Сущность и содержание феноменологической теории личности Карла Роджерса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Феноменологическое направление теории личности проповедует идею о том, что именно субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека. Другими словами, каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Представители этого направления отрицают идею о том, что мир существует сам по себе как неизменная действительность для всех. Они утверждают, что объективная действительность есть реальность, сознательно воспринимаемая и интерпретируемая человеком в данный момент времени.

Содержание

Основные данные о работе 1
Введение 3
Основная часть 5
1 История возникновения феноменологической теории личности Карла Роджерса 5
2 Я-концепция как ключевое понятие теории Роджерса 10
3 Основные положения феноменологической теории личности 18
Заключение 26
Глоссарий 28
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

общая психология.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

     Роджерс, как психотерапевт, занимающийся психологическим  консультированием и оказывающий  психологическую помощь, утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении его ценят, а в каком-то нет. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности.

     Хотя  очевидно, что никто не может полностью быть свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека - прежде всего, в рамках консультации психотерапевта. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Неважно, насколько предосудительными или невыносимыми могут быть поведение и чувства ее ребенка, она все же хвалит его и считает достойным любви. Подобное отношение востребовано в кабинете психолога - при лечении невроза и депрессии.

     По  Роджерсу, единственный способ не вмешиваться  в тенденцию к актуализации ребенка  – это дать ему безусловное  позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают  без критики и оговорок. Роджерс  утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то: «тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать».

     С точки зрения Роджерса, в поведении  ребенка нет ничего такого, что  дало бы родителю повод сказать: «Если ты поступаешь так или чувствуешь так, то я больше не уважаю и не люблю тебя». Однако – и это важно понять – безусловное позитивное внимание не означает буквально, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит. Разумеется, ребенку не следует позволять делать все, что ему вздумается, не приучая его к дисциплине и не наказывая. Если бы это было так, немногие дети пережили бы детство, поскольку они были бы не защищены от реальных опасностей. В действительности это означает создание семейного окружения, в котором ребенка хвалят и признают именно за то, кем он является – растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем не менее, любимым. Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение. В таком ключе строится практика консультаций психолога и психотерапии по вопросам детско-родительских отношений.

     Можно видеть, что акцент Роджерса на безусловном позитивном внимании как на идеальном подходе к воспитанию ребенка не подразумевает отсутствие дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Подобный подход означает создание атмосферы, в которой ребенка ценят и любят просто за то, что он есть. Когда дети воспринимают себя так, что никакое самопереживание не является более или менее стоящим позитивного внимания, они переживают безусловное позитивное внимание к себе. Это, в свою очередь, позволяет им развивать свои собственные ценности и удовлетворение в соответствии с их реальными переживаниями, независимо от «одобрения» других. Хотя они сознают существование определенных ожиданий относительно того, что им «следует» делать, они будут доверять себе и своим суждениям, а не поддаваться требованиям, существующим вне их самих. Говоря коротко, Роджерс полагал, что воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых. Безусловное позитивное внимание к себе раскрывает естественную тенденцию к самоактуализации, присутствующую в каждом человеке.

     3 Основные положения феноменологической теории личности

 

     3.1 Тенденция актуализации

     Наряду  с позитивной точкой зрения на природу  человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение человека вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность». Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом, постулированным Роджерсом. В поведении человека, как считал Роджерс, ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность. Так, например, голод традиционная психология рассматривала как отдельное влечение или мотив, вещь в себе. В системе взглядов Роджерса голод является только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно – он необходим, чтобы «сохранить» человека, если вы в это не верите, прекратите есть. Меньше чем через неделю вы в это поверите или умрете. Если рассматривать половое влечение как мотив – оно служит для «интенсифицирования» человека. Или потребность достижения – желание отличиться, выполнить трудную задачу. С точки зрения Роджерса, данную потребность можно трактовать как одно из выражений тенденции актуализации. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала4.

     Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Тенденция актуализации  представляет собой «один центральный источник энергии в организме человека». Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (то есть это биологический факт, а не психологическая тенденция). На организменном уровне тенденция актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела,  его рост и постоянное обновление. А мотивационная сила, с которой тенденция актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости, имеет еще большее значение. Тенденция актуализации является основным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

     Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов  и поиски комфорта и покоя). Она  также подразумевает повышение напряжения. Вместо того чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения, Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, и в котором его личностей потенциал приводится к реализации. Эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только человеку, но и всему живому. Это - сущность жизни.

     Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается  с точки зрения того, насколько  он служит тенденции актуализации. Эта установка отражается в другом термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: организмический оценочный процесс. Это словосочетание отражает идею о том, что люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие личности и развивающие ее. Люди испытывают чувство удовлетворения от таких позитивных переживаний. И напротив, они избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как противоречащие или препятствующие их актуализации. Организмический оценочный процесс позволяет людям оценивать переживания с точки зрения того, насколько они способствуют тенденции актуализации или препятствуют ей.

