Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:08, творческая работа
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Самоубийство (суицид) - осознанное лишение человеком себе жизни.
В обоих определениях мы видим категорию осознанности суицида. Я не стану оспаривать это утверждение применительно к зрелым людям, но как быть с детьми, подростками? Я не готова признать, что решение покончить жизнь самоубийством может быть ими реально обдуманно и осознанно.
А.Г. Амбрумова отмечает, что при формировании суицидальных тенденций важную роль играют такие факторы как:
психопатологическое наследственное отягощение (алкоголизм родителей, психопатия, органические заболевания головного мозга);
распавшаяся семья или отсутствие родителей;
постоянные семейные конфликты;
соматические заболевания;
повторные психические травмы и тяжелые психические переживания.
А.Г. Амбрумова классифицировала мотивы и поводы для суицидальных поступков у подростков. Сейчас мы рассмотрим эту классификацию.
"Классификация мотивов и поводов суицидальных поступков:
Лично-семейные конфликты:
несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих;
ревность, супружеская измена, развод;
потеря "значимого другого";
препятствие к удовлетворению актуальной потребности;
неудовлетворенность поведением и личными качествами "значимых других";
одиночество;
неудачная любовь;
недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;
половая несостоятельность.
Состояние психического здоровья:
реальные конфликты у здоровых лиц;
патологические мотивировки (обусловленные расстройствами психической деятельности).
Состояние физического здоровья:
соматические заболевания, физические страдания;
уродства.
Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
опасения судебной ответственности;
боязнь иного наказания или позора;
самоосуждение за неблаговидный поступок.
Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
несостоятельность, неудачи на работе или в учебе, падение престижа;
несправедливые требования к исполнению профессиональных или учебных обязанностей.
Материально-бытовые трудности.
Другие мотивы и поводы". [9; с.114-115]
В подростковом и юношеском возрасте суицидов меньше, нежели суицидальных попыток. "На 1 совершенный суицид в подростковом и юношеском возрасте приходится, по данным исследователей, от 50-100 суицидальных попыток". Это исследование проводили Отто в 1966, Каплан и Садок в 1991 году. На данный момент суицидальных попыток все равно больше, чем суицидов, но разрыв между ними все больше и больше сокращается.
А.Г. Амбрумова выделяет самоубийства (истинные суициды) и попытки самоубийства (незавершенные суициды). Бруксбэнк говорит о суициде и парасуициде. Автор определяет суицид как намеренное самоубийство, а парасуицид как акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти. По мнению А.Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир выделяет следующие типы суицидального поведения у подростков: преднамеренное, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное. Первые два типа, по данным автора, встречаются у подростков крайне редко (менее чем у 1%); третий, четвертый и пятый типы соответственно у 25, 18 и 56,3%.
Особую тревогу в последние 15-20 лет вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. По данным регионарного бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3-м месте. Во Франции число самоубийств среди подростков за последние 10 лет утроилось и теперь не уступает количеству несчастных случаев на автострадах. В США количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет за этот же период удвоилось и достигает 5000 в год. В 1978 г. в США по всем возрастным группам зарегистрировано 13 суицидов на 100 тыс населения (29000 суицидов), среди важнейших причин смертности суициды занимают 10-е место. В то же время в возрастной группе от 15 до 24 лет суициды составляли 41 на 100 тыс населения соответствующего возраста и заняли 3-е место среди причин смертности. За последние 30 лет частота суицидов в США среди юношей 15-19 лет возросла на 300%, девушек - на 200%.
Причина суицидального поведения - понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина - это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий.
Повод в отличие от причины - это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.
А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
Д.Д. Федотов и соавт. отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.
А.А. Султанов, изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.
По нашим данным, основной причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состояния (психозы - 10%, пограничные состояния - 15%, соматические заболевания - 1%), в 12% - трудная семейная ситуация, в 18% - сложная романтическая ситуация, в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% - нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями (дидактогении), в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков и в 9% - прочие, в том числе и невыясненные, причины.
Проблема самоубийства подростков за последние два десятилетия во всех цивилизованных странах приобрела чрезвычайную актуальность и вызвала объективное опасение мирового сообщества по поводу психического здоровья подрастающего поколения. По данным Всемирной организации здравоохранения, это связано с увеличением абсолютного числа самоубийств и суицидальных попыток среди молодежи.
1. Суицид — (самоубийство) — следствие агрессивных действий личности, намеренно направленных на лишение собственной жизни. Критерий преднамеренности или предвидения смерти должен способствовать отграничению суицида.
2. Пресуицидальный период — состояние, характеризующееся определенными психологическими и психопатологическими признаками, длящееся от момента возникновения суицидальных тенденций до совершения суицидальной попытки.
3. Суицидальная попытка:
а) суицид, который по не зависящим от человека обстоятельствам не имел летального исхода (своевременное оказание помощи другими лицами, успешная реанимация и т.д.);
б) аутоагрессивное действие, прямо не направленное на лишение себя жизни, но и не исключающее летального исхода.
4. Суицидальные тенденции — прямые или косвенные показатели, свидетельствующие о снижении ценности собственной жизни, об утрате смысла жизни, о нежелании жить.
