Субъективная психологическая характеристика личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:55, творческая работа

Описание работы

Голубев Алексей Александрович 1989 года рождения.
Сведения о семье:
Моя семья неполная, состоит из папы и старшей сестры. Психологический климат - это такие межличностные отношения, которые определяют основное настроение моей семьи. Моя семья очень дружная.

Работа содержит 1 файл

Субъективная психологическая характеристика личности.docx

— 36.63 Кб (Скачать)

Способности человека можно разделить на две  группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности( хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.

Связь способностей с деятельностью. Способности всегда связаны с конкретными видами деятельности; вне деятельности, они не существуют. Вместе с тем только в деятельности происходит становление, формирование и развитие способностей: для развития способностей необходима плодотворная, систематическая, иногда упорная деятельность человека в данной области.

Связь способностей с направленностью личности. Способности органически связаны с интересами и общим уровнем развития личности человека. Они проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают собой всю его личность.

4. Особенности познавательных процессов и учебная деятельность.

а) Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте. При внимании психическая деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью.

Устойчивость внимания. Устойчивостью внимания называется удержание требуемой интенсивности внимания в течение длительного времени. Устойчивость внимания объясняется наличием выработанных в процессе практики динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно. Когда такие динамические стереотипы не выработаны, нервные процессы излишне иррадиируют, захватывают ненужные участки коры, межцентральные связи устанавливаются с трудом, отсутствует легкость переключения с одних элементов деятельности на другие и т. д.

В психологии различают  внимание непроизвольное, произвольное и после - произвольное. Все разновидности внимания тесно взаимосвязаны и при определенных условиях переходят один в один. Непроизвольное внимание возникает тогда, когда сила посторонних раздражителей превышает силу осознано действующих возбуждений, когда субдоминантных возбуждения при определенных условиях.

Произвольное внимание - это сознательно направленное сосредоточения личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности. Основным компонентом произвольного внимания является воля. Силой воли человек  способен мобилизовать и сконцентрировать свое сознание на необходимом деятельности достаточно длительное время.

Характерными особенностями  произвольного внимания является целеустремленность, организованность деятельности, осознание  последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность  бороться со сторонними отвлечения. Основными возбудителями произвольного внимания является осознанные потребности и обязанности, интересы человека, цели и средства деятельности. Что цели и более сложные условия и способы ее достижения, то меньше привлекает человека сама деятельность и требует большего напряжения сознания и воли, а следовательно, и произвольного внимания. Такая деятельность  (а именно такой является учебная и трудовая деятельность) требует надлежащего ее поддержания и управления.

Сосредоточенность и интенсивность внимания объединяют, называя такое свойство концентрацией  внимания. Концентрация внимания является условием успешного выполнения деятельности в том случае, если она сочетается с другими свойствами, например, с объемом, распределением внимания.

Устойчивость - это свойство, которое заключается в длительном удержании внимания на предмете или какой-либо деятельности. Она определяется длительностью сосредоточенной и интенсивной внимания. Следовательно, устойчивое внимание - это длительная, высоко концентрированное внимание. Эта особенность характеризуется временем, в течение которого деятельность человека сохраняет свою целеустремленность. Особенно важным является умение сохранять устойчивость внимания при неблагоприятных условиях, когда действуют различные отвлекающие раздражители. Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов, на которые она направлена. Так, повышают устойчивость внимания такие объекты, которые можно воспринимать с разных сторон, и наоборот, однообразные объекты не способствуют поддержанию внимания. Устойчивость внимания поддерживается постепенным усложнением объекта восприятия, мышления и чувств. Однако сложный объект, который не соответствует познавательным возможностям учащихся, быстро вызывает усталость и снижает внимание к себе.

б) Восприятие. Существует две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание, зрительное восприятие и слуховое восприятие. Вторая классификация основывается на информации, которая отражается через восприятие. В таком случае мы говорим о восприятии пространства, восприятии времени.

Осязание. Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших  источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного  восприятия является глаз.

Слуховое восприятие. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир  предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.

Восприятие пространства. Восприятие пространства включает в  себя восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены  от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предмета.

Восприятие времени. Оно  представляет собой отражение в  мозгу объективной длительности, скорости и последовательности явлений  действительности. Человек не так  давно заинтересовался тем, как  он воспринимает время, тогда как  особенности восприятия предметов  изучались с незапамятных времен. Трудно назвать причину. Но точность времени была мало актуальна даже в 17 веке. Пример тому – часы. Во дворце Меньшикова в Санкт-Петербурге находятся  лучшие по тем временам часы английских мастеров, но у них есть только часовая  стрелка. Минуты в те времена не считали. Сейчас же в очень многих видах  деятельности и даже в быту человеку нужно знать не только секунды, но доли секунд.

