Основная
характерная черта амбулаторной
экспертизы заключается в однократном
характере психологического освидетельствования
испытуемого без его длительного экспертного
стационарного наблюдения. Однократность,
«разовость», непродолжительность амбулаторного
освидетельствования служат подчас поводом
для сомнений в надежности экспертных
выводов, что не подтверждается на практике:
непродолжительность экспертизы обусловлена
предварительным изучением экспертами
материалов дела, относящихся к предмету
экспертизы, включая материалы уголовного
дела.
Судебно-психологическая
экспертиза проводится амбулаторно
и в зале судебного заседания.
При амбулаторной экспертизе психолог-эксперт
проводит экспертное исследование в
месте содержания подэкспертного лица
под стражей (в случае экспертизы обвиняемого,
заключенного под стражу). В случаях, когда
подэкспертным лицом является обвиняемый,
не содержащийся под стражей, свидетель
или потерпевший, экспертно-психологическое
исследование проводится в любом удобном
для эксперта месте по договоренности
со следователем. Задача следователя в
данном случае состоит в обеспечении явки
подэкспертного в установленное место
и время. Следует отметить, что принудительному
направлению на экспертизу (т. е. без согласия
самого подэкспертного или его законных
представителей) могут быть подвергнуты
только подозреваемые и обвиняемые. Судебно-психологическая
экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших
может проводиться только с их согласия.
Стационарная
судебно-психологическая экспертиза заключается
в длительном наблюдении за испытуемым
в условиях медицинского стационара. При
этом помимо клинических применяются
также экспериментальные методы исследования.
Срок стационарного обследования не должен
превышать тридцати дней. В случае невозможности
вынести окончательное решение в указанный
срок экспертная комиссия выносит решение
о необходимости продления срока обследования.
Также
помимо экспертиз, проводимых в медицинском
учреждении (амбулаторных и стационарных),
возможны также экспертизы в иных местах.
Одним из таких мест является территория
следственного изолятора (СИЗО), экспертиза
на дому у испытуемого, которого по состоянию
здоровья крайне затруднительно, а порой
и невозможно доставить в медицинское
учреждение («нетранспортабельность»
испытуемого) и др. Подобного рода экспертизы
получили определенное распространение
в судебной практике, но проводятся довольно
редко.
Одним
из критериев разделения судебно-психологических
экспертиз является возраст, в соответствии
с которым выделяют:
- судебно-психологическая
экспертиза несовершеннолетних;
- судебно-психологическая
экспертиза совершеннолетних лиц для
установления особенностей их психических
процессов, состояний и свойств.
Более
сложный характер носит экспертиза
несовершеннолетних, поскольку здесь
требуется глубоко изучить как возрастные
особенности психики, так и осуществить
тщательный анализ особенностей воспитания,
окружения, развития и др.
По
характеру вопросов, решаемых экспертизой,
и юридическому значению экспертных
заключений можно выделить следующие
виды судебно-психологической экспертизы:
- экспертиза
индивидуально-психологических особенностей
(личности) обвиняемого (подсудимого) и
их влияния на его поведение во время совершения
инкриминируемых ему деяний (в числе прочих
обстоятельств, влияющих на степень и
характер ответственности обвиняемого,
указываются обстоятельства, характеризующие
личность последнего). Основное значение
психологической экспертизы личности
состоит в том, что экспертное заключение
может быть использовано в целях индивидуализации
уголовной ответственности и наказания;
- экспертиза
физиологического (эмоционального) аффекта
у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения
инкриминируемых ему деяний (проводится
для судебного установления состояния
физиологического (эмоционального) аффекта
(сильного душевного волнения) обвиняемого
в момент совершения преступления, что
имеет значение для квалификации по ст.
