоборот? С чего начинать рассуждение? Мы интерпретируем корреляцию в оба направления и не констатируем причинно-следственную связь. Пишем «кореляция», «взаимосвязь», подразумеваем – совпадение. Причем сильная корреляция обозначает неслучайное совпадение.
Есть случаи, когда корреляция может говорить о причинно следственной связи. Это случаи, когда одна из переменых общективна, а вторая субъективна. К объективным переменным относятся возраст, стаж, рост, которые просто не могут зависеть от субъективных переменных: настроения, особенностей личности, мотивации и т.д. Однако, такие объективные переменные, как вес, количество детей в семье, частота смены места работы, количество контактов и т.п. могут и часто зависят от субъективных психологических показателей.
К примеру, профессионализм рабочего
повышается со стажем. Стаж и профессионализм
коррелируют и мы можем быть уверены,
что для повышения
Если причинно-следственная связь обоснована в теоретической части работы и подтверждается многими авторами, то корреляцию так же можно интерпретировать как причинно-следственную связь.
Существуют различные формулы расчета коэффициента корреляции для различных типов шкал (см. статью «Понятие переменной и шкалы измерения»). Результатом расчета по любой формуле будет число от -1 до +1.
В следующей таблице написаны названия коэффициентов корреляции для различных типов шкал.
Дихотомическая шкала (1/0) |
Ранговая (порядковая) шкала |
Интервальная и абсолютная шкала | |
Дихотомическая шкала (1/0) |
Коэфициент ассоциации Пирсона, коэффициент четырехклеточной сопряженности Пирсона. |
Рангово-бисериальная корреляция. |
Бисериальная корреляция |
Ранговая (порядковая) шкала |
Рангово-бисериальная корреляция. |
Ранговый коэффициент |
Значения интервальной шкалы переводятся в ранги и используется ранговый коэффициент |
Интервальная и абсолютная шкала |
Бисериальная корреляция |
Значения интервальной шкалы переводятся в ранги и используется ранговый коэффициент |
Коэффициент корреляции Пирсона
(коэффициент линейной |
Основные принципы интерпретации
различных коэффициентов
Полученный коэффициент нужно
проверить на значимость, которая
зависит от вероятности ошибки и
количества человек. Коэффициент корреляции
может быть формально небольшим,
к примеру r=0,17, но если исследование
проведено на 500 человек и вероятность
ошибки (р) менее 0,05, то мы признаём значимым
даже такой небольшой коэффициент.
С другой стороны, при выборке
в 5 человек очень большой
Таким образом, для нас главное узнать какой должна быть вероятность ошибки и количество человек, чтобы признать полученный коэффициент действительно значимым.
Расчет значения р (вероятности
ошибки) – сложная процедура, поэтому
компьютерные программы, в которых
можно считать коэффициент
Таблицы критических значений предназначены чтобы можно было найти критическое значение коэффициента корреляции, т.е. такое, после которого взаимосвязь можно считать значимой и неслучайной. При этом значение вероятности ошибки задаётся исследователем. В таблицах обычно есть критические значения коэффициентов корреляции для р≤0,001, р≤0,01, р≤0,05, иногда пишут соответственно 0,1%, 1%, 5%. Таким образом, пользуясь таблицами мы отвечаем на вопрос: какое критическое значение коэффициента корреляции при данном количестве людей и вероятности ошибки менее или равно 0,1% (1%, 5%)?
Обычно в психологических
В примерах, приведённых выше для количества человек n=89 и p≤0,05 критический коэффициент корреляции r=0,20. А вот если бы количество человек было 45 (при том же p≤0,05) то критическим значением было бы r=0,29, при количестве человек 10 критическое значение r=0,63.
Информация о работе Сущность коэффициента корреляции. Корреляционный анализ