в) Памятью называется психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта

Память является сложной  психической деятельностью, в которой  различают следующие основные процессы:

  1. Запоминание (или запечатление в форме представлений) воспринимаемых предметов и явлений, совершаемых действий, мыслей и т. д. Запоминание, предпринимаемое сознательно и выполняемое с помощью определенных приемов, называется заучиванием.
  2. Сохранение или удержание в памяти того, что было запечатлено или заучено.
  3. Воспроизведение запомненного или заученного.
  4. Узнавание. Последнее выражается в появлении своеобразного чувства знакомости при повторном восприятии каких либо явлений, которые уже имели место в прошлом опыте.
  5. В зависимости от приемов заучивания различают механическую и логическую (или смысловую) память.

В зависимости  от приемов заучивания различают  механическую и логическую (или смысловую) память.

Характерной особенностью механической памяти является запоминание учебного материала в той его форме, в которой он воспринимается. Механическая память основана на нервных связях преимущественно первой сигнальной системы. При изучении материала, выраженного в словах, это будут сами слова, запоминаемые в точности так, как мы их видели, слышали или произносили.

Логическая память в отличие от механической направлена на запоминание не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала. Логическая память предполагает предварительную работу мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познается сама суть подлежащего запоминанию материала.

 

Типы памяти различаются в связи с ее индивидуальными особенностями у тех или других людей.

В зависимости от преобладающего участия в работе памяти того или другого анализатора  различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный типы памяти. Человек, отличающийся зрительным типом памяти, запоминает и воспроизводит заученный материал преимущественно в зрительных образах, в противоположность человеку с двигательным типом памяти, у которого процессы заучивания и воспроизведения опираются главным образом на двигательные представления. Например, при заучивании физических упражнений человек с зрительным типом памяти будет лучше запоминать движения в их зрительной форме и легко разбираться в ошибках, допускаемых другими физкультурниками, плохо отдавая себе отчет в собственных ошибках. Человек с двигательной памятью будет легче запоминать в мышечно-двигательных образах выполняемые им самим физические упражнения, иногда плохо соединяя их с зрительными образами движений. По характерным особенностям удержанного в памяти прошлого опыта различают несколько основных видов памяти.

Наглядно-образная память. Ее особенностью является запечатление заучиваемого материала первосигнально, в форме зрительных, слуховых, осязательных и других представлений

Словесно-логическая память. При этой памяти запоминаются уже не конкретные образы предметов, а выраженные в словах мысли, отражающие сущность изучаемых явлений. Этот вид памяти иногда называют смысловой памятью.

Двигательная память. Содержанием этого вида памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений — мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и т. д. Двигательная память имеет основное значение при запоминании физических упражнений, а также в трудовых процессах, связанных с движениями. Она лежит в основе вырабатываемых при этом двигательных навыков.

Эмоциональная память. Ее содержанием являются имевшиеся в прошлом эмоциональные состояния.

Существует разнообразие индивидуальных особенностей памяти у людей, что  проявляется в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воссозданию.

Скорость запоминания  определяется количеством повторений, необходимых для запоминания  нового материала, точность - соответствие воспроизводимого материала к материалу  запоминаемому. Прочность запоминания  проявляется в продолжительности  сохранения заученного или медленного его забывания, готовность к воссозданию  в том, как быстро и легко в  нужный момент человек может вспомнить  необходимые ей знания, умения, навыки.

г) Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

Разнообразие типов  мыслительных задач обуславливает  разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное  мышление. Наглядно-действенные мышления заключается в том, что решение  задач осуществляется путем реального  преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность  к анализу и синтезу, когда  воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать  ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого  мышления заключается в том, что  с его помощью полнее воспроизводится  разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных  сочетаний предметов и их свойств. В простой форме Это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, воспринять объектов, к схематичного и символического изображения объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя  эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами  ученый подчеркивает ведущую роль в  психической деятельности мышления, и именно словесно-логического. Наглядно-действенные, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы  развития мышления в филогенезе и  онтогенезе.

 

 

 

Этот  студент воспитывается в неполной семье. Отношения в семье демократичные, семья дружная.

Информация о работе Субъективная психологическая характеристика личности