     Тенденция самоактуализации – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и участвуя в ней.

     Самоактуализация  как таковая не является конечным состоянием совершенства. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они далее других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным.  

     3.2 Основные понятия теории Роджерса: феноменальное поле, самость, конгруэнтность

     Фундаментальной предпосылкой теоретических представлений  Роджерса является предположение, что  в своем самоопределении люди опираются на собственный опыт. В  основной теоретической работе «Теория терапии, личности и межличностных отношений», Роджерс определяет ряд понятий, на которых основывает теорию личности, методы терапии, представления об изменениях личности и межличностных отношениях.

     Поле  опыта. Каждый человек имеет уникальное поле  опыта или «феноменальное поле», которое содержит «все, происходящее в любой данный момент внутри оболочки организма и потенциально может осознано».Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек может быть, не сознает. Но мог бы осознавать, если бы сосредоточился на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой объективной реальности.

     Самость. В поле опыта находится самость. Не будучи ни  устойчивой, ни неизменной, она кажется такой, если рассматривать ее в каждый данный момент. Самость- это организованный связанный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

     Самость – это не «стоп - кадр», останавливающий процесс, а сам лежащий за всеми такими стоп-кадрами подвижный процесс. Другие теоретики используют термин «самость» для обозначения того аспекта личной самотождественности , которой неизменен, устойчив, даже вечен, Роджерс же – применительно к самому процессу распознавания.  Этот акцент на изменении и текучести лежит в основе его теоретических представлений и веры способность человека к росту, изменению и развитию. Самость или представление человека о себе основывается на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

     Идеальная самость. Идеальная самость- это «то представление о себе, каким человек более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя. Как и самость, это подвижная изменяющая структура, постоянно подверженная переопределению. То, в какой мере самость отличается от идеальной самости, - один из показателей дискомфорта, неудовлетворенностей, невротических трудностей. Принятие себя таким, каков человек на самом деле, а не таким каким бы он хотел быть, - признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, сдача позиции, это способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценности человека – одно из препятствий для развития человека.

     Конгруэнтность определяется как степень между тем, что человек говорит и тем, что он переживает. Она характеризует различие между опытом и сознанием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то,  что происходит в вашем поле) и сознание (то, что вы замечаете) одинаковы. Ваше наблюдение и наблюдение внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

     Маленькие дети демонстрируют высокую конгруэнтность. Они выражают свои чувства сразу же и всем своим существом.

     Конгруэнтность хорошо соответствует  дзен - буддийской формуле:  « Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю».

     Неконгруэнтность имеет место, когда есть различие между сознаванием, опытом и сообщением  об опыте. Если человек явно сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), но при этом говорит, что совершенно не сердится: если люди, что прекрасно проводят время, когда на самом деле они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, - это неконгруэнтность. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт. Неконгруэнтность между сознаванием и опытом называется вытеснением (repression). Человек просто не осознает, что он делает.

     Неконгруэнтность между сознаванием и коммуникацией означает, что человек не выражает то, что он в действительности думает, чувствует или переживает. Такого рода неконгуэнтность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Неконгруэнтность может ощущаться как напряжение, тревога, в более серьезном случае – как внутреннее замешательство. 

     3.3 Механизмы защиты.

     Роджерс предложил только два механизма  защиты, которые используются для  сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я или между Я и переживанием: искажение восприятия и отрицание. Защитное поведение, согласно Роджерсу, сохраняет существующую структуру Я и не позволяет человеку потерять самоуважение.

     Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее  переживание допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом образа себя человека. Предположим, студент колледжа считает себя способным человеком, но вдруг получает, совершенно заслуженно, двойку на экзамене. Он может сохранить свою Я-концепцию, исказив символизированную концептуализацию этой неудачи объяснением: «Профессор несправедливо ставит оценки» или «Мне не повезло». Роджерс иногда объясняет такое выборочное восприятие, или искажение, как рационализацию. В этом примере переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятым. В случае отрицания, менее часто встречаемой защитной реакции, человек сохраняет целостность структуры своего Я, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний5. Фактически отрицание встречается всякий раз, когда человек отказывается признаться себе, что переживание в принципе имело место. Примером, знакомым многим по курсовым экзаменам, является студент, который неоднократно «заваливал» промежуточные экзамены, но появляется утром перед заключительным экзаменом и просит, чтобы ему зачли курс. Студент отрицает очевидность того, что чисто математически нельзя зачесть ему курс, так как это не сочетается с его Я-концепцией. Ясно, что если отрицание доведено до крайности, могут иметь место психологические последствия более тяжелые, чем несданный экзамен. Роджерс указывал, что отрицание может привести к паранойе, бреду, психозу и ко множеству других психических расстройств, когда понадобится консультация и помощь психотерапевта и нуждается в лечении невроза или депрессии. 

Информация о работе Сущность и содержание феноменологической теории личности Карла Роджерса