Субъективная психологическая характеристика личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 15:55, творческая работа

Описание работы

Голубев Алексей Александрович 1989 года рождения.
Сведения о семье:
Моя семья неполная, состоит из папы и старшей сестры. Психологический климат - это такие межличностные отношения, которые определяют основное настроение моей семьи. Моя семья очень дружная.

Работа содержит 1 файл

Субъективная психологическая характеристика личности.docx

— 36.63 Кб (Скачать)

Субъективная психологическая  характеристика личности

1.Общие сведения:

Голубев Алексей Александрович 1989 года рождения.

Сведения о семье:

Моя семья  неполная, состоит из папы  и старшей сестры. Психологический климат  - это такие межличностные отношения, которые определяют  основное настроение моей семьи. Моя семья очень дружная. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе. С полным основанием я могу считать: мой дом - моя крепость. В своем доме я чувствую себя очень уютно.  Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам". У нас в семье все хорошо понимают друг друга.  Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.

Взаимоотношения детей и родителей в семье демократические. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.  
Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

2. Направленность личности:

а) Интересы выражают специальную направленность личности на познание определенных явлений окружающей жизни и вместе с тем более или менее постоянную склонность человека к определенным видам деятельности.

Особенностью интересов  является:

1) сосредоточенность меня, как личности на довольно узком  круге областей знания и видов  деятельности – доминирующий  интерес; например, интерес к технике  вообще и к электронике или  автоматике в частности и т.  д.;

2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций  деятельности, которые интересуют меня;

3) расширение и углубление знаний в данной специальной области и развитие у меня соответствующих практических навыков и умений;

4) активизация не только  познавательных процессов, но и творческих усилий в данной области.

Интересы всегда характеризуются  своеобразным эмоциональным удовлетворением, побуждающим человека к длительному  занятию соответствующей деятельностью. Вместе с тем в большинстве  случаев интересы связаны с развитием  и совершенствованием знаний и навыков, с продвижением человека вперед в интересующей меня области.

     

Всякий действительный интерес  обязательно содержит в себе следующие  три стороны:

  1. знания, которыми человек обладает в интересующей его области,
  2. практическую деятельность в этой области и
  3. эмоциональное удовлетворение, которое человек испытывает в связи с этими знаниями и этой деятельностью.

Интерес является исключительно  важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта. Интерес - это единственная мотивация, которая  может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес рассматривается как одна из фундаментальных врожденных эмоций и считается доминирующей из всех эмоций у нормального, здорового человека.

б) Самооценка личности является динамичным образованием, она изменяется в соответствии с уровнем социального благополучия человека. Высокая оценка себя и своих возможностей способствует личностному росту, самоутверждения в социуме. Низкая самооценка, наоборот, мешает индивидуальному росту, тормозит раскрытие индивидуальности, вызывает формирование комплексов, которые затрудняет процесс отношений. Формой самосознания является осознание человеком собственного достоинства. Подтверждение и утверждение своего достоинства - залог благополучия личности во взаимодействии с другими людьми. Благодаря чувству собственного достоинства я осознаю себя как индивидуальную реальность, как самодостаточную личность.

в) Благодаря поставленным целям и задачам человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее,  учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. При выдвижении студентом своих целей он должен руководствоваться мотивом – желание.  Его характерной особенностью является ясное и определенное представление цели, к которой мы стремимся. Желание всегда относится к будущему, к тому, чего еще нет в настоящем, что еще не наступило, но чем мы хотели бы обладать или что хотели бы сделать. При этом пока еще отсутствуют или имеют весьма смутную форму представления о средствах, с помощью которых можно достигнуть отчетливо поставленной цели. Существует ещё один мотив – это хотения. Хотения являются более высокой стадией в развитии мотивов волевых действий, когда к представлению цели присоединяется представление и о средствах, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Это позволяет составить более или менее твердый план для достижения поставленной цели. По сравнению с простым желанием хотение имеет более активный, деловой характер: в нем выражено намерение осуществить действие, стремление с помощью определенных средств добиться поставленной цели. Само представление цели становится более определенным и конкретным, более реальным, чему в немалой степени содействует выраженное в хотении знание конкретных средств и путей достижения цели.

3. Индивидуально – психологические  особенности личности.

а)  Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту.

