Суицидальное поведение подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

Суицидальное поведение (склонность к самоубийству). Эта форма патологического влечения считается наименее изученной. Тем не менее, проблема не только остается, но еще более усиливается, особенно в период сложных социально-экономических и политических переломов в жизни общества. Можно выделить несколько групп причин подросткового суицида.

Содержание

Суицидальное поведение подростков
Три вида суицидов
Признаки надвигающегося суицида
Методы диагностики
Профилактика и коррекция суицидального поведения
Литература

Работа содержит 1 файл

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

- личностная  тревожность - склонность индивидума  к переживанию волнения, характеризующаяся  низким порогом возникновения реакции волнения;

- фрустрация - психическое  состояние, возникающее вследствие  настоящей либо воображаемой  помехи, препятствующее достижению цели;

- злость - завышенная  психологическая активность, рвение  к лидерству методом внедрения  силы по отношению к иным людям;

- ригидность - затрудненность  в изменении намеченной субъектом  деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки.

  Для дифференциальной диагностики между истинным и демонстративными суицидальными попытками предлагается использовать «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков» (ПДО).

  

5. ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

   Совершенно очевидно, что суицидальные намерения школьников - наименее доступная для педагогического контроля и вмешательства сфера психологической жизни подростков. Решать эту проблему можно лишь с помощью целого комплекса социальных, психологических, педагогических и медицинских мер. Для этого существуют так называемые «телефоны доверия», работающие круглосуточно в некоторых крупных городах. Возникают кооперативные центры психологической скорой помощи для молодежи.

   Смысл педагогической стратегии состоит, прежде всего, в том, чтобы с ранних лет внушить детям идею бесценности человеческой жизни, заботы о ее охране, об умении видеть в своей собственной жизни «Божий дар». Здесь уместно сотрудничество и с церковью, ссылки на религиозные учения, резко осуждающие добровольный уход человека из жизни. По канонам христианской религии самоубийцы считались людьми, совершившими страшный грех, недостойными даже того, чтобы быть похороненными на общем кладбище со всеми обрядами.

   Приглашение священников в школы для проповедей на подобные темы следует рассматривать не только с идеологической, но и с нравственно-психологической, медико-психиатрической точек зрения. Обращение молодежи к обрядам христианства (крещение, венчание, отпевание и т. п.) может быть использовано (с соблюдением всех норм педагогического и человеческого такта!) для воспитания взгляда на себя как на уникальное творение природы (пускай это будет Бог!), которое только природа и может взять к себе, но не сам человек. Все это вписывается в нормы не только религиозной, но и современной общечеловеческой, идеологической морали нашего общества.

   Потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть понятым, выслушанным, готовность принять предлагаемую помощь- все это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима. Основным содержанием общего направления профилактической работы должно стать ослабление и социально-психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и сохранению суицидогенной обстановки в коллективах. Составными частями такой работы являются:

1. Четкая организация  повседневной жизни, учебы, работы, быта и досуга людей. 

2. Предупреждение  конфликтов между членами коллектива.

3. Обеспечение  социальной и правовой защищенности  всех категорий работников.

4. Организация  мероприятий психогигиены и профилактики, предусматривающие: 

- раннее выявление  лиц с нервно-психической неустойчивостью; 

- планомерное  распределение физических и психических  нагрузок;

- предупреждение  чрезмерного эмоционального напряжения

членов коллектива.

Суицидальная  профилактика включает:

1. Прогнозирование  суицидальной активности людей; 

2. Выявление  лиц с повышенным риском суицидальности;

3. Своевременное  оказание адекватной помощи человеку,

находящемуся  в состоянии психологического кризиса.

   Необходимо иметь в виду, что суицидальное поведение, как правило, сопровождается глубокой депрессией. Важно уметь видеть ее признаки:

- снижение внимания  или способности к ясному мышлению;

- потеря интереса  или чувства удовлетворения в ситуациях, обычно вызывающих положительные эмоции;

- вялость, хроническая  усталость, замедленные движения  и речь;

- снижение эффективности  или продуктивности в учебе  или быту;

- чувство неполноценности,  бесполезности, потеря самоуважения;

- изменение привычного  режима сна, бессонница или  повышенная сонливость;

- пессимистическое  отношение к будущему, негативное  восприятие прошлого;

- неспособность  к адекватной реакции на похвалы  или награды; 

- чувство горькой  печали, переходящей в плач;

- изменение аппетита  с последующим увеличением или  потерей веса;

- повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве.

  Три способа помочь человеку, думающему о суициде:

1. Своевременная  диагностика и соответствующее  лечение суицидента.

2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в депрессии.

3.Поощрение его  положительных устремлений, дабы  облегчить ситуацию.

Важно соблюдать  следующие правила:

-будьте уверены,  что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы; 

- не старайтесь  шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте  его поведенческие мотивы, говоря: «Вы так чувствуете себя, потому, что...»; 

- не спорьте  и не старайтесь образумить  человека, говоря:

«Вы не можете убить  себя, потому что... ;

- делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь.

  Главным в преодолении кризисного состояния человека является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Специфика ее состоит в следующем:

1. Ни в коем  случае нельзя приглашать на беседу через третьих лиц ( лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, повод для встречи).

2. При выборе  места беседы главное, чтобы  не было посторонних лиц ( никто  не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался).

3. Желательно  спланировать встречу не в  рабочее время, когда каждый  занят своими делами.

4. В процессе  беседы целесообразно не вести  никаких записей, не посматривать  на часы и тем более не  выполнять какие-либо «попутные» дела. Надо всем своим видом показать суициденту, что важнее этой беседы для вас ничего нет.

Профилактическая  беседа должна включать в себя 4 этапа.

  Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т.е. необходимо дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающей доверия.

  Второй этап - установление последовательности событий которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы « преодоление исключительности ситуации»; «поддержка успехами» и др.

  Третий этап - совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются: «планирование», т.е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков; «держание паузы» - целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

  Завершающий этап - окончательное формулирование плана деятельности; активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности».

  Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли; то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:

- что тяжелое  эмоциональное состояние- явление временное;

- что его жизнь  нужна его родным, близким, друзьям  и уход из жизни станет для  них тяжелым ударом;

- что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей  жизнью, но решение вопроса об  уходе из нее, в силу его  крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать.

  Проблема предупреждения трагических случаев среди подростков должна решиться путем построения системы, объединяющей меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера.

   
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. - М, 1980.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособоие для пед. уч. заведений. – М.:Изд-во «Академия»,2000, с.87
  3. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.—288 с.
  4. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

Информация о работе Суицидальное поведение подростка