Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:47, доклад
Каждый человек наряду с множеством присущих ему особенностей обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, лучше всего проявляющимися в его деятельности и общении с людьми, а потому и характеризующими его личность. Совокупность этих ярких особенностей называют характером.
Характер — это общее качество личности в целом, совокупность ряда ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие; это каркас личности. В характере, как в фокусе, сосредоточиваются самые выраженные особенности личности.
Содержание характера,
отражающее общественные воздействия,
влияния, составляет жизненную направленность
личности, т.е. ее материальные и духовные
потребности, интересы, убеждения, идеалы
и т.д. Направленность личности определяет
цели, жизненный план человека, степень
его жизненной активности. Характер человека
предполагает наличие чего-то значимого
для него в мире, в жизни, что-то, от чего
зависят мотивы его поступков, цели его
действий, задачи, которые он себе ставит.
Решающим для
понимания характера является взаимоотношение
между общественно и личностно значимым
для человека. В каждом обществе имеются
свои важнейшие и существенные задачи.
Именно на них формируется и проверяется
характер людей. Поэтому понятие “характер”
относится в большей степени к отношению
этих объективно существующих задач. Поэтому
характер — это не просто любое проявление
твердости, упорства и т.п. (формальное
упорство может быть просто упрямством),
а направленность на общественно значимую
деятельность. Именно направленность
личности лежит в основе единства, цельности,
силы характера. Обладание целями жизни
— главное условие образования характера.
Бесхарактерному человеку свойственно
отсутствие или разбросанность целей.
Однако характер и направленность личности
— это не одно и то же. Добродушным и веселым
может быть как порядочный, высоконравственный
человек, так и человек с низкими, нечистоплотными
помыслами. Направленность личности накладывает
отпечаток на все поведение человека.
И хотя поведение определяется не одним
побуждение, а целостной системой отношений,
в этой системе всегда что-то выдвигается
на первый план, доминируя в ней, придавая
характеру человека своеобразный колорит.
В сформировавшемся
характере ведущим компонентом
является система убеждения. Убежденность
определяет долгосрочную направленность
поведения человека, его непреклонность
в достижении поставленных целей, уверенность
в справедливости и важности дела,
которое он выполняет. Особенности
характера тесно связаны с
интересами человека при том условии,
что эти интересы устойчивые и глубокие.
Поверхностность и неустойчивость интересов
нередко сопряжены с большой подражательностью,
с недостатком самостоятельности и цельности
личности человека. И, наоборот, глубина
и содержательность интересов свидетельствуют
о целенаправленности, настойчивости
личности. Сходство интересов не предполагает
аналогичных особенностей характера.
Так, среди рационализаторов можно обнаружить
людей веселых и грустных, скромных и навязчивых,
эгоистов и альтруистов.
Показательными
для понимания характера могут
быть также привязанности и интересы
человека, связанные с его досугом.
Они раскрывают новые особенности,
грани характера: например, Л. Н. Толстой
увлекался игрой в шахматы, И.
П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев
— чтением приключенческих
Люди со сходной
направленностью могут идти совершенно
разными путями к достижению целей
и используя для этого свои,
особенные, приемы и способы. Это
несходство определяет и специфику
характера личности. Черты характера,
обладая определенной побуждающей
силой, ярко проявляются в ситуации
выбора действий или способов поведения.
С такой точки зрения в качестве
черты характера можно
Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.
Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.
Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.
Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — “природа”, gnomon — “знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.
Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — “рука” и manteia — “гадание”, “пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.
До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики.
Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.
При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.
Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: “ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.
Особенно
большое значение для характерологических
проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных
черт личности. Глубина и острота мысли,
необычность постановки вопроса и его
решения, интеллектуальная инициатива,
уверенность и самостоятельность мышления
— все это составляет оригинальность
ума как одну из сторон характера. Однако
то, как человек использует свои умственные
способности, будет существенно зависеть
от характера. Нередко встречаются люди,
имеющие высокие интеллектуальные данные,
но не дающие ничего ценного именно в силу
своих характерологических особенностей.
Примером этому служат многочисленные
литературные образы лишних людей (Печорин,
Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал
И. С. Тургенев устами одного из действующих
лиц романа о Рудине: “Гениальность в
нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”.
Таким образом, реальные достижения человека
зависят не от одних абстрактно взятых
умственных возможностей, а от специфического
сочетания его особенностей и характерологических
свойств.
Структура характера
Однако большинство
индивидуальных проявлений, образующих
характер человека, являются комплексными
и практически не поддаются классификации
по отдельным свойствам и
В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.
Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).
Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.
Характер человека
проявляется в системе
В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
В отношении
к делу (ответственность —
В отношении
к себе (скромность — самовлюбленность,
самокритичность —
В отношении
к собственности (щедрость — жадность,
бережливость — расточительность,
аккуратность — неряшливость и т.
д.). Следует отметить определенную условность
данной классификации и тесную взаимосвязь,
взаимопроникновение указанных аспектов
отношений. Так, например, если человек
проявляет грубость, то это касается его
отношений к людям; но если при этом он
работает учителем, то здесь уже необходимо
говорить о его отношении к делу (недобросовестность),
об отношении к самому себе (самовлюбленность).
Несмотря на
то, что указанные отношения
В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.