Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:47, доклад
Каждый человек наряду с множеством присущих ему особенностей обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, лучше всего проявляющимися в его деятельности и общении с людьми, а потому и характеризующими его личность. Совокупность этих ярких особенностей называют характером.
Характер — это общее качество личности в целом, совокупность ряда ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие; это каркас личности. В характере, как в фокусе, сосредоточиваются самые выраженные особенности личности.
СУЩНОСТЬ ХАРАКТЕРА Каждый человек наряду с множеством присущих ему особенностей обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, лучше всего проявляющимися в его деятельности и общении с людьми, а потому и характеризующими его личность. Совокупность этих ярких особенностей называют характером.
Характер — это общее качество личности в целом, совокупность ряда ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие; это каркас личности. В характере, как в фокусе, сосредоточиваются самые выраженные особенности личности.
Во взаимоотношениях
человека с окружающей действительностью,
в его деятельности формируется
и выявляется бесконечное множество
различных индивидуально-
Но существуют
и такие индивидуально-
Некоторые из этих
общих черт непосредственно связаны
с большим или меньшим
Все черты характера — это свойства личности; но свойства личности только тогда становятся чертами характера, когда они выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны, определяют друг друга и свойственный данному человеку стиль действий и отношения к окружающему. Большинство особенностей характера вообще не может быть сведено к типичным особенностям отдельных психических процессов. Именно к таким чертам характера относятся общительность, молчаливость, откровенность, недоверчивость, скромность, хвастливость, вежливость, требовательность, аккуратность, небрежность, трудолюбие, осторожность, завистливость, хитрость, честность и т. д.
У каждого человека
число отдельных
Кроме того, надо учесть, что не у всех учащихся действия и поступки определяются свойственными им личными особенностями. Поведение некоторых из них зависит только от внешних обстоятельств, от хорошего или плохого влияния на них товарищей, от их конформности. О таких людях говорят как о бесхарактерных, т. е. лишенных внутренней определенности. Но надо помнить, что и бесхарактерность — это тоже свойство характера.
Наиболее отчетливо
в характере проявляются
Отдельные привычки и темперамент также могут входить в характер. Но трудолюбивым или нерадивым, честным или мошенником может оказаться учащийся любого темперамента, с различными особенностями внимания или памяти и с разным опытом (1).
Характерологические
качества, обозначаемые одним и тем
же словом, часто психологически не
одинаковы, особенно если они проявляются
в различных условиях. Так, выдержанность
инженера в роли педагога и его
«выдержанность» во время пожара
— весьма различны по своей психологической
структуре.
ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
В. И. Ленин учил во всем видеть общее, особенное и единичное. В характере более отчетливо, чем в чем-либо другом в личности, видно то общее, что свойственно всем советским людям, то особенное (в данном случае — профессиональное и возрастное), что свойственно учащимся профтехучилищ, и, наконец, то единичное, что делает каждого учащегося индивидуально неповторимым.
В характере
каждой личности всегда есть черты, отражающие
своеобразие ее жизненного пути, поэтому
характер человека — сгусток его
биографии. Но вместе с тем в любом
характере в еще большей
Формировать личность — значит стремиться формировать характер. Но надо понять и обратную закономерность: формировать характер учащегося — значит формировать нужные ему черты личности. О формировании характера говорят: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу».
Многие из формируемых личных качеств учащегося могут и не стать чертами его характера, но если эти качества полезны, они так или иначе найдут свое выражение в его характере. Так, аккуратность, даже не ставшая чертой характера, обязательно будет способствовать формированию дисциплинированности как черты характера. Вместе с тем характер должен формироваться не в виде отдельных его свойств, а в виде его черт с закономерно связанной структурой.
(...) Группу черт
характера, склад личности
коммунистическая
идейность как моральное
советский патриотизм,
выражающий отношение учащегося
как гражданина к своей Родине,
народу, коммунистическому
социалистический интернационализм как существенная особенность морального облика советских людей;
ненависть к врагам социалистической Родины, к врагам коммунизма;
бдительность, порождающая
чувство высокой личной ответственности
и развивающаяся через
Выделение этой группы черт характера объясняется не только тем, что они создают своеобразный стержень всего характера, наиболее важный комплекс среди остальных черт, но также и тем, что они проявляются в поступках, которые не могут быть низведены только до какого-нибудь одного отношения каждого из людей.
Важнейшие черты
характера учащегося как
Активность в деятельности выражается в деловитости, расторопности и подвижности. Активный человек не может сидеть сложа руки, когда другие работают. Он непременно включится в работу колектива или займется своей. Активный учащийся на уроках внимательно слушает, записывает что-либо или выполняет ту или иную учебную работу, а может быть, помогает товарищу, и это ценная черта характера, но только в деятельности, направленной на достижение важных целей. Нецелеустремленная активность или не достигающая цели, когда человек берется за многое, но ничего не доводит до желаемого результата, превращается в суетливость и разбросанность.