107 УК РФ и ст. 113 УК РФ);
- экспертиза
способности несовершеннолетнего обвиняемого
(подсудимого) с отставанием в психическом
развитии, несвязанным с психическим расстройством,
в полной мере осознавать фактический
характер и общественную опасность своих
действий либо руководить ими (проводится
в соответствии с частью 3 ст. 20 УК РФ). Неполная
мера осознания и регуляции своих противоправных
действий несовершеннолетним с отставанием
в психическом развитии, не связанным
с психическим расстройством, служит основанием
для освобождения его от уголовной ответственности;
- экспертиза
способности свидетеля или потерпевшего
правильно воспринимать обстоятельства,
имеющие значение для дела, и давать о
них правильные показания (при проведении
данной экспертизы эксперт должен дать
ответы на ряд вопросов:
- какими индивидуальными
сенсорными (т.е. органов чувств), а также
иными психофизиологическими и личностными
особенностями характеризуется испытуемый;
- мог ли он
с учетом выявленных особенностей в данной
ситуации восприятия адекватно воспринимать
и оценивать имеющие значение для дела
конкретные обстоятельства;
- обладает
ли субъект требуемой чувствительностью
определенных органов чувств (например,
зрения, слуха и т.д.), чтобы воспринимать
определенные раздражители;
- если испытуемый
страдает каким-либо сенсорным нарушением,
компенсирует ли его другие полноценные
органы чувств, и если, компенсируют, то
позволяют ли они правильно воспринимать
интересующее суд обстоятельство;
- имеются ли
у лица другие психофизиологические особенности,
влияющие на правильность восприятия,
запоминания и воспроизведения информации,
и если имеются, то каково это влияние
на каждый из названных механизмов обработки
информации (восприятие, запоминание,
воспроизведение);
- мог ли испытуемый,
с учетом выявленных психофизиологических,
сенсорных и личностных особенностей,
давать правильные объяснения (показания)
по обстоятельствам, интересующим суд.
Ответы
на приведенные вопросы, полученные
в ходе судебно-психологической экспертизы,
являются выводом о доказательной силе
полученных при судебном разбирательстве
объяснений или показаний, а также заключением
о способности испытуемого правильно
воспринимать внутреннее содержание события,
действия (понимать его значение).
- экспертиза
способности потерпевшей (потерпевшего)
по делу об изнасиловании понимать характер
и значение совершаемых с нею (с ним) действий
или оказывать сопротивление виновному
(на практике жертв изнасилования при
проведении экспертизы можно разделять
на три специфические группы:
- случайные
жертвы (здесь всегда есть определенная
оборонная позиция по отношению к агрессору);
- группа неосознанно
провоцирующих сексуальное поведение
преступника (это женщины, легко устанавливающие
случайные знакомства, демонстрирующие
при общении личную сексуальную опытность,
но застигнутые врасплох развитием событий);
- группа жертв,
сознательно провоцирующих сексуальное
поведение преступника с предполагаемой
целью в последний момент выйти из сложившейся
ситуации (но это им, однако, часто сделать
не удается).
- экспертиза
психического состояния лица, окончившего
жизнь самоубийством (назначается в том
случае, когда требуется проанализировать
поведение лиц, состояния психики которых
до смерти не вызывали сомнения в их психологической
полноценности и не сопровождались каким-либо
образом демонстрируемым желанием покончить
с жизнью. Крайне важна роль данной экспертизы
при проверке версий инсценировки убийства
под самоубийство. Здесь вопрос о психическом
состоянии лица перед смертью нередко
является ключевым для расширения зоны
поиска и обоснованности различных судебных
версий).
Также
можно выделить экспертизы в соответствии
с тем делением, которое предложено
законодателем в УПК РФ:
- в зависимости
от числа экспертов, проводящих экспертное
исследование, можно выделить единоличные
и комиссионные экспертизы (комиссионная
судебная экспертиза производится не
менее чем двумя экспертами одной специальности);
- в зависимости
от повторности экспертизы можно выделить
первичную экспертизу (проводится впервые
по данному делу в отношении данного лица)
и повторную (проводится вторично в отношении
данного лица при наличии сомнений в обоснованности
или правильности выводов первичной экспертизы);
- также можно
выделить основную (экспертиза, назначенная
для решения поставленных перед экспертами
вопросов) и дополнительную (экспертиза,
назначенная в связи с неполнотой или
недостаточной ясностью прежнего (основного)
экспертного заключения, но при отсутствии
сомнений в достоверности его выводов).