5. Демонстративно-шантажные действия — акты членовредительства или самоповреждений, направленные на оказание морального давления на окружающих с целью получения выгоды и не предусматривающие смертельного исхода. Например, ребенок шантажирует угрозами суицида своих родителей с целью обращения на себя их внимания или удовлетворения каких-либо требований.
6. Постсуицидальный период — состояние, определяющееся соматическими и психопатологическими расстройствами, продолжающееся от момента совершения суицидальной попытки до периода полной реабилитации.
Суицидальное поведение подростков во многом сходно с аналогичным поведением взрослых, но все же отличается определенным возрастным своеобразием. Это обусловлено спецификой физиологических, психологических и психопатологических процессов, свойственных формирующемуся организму и личности с еще не законченным процессом социально-биологического развития. Динамичность, незавершенность, неустойчивость нервно-психических функций в этом периоде, по мнению многих исследователей, являются благодатной почвой для развития психопатологических реакций. Еще в 1909 году исследователь В.К. Хорошко писал, что некоторые элементы психологии ребенка, и особенно подростка, «по одному факту своего существования» могут предрасполагать к самоубийству. При этом имеется в виду выраженная впечатлительность и внушаемость детей, их способность ярко чувствовать и сопереживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство подростков вызывается такими переживаниями, как гнев, протест, злоба, стремление наказать себя и других. В подростковом периоде часто наблюдается повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке действительности и собственной личности.
Препубертатному и пубертатному возрасту особенно присущи эмоциональная неустойчивость, склонность к философским рассуждениям, меланхолические переживания, неудовлетворенность собой, переоценка тяжести конфликта. Одной из причин особого эгоцентризма подростков является свойственное данному возрасту мнение о собственной исключительности. Многие формы поведения связаны с возрастным «кризисом оригинальности» — желанием отличаться от других. Специалисты отмечают, что нередко подростковая агрессия — не более чем защитный механизм, маскирующий пубертатную сомато-психическую астенизацию.
Конфликтность подростков, обусловленная возрастными психофизиологическими механизмами, как правило, выражается в форме разнообразных реакций. Несмотря на то, что такие реакции нередко выходят за рамки психологических, они в настоящее время больше известны педагогам, чем врачам.
Основные противоречия подросткового возраста часто бывают связаны с несовпадением полового и социального созревания, с неравномерностью взаимодействия отдельных сфер психики. Так, при достаточно высоком интеллекте сам процесс мышления нередко отличается чертами ригидности, импульсивностью решений, преобладанием идей эгоцентрического направления, снижением объективности суждений. По наблюдениям специалистов, эмоционально-лабильный тип личности, как вариант временного видоизменения характера, отмечается примерно у 25 % здоровых подростков.
Большое значение в формировании суицидального поведения имеет пробуждающаяся сексуальность подростков. Новое представление о своей внешности, эротические переживания, типично юношеская идеализация любви и сексуальных отношений — это лишь некоторые из существенных механизмов возникновения внутреннего разлада и конфликтности. Недовольство собой нередко вызывают и те пубертатные сдвиги в облике и моторике, которые делают подростка угловатым, неуклюжим, создавая проблему «гадкого утенка».
Суицидальные попытки в детско-подростковом возрасте, в отличие от взрослых, не имеют прямолинейной зависимости от наличия депрессии. В этой связи чрезвычайно важная роль принадлежит опосредующему влиянию окружающей среды.
Особые трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и частота неожиданных для окружающих случаев самоубийств во многом обусловлены непониманием всей сложности вопроса взрослыми, которые считают проблемы подростков несерьезными, незначительными.
В плане предупреждения самоубийств необходимо также иметь в виду возрастные особенности депрессивных расстройств в детско-подростковом возрасте. В клинической картине депрессий в этом периоде наряду с типичными проявлениями данного синдрома наблюдаются и сугубо возрастные признаки: соматические и вегетативные эквиваленты; астенические черты; пассивность интересов и желаний, агрессивность и довольно типичные нарушения поведения: побеги из дома, «страх школы», школьная дезадаптация, конфликты с родителями. Эти признаки могут маскировать истинно депрессивный характер состояния, а следовательно, и недоучитываться как показатель суицидальной опасности. Практика показывает также, что суициды подростков нередко бывают связаны с формированием кратковременных психогенных реакций и разнообразных реактивных состояний. Чаще всего имеется взаимосвязь самоубийств и их попыток с некоторыми видами отклоняющегося поведения: прогулами школьных занятий, вредными привычками, мелкими правонарушениями, конфликтными взаимоотношениями с родителями, сексуальными эксцессами и т.д.
Наиболее типичными для детей и подростков являются следующие мотивы суицидального поведения:
— обида, одиночество, отчужденность, непонимание окружающих;
— действительная или мнимая утрата родительской любви, неразделенная любовь, ревность;
— смерть близких, развод родителей;
— чувство вины, стыда, оскорбленное самолюбие, угрызения совести, недовольство собой;
— боязнь позора, насмешек, унижения;
— страх наказания, нежелание принести извинение;
— любовные неудачи, сексуальные эксцессы, случайная беременность;
— чувство мести, злобы, протеста;
— угроза, вымогательство со стороны кого-либо;