Сущность и содержание феноменологической теории личности Карла Роджерса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Феноменологическое направление теории личности проповедует идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Другими словами, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам по себе как неизменная действительность для всех. Они утверждают, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.

Содержание

Основные данные о работе 1
Введение 3
Основная часть 5
1 История возникновения феноменологической теории личности Карла Роджерса 5
2 Я-концепция как ключевое понятие теории Роджерса 10
3 Основные положения феноменологической теории личности 18
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

общая психология.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

     3.4 Психические расстройства и психопатология

     До  сих пор в данной работе описывались понятия теории личности Роджерса, применяемые в большей или меньшей степени к каждому. Даже самый психически здоровый человек иногда сталкивается с переживанием, которое угрожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Аналогично, большинство людей обладают адекватной защитой, позволяющей справляться с умеренным уровнем тревоги и поступать так, чтобы свести ее к минимуму. Однако когда переживания совершенно не согласуются со структурой Я, или когда несогласующиеся переживания часто встречаются, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьезно нарушить повседневный порядок. Человека в таком состоянии обычно называют «невротиком» (хотя сам Роджерс избегал использовать подобные диагностические ярлыки). В подобных случаях уровень внутреннего дискомфорта человека таков, что он, вероятно, нуждается в консультации психотерапевта. Тем не менее, защита невротика все же отчасти может предотвратить символизацию угрожающих переживаний в сознании. В результате структура Я невротика остается почти невредимой, однако такой человек не может сознательно оценить неустойчивость своего состояния; он очень уязвим в психологическом смысле.

     По  Роджерсу, если между Я и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита Я может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается. Таким образом, личностные расстройства и психопатология появляются, когда Я не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний. Людей с такими расстройствами обычно называют «психотиками». Их поведение для объективного наблюдателя кажется странным, нелогичным или «безумным». Роджерс полагал, что психотическое поведение часто соответствует отрицаемым аспектам переживания, а не Я-концепции. Например, человек, который строго контролирует агрессивные импульсы, отрицая, что они являются частью его образа себя, может вести себя явно угрожающе по отношению к тем, с кем сталкивается в реальности в психотическом состоянии. Иррациональное и саморазрушительное поведение часто связано с психозом.

     Роджерс предположил, что личностные расстройства могут проявляться либо неожиданно, либо постепенно на протяжении большого периода времени. В любом случае, как только появляется серьезное несоответствие между Я и переживанием, защита человека перестает работать адекватно, и ранее целостная структура Я разрушается. Когда это происходит, человек становится крайне уязвимым для тревоги и угрозы и ведет себя непонятно не только для других, но и для самого себя. Фактически Роджерс считал расстройства поведения результатом несоответствия между Я и переживанием. Значительность несоответствия между сознаваемым Я и переживанием определяет тяжесть психологической дезадаптации.

 

      Заключение

 

     Для теории личности Роджерса характерны все основные положения гуманистической  психологии, в рамках которой эта  теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности.

     Наиболее  важный принцип, выделенный Роджерсом, это феноменологический подход. Он предполагает, что основой личности выступает психологическая реальность, т. е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Другими словами, психолог стремится понять внутренний мир клиента, особенности субъективной интерпретации мира и себя самого.

     Фундаментальное понятие теории Роджерса – «Я-концепция», или «Самость», определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей «Я». Я-концепция включает в себя «Я – реальное» и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть («Я-идеальное»). Несмотря на то, что «Я» человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление чел. о себе самом остается относительно постоянным.

     В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к человеку значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение, тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: «Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим», тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет. В ситуации, когда поведение человека оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

     Роджерс разработал клиентцентрированную терапию.

     Цель  терапии – устранение диссонанса между реальным опытом и Я-концепцией.

     Мотив личностного роста задает вектор направленности всех жизненных сил  личности. Мотив личностного роста  Роджерс определяет как самоактуализацию.

     Самоактуализация возможна при умении жить в настоящем, здесь и теперь. Здесь и теперь способна жить личность, у которой актуализирована самость. Понятие самость обозначает актуализированную личность, стремящуюся к самоактуализации и целостности.

     Роджерс полагал, что терапия, основанная на феноменологической теории личности, должна быть индирективной. Психотерапевт должен не навязывать своего мнения пациенту, а подводить его к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. В результате происходит то «озарение» (инсайт), которое помогает перестроить свою самооценку, «переструктурировать гештальт», как говорил вслед за Вертгеймером и Келером Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность человеку принять себя и окружающих, налаживает его общение с ними, уменьшает тревожность и напряжение.

     Работы  Роджерса оказали существенное влияние  на общее представление о потенциале человеческой личности. Его по праву  можно считать одним из основателей движения за общую гуманизацию психологии.

 

      Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
Феноменологический подход Наравление  в гуманистической психологии, согласно которому основой личности выступает психологическая реальность, т. е. субъективный опыт индивида, cooтветственно которому интерпретируется действительность
Гештальт Психическая структура как целостное образование, состоящее из различных элементов, воспринимаемых не как простая их сумма, а как единое целое
Феноменальное (перцептивное) поле Опыт, полученный индивидом в ходе всей жизни, и являющийся уникальным для него. Играет большую роль в формировании Я-концепции
Конгруэнтность Соответствие переживаний человека его физиологической реакции и выражения этих переживаний во внешнем плане.
Неконгруэнтность Отсутствие единства в опыте, не искренность. Информация, которую передает человек, двойственна и не точна. Вызывает напряжение и защиту.
Самооценка  Оценка человеком  самого себя или его суждение о  собственной ценности
Я-концепция Гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я"
Тенденция самоактуализации Процесс реализации человеком на протяжении всей жизни  своего потенциала с целью стать  полноценно функционирующей личностью
Искажение восприятия Защитный процесс, в котором субъективный опыт изменяется человеком таким образом, чтобы  его можно было ввести в сознание в форме, не расходящейся с Я-концепцией.
Отрицание Защитный механизм, выделяемый и Фрейдом, и Роджерсом, действие которого заключается в том, чтобы не пропускать угрожающие переживания в сознание.

 

     Список  использованных источников

№ п/п       Наименование
Большой психологический  словарь под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко – М.: АСТ, 2009
Горностай П., Титаренко  Т. (ред.) Психология личности: словарь-справочник. К.: «Рута», 2001
Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности». М., «Феникс» 1999
Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования – М.: Аспект Пресс, 2001
Психология  личности в схемах и таблицах. Минск, 1999
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.. «Дайджест». 1994
Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы  психологии, N 2, 2001
Роджерс К. Эмпатия / Психология эмоций. Тексты. Изд-во МГУ. М. 1984
Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности. – СПб.: Питер, 2001

 

      Приложения

     А      


Информация о работе Сущность и содержание феноменологической теории личности Карла Роджерса