Стоит
отметить, что в литературе выделяют основные
следственные ситуации, в разрешении которых
используется судебно-психологическая
экспертиза:
- определение
способности несовершеннолетних обвиняемых,
страдающих умственной отсталостью, не
связанной с психическими заболеваниями,
полностью сознавать себя, давать отчет
в своих действиях;
- установление
способности потерпевших от половых преступлений
правильно воспринимать характер и значение
действий преступника;
- определение
способности верно воспринимать значение
для дела обстоятельства и давать о них
показания;
- определение
наличия или отсутствия физиологического
аффекта и иных эмоциональных состояний
в момент совершения преступления;
- установление
наличия или отсутствия у лица в период
предшествовавший смерти психического
состояния, предрасполагающего к самоубийству;
- установление
обстоятельств, связанных с управлением
техникой;
- определение
возможного психологического давления
со стороны работников правоохранительных
органов на участников уголовного процесса
(обвиняемого, потерпевшего и др.) в период
расследования преступления.
Таким
образом, изучив классификацию видов
судебно-психологических экспертиз,
можно отметить, что в науке
выделятся большое количество экспертиз,
которые можно разграничить по таким
основаниям, как правовой статус подэкспертного,
направление экспертизы, место и условия
проведения экспертизы, возраст подэкспертного,
характер вопросов, решаемых экспертизой.
Заключение
Изучив
судебно-психологические экспертизы,
можно сделать вывод, что судебно-психологическая
экспертиза – это вид судебной экспертизы,
состоящий в использование специальных
психологических познаний для установления
обстоятельств, входящих в процесс доказывания,
при этом судебно-психологическая экспертиза
представляет собой исследование, проведенное
сведущим лицом – экспертом – на основе
специальных познаний в области психологии
с целью дачи заключения, которое после
соответствующей его проверки и оценки
следователем либо судом будет являться
доказательством по уголовному делу.
Судебно-психологическая
экспертиза дает полную характеристику
личности обвиняемого, без исследования
которой нельзя установить юридический
мотив совершения преступления по некоторым
категориям дел.
Уголовно-правовое
значение судебно-психологической экспертизы
заключено в том, что она способствует
установлению признаков личности, которые
являются элементами состава преступления:
возраста, внезапно возникшего сильного
душевного волнения, беспомощного состояния
потерпевшего, мотива преступления. Судебно-психологическая
экспертиза – одно из средств, обеспечивающих
соблюдение уголовно-процессуального
закона при производстве предварительного
расследования и рассмотрения дела в суде.
Изучив
классификацию видов судебно-психологических
экспертиз, можно отметить, что в науке
выделятся большое количество экспертиз,
которые можно разграничить по таким основаниям,
как:
- правовой
статус подэкспертного,
- направление
экспертизы,
- место и условия
проведения экспертизы,
- возраст подэкспертного,
- характер
вопросов, решаемых экспертизой, и др.
В
целом можно сделать вывод, что судебно-психологические
экспертизы способствуют установлению
признаков личности, которые являются
элементами состава преступления: возраста,
внезапно возникшего сильного душевного
волнения, беспомощного состояния потерпевшего,
мотива преступления, что соответственно
оказывает влияние на раскрытие и расследование
преступлений, обоснованное и справедливое
вынесение судебных решений.
Список
использованных источников
и литературы
- Источники
- Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская
газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237.
- Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ
от 18.12.2001 года // Собрание законодательства
РФ. – 2001. – № 52 (ч. I) . – Ст. 4921.
- Литература
- Баранов,
П.П., Курбатов, В.И. Юридическая психология
/ П.П. Баранов, В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2007. – 576 с.
- Васильев,
В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев.
– СПб.: «Питер», 2005. – 197 с.
- Волков, В.Н.,
Янаев, С.И. Юридическая психология / В.Н.
Волков, С.И. Янаев. – М.: «Щит-М», 2006. – 218
с.
- Еникеев,
М.И. Юридическая психология / М.И. Еникеев.
– СПб.: «Питер», 2006. – 480 с.
- Кикоть, В.Я.,
Рыбникова, В.Ю. Юридическая психология
с основами общей и социальной психологии
/ В.Я. Кикоть, В.Ю. Рыбникова. – М.: «Закон
и право», 2006. – 463 с.
- Сафуанов,
Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза
в уголовном процессе / Ф.С. Сафуанов. –
М.: «Гардарика», 1998. – 192 с.
- Чуфаровский,
Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и
ответы / Ю.В. Чуфаровский. – М., 2007. – 320
с.