Под темпераментом  следует понимать природные особенности  поведения, типичные для данного  человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций  на жизненные воздействия. Темперамент  окрашивает все психические проявления человека, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Темперамент обладает определенным набором психологических проявлений в деятельности субъекта: активность, реактивность, динамичность, эмоциональность, тревожность, чувствительность и др. Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределение внимания, стрессоустойчивость и другие качества. При индивидуальном подходе к каждому человеку необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется тот или иной тип темперамента.

Холерик - сильный, неуравновешенный, возбуждаемый тип, высокотревожный экстраверт. Он наиболее продуктивен там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, высокая ролевая активность и т.п. Но его следует по возможности отстранить от конфликтных ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на недостатки, воспитывать выдержку и самообладание.

Сангвиник - сильный, уравновешенный, лабильный тип, малотревожный экстраверт. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает текущие оперативные задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания, высокой эмоциональностью, контактностью, коммуникативностью. Его можно использовать для разрядки конфликтных ситуаций в группе, организации совместных действий, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам, стрессоустойчивы. Однако они малопродуктивны в условиях монотонной деятельности, требующей длительного напряженного внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности.

Флегматик - сильный, уравновешенный инертный тип, малотревожный интроверт. Он незаменим в ситуациях, требующих пристального внимания, обстоятельности в делах, терпения, неторопливости, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Однако он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого ориентирования на изменение ситуаций, быстрого принятия решений, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях. Мало пригоден он и для скоростной переработки учебной и производственной информации; социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен и малоэмоционален.

Меланхолик - слабый тип нервной системы, высокотревожный интроверт. Это сложный, высокочувствительный тип, требующий тактичного подхода и "щадящего" образа жизни. Мало пригоден к нервным перегрузкам, к преодолению стрессовых ситуаций, в которых часто теряется, затормаживается; не конфликтен, но беззащитен перед конфликтами, старается их обходить, а не разрешать. Не претендует на лидерство, но в хорошем коллективе исполнителен, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В спокойной жизненной ситуации, не требующей перенапряжения, может проявлять высокую интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость, ответственность,исполнительность.

По типу характера  – я сангвиник.

б)   Характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.  
Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни или других изменениях в психике.  
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

К первой группе черт относятся  черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений  к окружающей действительности и  представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Ко второй группе относятся  интеллектуальные, волевые и эмоциональные  черты характера.

Свойства, называемые чертами  характера, всецело обусловлены  социальными особенностями личности: политическими убеждениями, отношением к труду, к своим обязанностям, к другим людям, к самому себе и  т. д.   Свойства личности составляют характер человека лишь тогда, когда отличаются большим постоянством и проявляются во всех многообразных формах его поведения: в трудовой деятельности, в учении, во взаимоотношениях с людьми, в играх и развлечениях, в спортивной деятельности и т. д.

В связи с этим характер нельзя определить какой-нибудь одной  чертой, он всегда многогранен и  является совокупностью многих взаимно  связанных черт личности, к которым  относятся:

  1. Черты личности, выражающие наиболее общее отношение человека к окружающему миру, к общественным явлениям и событиям, например принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм.
  2. Черты, выражающие отношение человека к его общественно-трудовой деятельности, например трудолюбие, энтузиазм, настойчивость, аккуратность или, напротив, лень, разгильдяйство, неряшливость.
  3. Черты, выражающие отношение человека к другим людям, например общительность или замкнутость, товарищеская чуткость или черствость, доверчивость или подозрительность, откровенность или скрытность.
  4. Черты, выражающие отношение человека к самому себе, например скромность или самомнение, самокритичность или зазнайство.

Имею следующие черты  характера: оптимист, трудолюбивый, аккуратный, общительный, доверчивый, откровенный.

Количество черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и получили обозначение в  языке, чрезвычайно велика. Вариативность их также проявляется не только в качественном разнообразии и своеобразии, но и в количественном выражении. Когда количественный показатель той или иной черты характера достигает конечной пределы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера - это  межевые варианты нормы как результат  усиления его отдельных черт. При  акцентуации в человеке проявляется  повышенная чувствительность к определенным стрессогенных факторов при относительной устойчивости относительно других. Наличие акцентуаций у человека, как правило, не мешает удовлетворительные социальной адаптации, но они есть "ахиллесова пята", местами наименьшего сопротивления. Повышенный психогенное влияние на эти незащищенные стороны личности неблагоприятных элементов среды приводит к психических травм.

в)  Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.

О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно  называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.

Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к учению, к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, литературные, организационные, технические способности ...

Информация о работе Субъективная психологическая характеристика личности