Сущность и формирование характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:47, доклад

Описание работы

Каждый человек наряду с множеством присущих ему особенностей обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, лучше всего проявляющимися в его деятельности и общении с людьми, а потому и характеризующими его личность. Совокупность этих ярких особенностей называют характером.
Характер — это общее качество личности в целом, совокупность ряда ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие; это каркас личности. В характере, как в фокусе, сосредоточиваются самые выраженные особенности личности.

Работа содержит 1 файл

Сущность и формирование характера.docx

— 29.88 Кб (Скачать)
 

СУЩНОСТЬ ХАРАКТЕРА Каждый человек наряду с множеством присущих ему особенностей обладает наиболее выраженными чертами и свойствами, лучше всего проявляющимися в его деятельности и общении с людьми, а потому и характеризующими его личность. Совокупность этих ярких особенностей называют характером.

Характер —  это общее качество личности в  целом, совокупность ряда ее черт, в  которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие; это каркас личности. В характере, как в фокусе, сосредоточиваются  самые выраженные особенности личности.

Во взаимоотношениях человека с окружающей действительностью, в его деятельности формируется  и выявляется бесконечное множество  различных индивидуально-психологических  особенностей. Многие из них бывают несущественны, как, например, плохо развитые вкусовые ощущения (если, конечно, речь идет не о дегустаторе). Другие индивидуальные особенности, хотя и очень существенные, могут оказаться кратковременными, скоропроходящими — например, вялость и медлительность после болезни. Третьи (допустим, плохая механическая память) могут не влиять на отношение человека к окружающему и даже не сказываться на его деятельности, компенсируясь другими чертами.

Но существуют и такие индивидуально-психологические  особенности человека, которые проявляются  достаточно устойчиво и представляют собой существенные черты всего  его поведения. Таковы, например, осторожность, выдержанность, спокойствие, впечатлительность. Трудная переключаемость внимания может в связи с определенным отношением к окружающему и с известным поведением стать рассеянностью.

Некоторые из этих общих черт непосредственно связаны  с большим или меньшим развитием  и особенностями определенных психических  процессов. Таковы, например, внимательность, рассеянность, наблюдательность, легкомыслие, критичность, фантазерство, ловкость, медлительность, веселость, раздражительность, трусливость, решительность, упрямство, настойчивость.

Все черты характера  — это свойства личности; но свойства личности только тогда становятся чертами  характера, когда они выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны, определяют друг друга и свойственный данному  человеку стиль действий и отношения  к окружающему. Большинство особенностей характера вообще не может быть сведено  к типичным особенностям отдельных  психических процессов. Именно к таким чертам характера относятся общительность, молчаливость, откровенность, недоверчивость, скромность, хвастливость, вежливость, требовательность, аккуратность, небрежность, трудолюбие, осторожность, завистливость, хитрость, честность и т. д.

У каждого человека число отдельных характерологических  черт может быть чрезвычайно велико, а количество оттенков каждой из них  необозримо. Так, аккуратность имеет  оттенки: пунктуальность, педантичность, чистоплотность, опрятность, подтянутость и т. д. Однако какие-то свойства всегда будут ведущими, и именно по ним  можно охарактеризовать человека.

Кроме того, надо учесть, что не у всех учащихся действия и поступки определяются свойственными  им личными особенностями. Поведение  некоторых из них зависит только от внешних обстоятельств, от хорошего или плохого влияния на них  товарищей, от их конформности. О таких людях говорят как о бесхарактерных, т. е. лишенных внутренней определенности. Но надо помнить, что и бесхарактерность — это тоже свойство характера.

Наиболее отчетливо  в характере проявляются особенности  направленности личности и ее отношений. Но стержень характера составляет воля: ее особенности, переходя в свойства личности, образуют существеннейшие  черты характера. Поэтому обычно выражения «человек сильной воли»  и «человек с сильным характером»  звучат как синонимы. Тем не менее воля и характер не тождественны. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, настойчивостью, решительностью. Но сила не исчерпывает всего характера — он имеет свое содержание, направляющее его силу.

Отдельные привычки и темперамент также могут  входить в характер. Но трудолюбивым или нерадивым, честным или мошенником может оказаться учащийся любого темперамента, с различными особенностями  внимания или памяти и с разным опытом (1).

Характерологические качества, обозначаемые одним и тем  же словом, часто психологически не одинаковы, особенно если они проявляются  в различных условиях. Так, выдержанность  инженера в роли педагога и его  «выдержанность» во время пожара — весьма различны по своей психологической  структуре.  

ФОРМИРОВАНИЕ  ХАРАКТЕРА

В. И. Ленин учил во всем видеть общее, особенное и  единичное. В характере более  отчетливо, чем в чем-либо другом в личности, видно то общее, что свойственно всем советским людям, то особенное (в данном случае — профессиональное и возрастное), что свойственно учащимся профтехучилищ, и, наконец, то единичное, что делает каждого учащегося индивидуально неповторимым.

В характере  каждой личности всегда есть черты, отражающие своеобразие ее жизненного пути, поэтому  характер человека — сгусток его  биографии. Но вместе с тем в любом  характере в еще большей степени  представлены черты, отражающие качества, общие для людей конкретно-исторической эпохи. Общее, особенное и единичное  в личности всегда находится в  единстве и взаимопроникновении, и  это единство должно лежать в основе формирования личности и характера.

Формировать личность — значит стремиться формировать  характер. Но надо понять и обратную закономерность: формировать характер учащегося — значит формировать  нужные ему черты личности. О формировании характера говорят: «Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу».