Самостоятельность — это ставшая чертой характера способность работать без посторонней помощи независимо от того, выполняется работа по заданию руководителя или по собственной инициативе. Самостоятельность учащегося отнюдь не в том, что он обходится без помощи преподавателя, а в том, что в качестве основной движущей силы выступают его собственные побуждения. При этом деятельность учащегося, опирающаяся на эти внутренние побуждения, интенсивно направляется, регулируется и контролируется обучающим.
Самостоятельность полезна только при дисциплинированности.
Дисциплинированность — это ставшая чертой характера склонность человека к точному соблюдению правил работы и норм поведения. Отдельное, случайное проявление дисциплинированности может быть и у самого недисциплинированного по характеру учащегося. Дисциплинированность может стать и чертой его личности — он никогда не будет нарушать трудовую дисциплину. Однако, если он будет дисциплинированным только потому, что нет никаких внешних стимулов к нарушению дисциплины, еще нельзя говорить, что дисциплинированность — черта его характера. Нельзя будет сказать о нем как о дисциплинированном по характеру, если он дисциплинирован только на занятиях, а в быту или в спорте нет.
Дисциплинированность можно считать чертой характера, только если она будет определять все поведение учащегося в самых различных случаях и нарушение дисциплины при любых обстоятельствах станет противным его натуре. Один из показателей дисциплинированности учащегося — умение своевременно и четко выполнять указания преподавателя.
Взаимодействие
людей при длительном общении
часто накладывает значительный
отпечаток на их характеры. Общность
дела, одинаковость требований профессии
создают общность и некоторых
черт у представителей тех или
иных специальностей, обозначаемую как
профессиональный характер, отчетливо
видный при сравнении, например, работника
торговли, шахтера и монтажника-
Характер проявляется
и формируется в делах и
поступках человека. Отсюда важное
правило воспитания характера: одними
словами, объяснениями, указаниями и
уговорами, не реализующимися в делах
и не служащими образцом, руководством
для последующих действий, сформировать
характер нельзя. Но нельзя и недооценивать
слово как силу, воспитывающую
характер человека. Слова, дающие знание
как руководство к действиям, помогающие
создать идеал как цель деятельности и
самосовершенствования, призывающие стимулировать
деятельность и, наконец,- способствующие
правильной оценке общественного значения
сделанного, — такие слова необходимы
для формирования характера. Все это и
выражает психологическую сущность правильно
поставленного идейно-политического воспитания,
в процессе которого формируются лучшие
черты характера сознательного квалифицированного
рабочего. Характер человека, несомненно,
обусловливается объективными обстоятельствами
жизненного пути, но сами обстоятельства
создаются и изменяются поступками человека;
поступки и обстоятельства жизни, обусловливающие
эти поступки,, глубоко взаимосвязаны.
Поэтому нелепо ссылаться на характер
человека в оправдание дурных и неправильных
поступков. Характер не врожденное качество
личности, он создается, формируется и
преобразуется в течение жизни. Человек
сам участвует в выработке своего характера
и сам должен всегда нести ответственность
за него.
Общее понятие о характере и его проявлениях
Психологии понятие
характер (от греч. сharacter — “печать”,
“чеканка”), означает совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей личности,
складывающихся и проявляющихся в деятельности
и общении, обуславливая типичные для
нее способы поведения.
Когда определяют
характер человека, то говорят не о
том, что такой-то человек проявил
смелость, правдивость, откровенность,
что это человек смелый, правдивый,
откровенный, т.е. названные качества
— свойства данного человека, черты
его характера, которые могут
проявиться при соответствующих
обстоятельствах. Знание характера человека
позволяет со значительной долей вероятности
предвидеть и тем самым корректировать
ожидаемые действия и поступки. О человеке
с характером не редко говорят: “Он должен
был поступить именно так, он не мог поступить
иначе — такой уж у него характер”.
Однако характерными
можно считать не все особенности
человека, а только существенные и
устойчивые. Если человек, к примеру,
недостаточно вежив в стрессовой ситуации,
то это еще не означает, что грубость и
несдержанность — свойство его характера.
Порой, даже очень веселые люди могут испытывать
чувство грусти, но от этого они не станут
нытиками и пессимистами.
Выступая как
прижизненное образование человека,
характер определяется и формируется
в течение всей жизни человека.
Образ жизни включает в себя образ
мыслей, чувств, побуждений, действий в
их единстве. Поэтому по мере того, как
формируется определенный образ
жизни человека, формируется и
сам человек. Большую роль здесь
играют общественные условия и конкретные
жизненные обстоятельства, в которых
проходит жизненный путь человека,
на основе его природных свойств
и в результате его деяний и
поступков. Однако непосредственно
формирование характера происходит
в различных по уровню развития группах
(семья, дружеская компания, класс, спортивная
команда, трудовой коллектив и пр.).
В зависимости от того, какая группа
является для личности референтной
и какие ценности поддерживает и культивирует
в своей среде, соответствующие черты
характера будут развиваться у ее членов.
Черты характера также будут зависеть
от позиции индивида в группе, от того
как интегрируется в ней. В коллективе
как группе высокого уровня развития создаются
наиболее благоприятные возможности для
становления лучших черт характера. Этот
процесс взаимный, и благодаря развитию
личности, развивается и сам коллектив.