Многие из формируемых  личных качеств учащегося могут  и не стать чертами его характера, но если эти качества полезны, они так или иначе найдут свое выражение в его характере. Так, аккуратность, даже не ставшая чертой характера, обязательно будет способствовать формированию дисциплинированности как черты характера. Вместе с тем характер должен формироваться не в виде отдельных его свойств, а в виде его черт с закономерно связанной структурой.

(...) Группу черт  характера, склад личности учащегося  как члена советского общества  и будущего рабочего составляют:

коммунистическая  идейность как моральное качество, включающее в свою структуру стремление к достижению самых передовых  и гуманных идеалов, воплотивших  в себе многовековые чаяния трудящихся;

советский патриотизм, выражающий отношение учащегося  как гражданина к своей Родине, народу, коммунистическому строительству;

социалистический  интернационализм как существенная особенность морального облика советских  людей;

ненависть к  врагам социалистической Родины, к  врагам коммунизма;

бдительность, порождающая  чувство высокой личной ответственности  и развивающаяся через формирование политических убеждений.

Выделение этой группы черт характера объясняется  не только тем, что они создают  своеобразный стержень всего характера, наиболее важный комплекс среди остальных  черт, но также и тем, что они  проявляются в поступках, которые  не могут быть низведены только до какого-нибудь одного отношения каждого  из людей.

Важнейшие черты  характера учащегося как будущего сознательного квалифицированного рабочего — это коллективизм (он был уже рассмотрен выше, в теме 7), активность, самостоятельность и  дисциплинированность.

Активность в  деятельности выражается в деловитости, расторопности и подвижности. Активный человек не может сидеть сложа руки, когда другие работают. Он непременно включится в работу колектива или займется своей. Активный учащийся на уроках внимательно слушает, записывает что-либо или выполняет ту или иную учебную работу, а может быть, помогает товарищу, и это ценная черта характера, но только в деятельности, направленной на достижение важных целей. Нецелеустремленная активность или не достигающая цели, когда человек берется за многое, но ничего не доводит до желаемого результата, превращается в суетливость и разбросанность.

Самостоятельность — это ставшая чертой характера  способность работать без посторонней  помощи независимо от того, выполняется  работа по заданию руководителя или  по собственной инициативе. Самостоятельность  учащегося отнюдь не в том, что  он обходится без помощи преподавателя, а в том, что в качестве основной движущей силы выступают его собственные  побуждения. При этом деятельность учащегося, опирающаяся на эти внутренние побуждения, интенсивно направляется, регулируется и контролируется обучающим.

Самостоятельность полезна только при дисциплинированности.

Дисциплинированность  — это ставшая чертой характера  склонность человека к точному соблюдению правил работы и норм поведения. Отдельное, случайное проявление дисциплинированности может быть и у самого недисциплинированного  по характеру учащегося. Дисциплинированность может стать и чертой его личности — он никогда не будет нарушать трудовую дисциплину. Однако, если он будет дисциплинированным только потому, что нет никаких внешних стимулов к нарушению дисциплины, еще нельзя говорить, что дисциплинированность — черта его характера. Нельзя будет сказать о нем как о дисциплинированном по характеру, если он дисциплинирован только на занятиях, а в быту или в спорте нет.

Дисциплинированность  можно считать чертой характера, только если она будет определять все поведение учащегося в  самых различных случаях и  нарушение дисциплины при любых  обстоятельствах станет противным  его натуре. Один из показателей  дисциплинированности учащегося —  умение своевременно и четко выполнять  указания преподавателя.

Взаимодействие  людей при длительном общении  часто накладывает значительный отпечаток на их характеры. Общность дела, одинаковость требований профессии  создают общность и некоторых  черт у представителей тех или  иных специальностей, обозначаемую как  профессиональный характер, отчетливо  видный при сравнении, например, работника  торговли, шахтера и монтажника-высотника. Общение с другими людьми создает  предпосылки и для самовоспитания характера.

Характер проявляется  и формируется в делах и  поступках человека. Отсюда важное правило воспитания характера: одними словами, объяснениями, указаниями и  уговорами, не реализующимися в делах  и не служащими образцом, руководством для последующих действий, сформировать характер нельзя. Но нельзя и недооценивать  слово как силу, воспитывающую  характер человека. Слова, дающие знание как руководство к действиям, помогающие создать идеал как цель деятельности и самосовершенствования, призывающие стимулировать деятельность и, наконец,- способствующие правильной оценке общественного значения сделанного, — такие слова необходимы для формирования характера. Все это и выражает психологическую сущность правильно поставленного идейно-политического воспитания, в процессе которого формируются лучшие черты характера сознательного квалифицированного рабочего. Характер человека, несомненно, обусловливается объективными обстоятельствами жизненного пути, но сами обстоятельства создаются и изменяются поступками человека; поступки и обстоятельства жизни, обусловливающие эти поступки,, глубоко взаимосвязаны. Поэтому нелепо ссылаться на характер человека в оправдание дурных и неправильных поступков. Характер не врожденное качество личности, он создается, формируется и преобразуется в течение жизни. Человек сам участвует в выработке своего характера и сам должен всегда нести ответственность за него. 

Общее понятие о характере и его проявлениях

Психологии понятие  характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. 

Когда определяют характер человека, то говорят не о  том, что такой-то человек проявил  смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты  его характера, которые могут  проявиться при соответствующих  обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”. 

Однако характерными можно считать не все особенности  человека, а только существенные и  устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами. 

Выступая как  прижизненное образование человека, характер определяется и формируется  в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ  мыслей, чувств, побуждений, действий в  их единстве. Поэтому по мере того, как  формируется определенный образ  жизни человека, формируется и  сам человек. Большую роль здесь  играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых  проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств  и в результате его деяний и  поступков. Однако непосредственно  формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив. 

Информация о работе Сущность и формирование характера