Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:16, контрольная работа
В контрольной работе я постараюсь раскрыть понятие и сущность человеческого сознания и его основные психические процессы.
. Введение………………………………………………………………………...3
2. Структура сознания и основные психические процессы……………………4
2.1. Структура сознания…………………………………………………………..4
2.2. Основные психические процессы…………………………………………...6
2.2.1. Ощущения…………………………………………………………………..6
2.2.2. Восприятие………………………………………………………………….7
2.2.3. Мышление…………………………………………………………………..9
2.3. Проблема генезиса самосознания в современной психологической науке………………………………………………………………………………..9
3. Заключение…………………………………………………………………….17
4. Литература…………………………………………………………………….18
Исходя из концепции «первичности» нелегко объяснить единство высших и низших форм (высшие как бы привносятся на определенном этапе извне) и опредмеченный характер самосознания. Способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает, определяет механизм функционирования и едва ли не детерминирует остальные, дискурсивно-организованные формы психического самоконтроля.
Существует и диаметрально противоположная точка зрения (С. Л. Рубинштейн), согласно которой самосознание — высший вид сознания, возникший как результат предшествующего развития последнего. «Не сознание рождается из самопознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом».
В конечном счете эта концепция построена на предположении об исключительно внешней (экстроспективной) направленности нашей психики на самом первом этапе ее развития, только в какой-то момент вдруг обнаруживающей способность к самовосприятию.
Отражение внешнего мира — универсальный канал социализации, определяющая сторона сознания.
В современной психологии эта проблема
традиционно разрабатывается
Проявления и реализация содержания
первичных психических реакций (когда
практически отсутствует
В отличие от первых двух, третье направление современной психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались одновременно, едино - и взаимообусловленно. Классической для этого направления можно считать теорию И. М. Сеченова, по мнению которого предпосылки самосознания заложены в том, что он называл «системными чувствованиями».
Эти «чувствования» носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов человека. «Первая половина чувствования, - отмечал И. М. Сеченов, - имеет, как говорится, объективный характер, а вторая субъективный. Первой соответствуют предметы внешнего мира, второй - чувственные состояния собственного тела - самоощущения».
По мере объединения «предметных» ощущений складывается наше представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений - о самих себе. Взаимодействие этих двух центров координации и следует считать решающей исходной предпосылкой способности человека осознавать себя, то есть специфически человеческим образом дифференцировать свое бытие.
На начальном этапе своего становления личность воспринимает конкретное условие своего бытия в формах «исходной», своего рода «прединтеллектуальной», психической активности, которая пробуждается еще до раздельности внешнего опыта и знаний о себе самом и не имеет субъектно-объектной формы. Функционально это выражается в недифференцированности между адаптацией к внешнему миру и аккумуляцией информации о себе, о своем состоянии. Но очень быстро начинают формироваться два противоположных полюса этой активности. Один из них направлен на внешние зоны реальности и связан с развитием аппарата гомеостазиса, второй полюс аккумулирует данные самочувствительности, то есть базируется на способности организма к локализации своих интероцептивных ощущений. Эти полюса неразделимы и взаимообусловлены. Одним из важнейших стимулов адаптации к тем или иным условиям является, в конечном счете, актуализированная в соответствующем полюсе информация о предшествующих, специфичных для подобных условий состояний организма. Например, нарушение интеграции представлений ребенка о собственном теле может послужить, согласно современным представлениям, причиной раннего детского аутизма, характеризующегося, прежде всего, стремлением активно уйти от внешних контактов, целиком погрузиться в сферу собственных переживаний.
Если видеть в психике только адаптирующуюся систему, то трудно объяснить, например, источник развития некоторых специфически человеческих коммуникативных способностей, при которых замещенная знаковая реакция на сигнал далеко не однозначна.
В той мере, в какой первоначальная
деятельность младенца выходит за пределы
непосредственных контактов между
предметной действительностью и
телесной перифе¬рией, у него начинает
развиваться способность к
Следовательно, уже в начальной фазе своего генезиса человеческая психика не просто воспринимает в отдельности внешний мир или своего носителя или только саму себя. В ней - это определяющий фактор - прежде всего, отражается то, как ее субъект (а тем самым и она сама) взаимодействует с предметным миром и особенно с окружающими. Это означает, что формирующееся сознание с необходимостью отражает своего носителя, субъекта и психические реакции как одну из сторон указанного взаимодействия. А аккумулирующий полюс психики и становится постепенно основой формирования индивидуального самосознания. Если исходить из последовательности становления его уровней, то в онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа. На первом образуется топогностическая схема собственного тела и формируется «чувство Я», целостная система аффективной самоидентификации, которая имеет и необходимые социальные предпосылки, так как условием ее формирования является отражение реакций окружающих. Затем, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему его субъект оказывается способным не просто ощущать свое отличие от объекта, но и осмысливать это отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с аффективным самопереживанием. Конкретные детали генетической взаимообусловленности аффективного и когнитивного пока мало изучены. В последние годы большой интерес вызывают сообщения о том, что аффективный комплекс самоотношения не только складывается прежде логизированного самоотображения, но и что они и контролируются разными полушариями мозга: самоощущение - правым, рефлексивные механизмы - левым. Такого рода функциональная асимметрия служит еще одним подтверждением специфической системной обусловленности генезиса самосознания.
Восприятие быстро усложняющихся реакций собственной психики требовало нового органа (типа «сверхкоры»), который был бы связан с психикой двусторонними связями. Но биологическая эволюция не могла успеть за духовной. Выход был найден в том, чтобы одно из полушарий, которые у животных дублируют друг друга, функционально поставить один над другим, что обеспечивает уже не только восприятие субъектом его собственных состояний и их осознание, но и рефлексивное обращение этих мыслительных (дискурсивных) актов. Аффективное самовосприятие связано с «лимбической системой» (медиобазальтовые структуры височной доли мозга), а его вербализация - с самой молодой в филогенетическом отношении системой регуляции, с мозговой корой.
Разумеется, тот факт, что аффективные и логизированные компоненты обеспечиваются структурами, расположенными в правом и соответственно в левом полушарии, не может служить основанием для отрицания интегративного характера самосознания. Эти элементы функционально взаимообусловлены и представлены фактически в каждом акте нормально развитой психики. Мало того, как показывают новейшие данные, не только дискурсивные элементы опосредуют непосредственно-чувственные, но и последние (все то, что называют «правополушарным мышлением») являются постоянными компонентами когнитивной деятельности, интегрируя в результате то, что мы и называем индивидуальным самосознанием.
Заключение.
Психологические процессы не просто участвуют в деятельности, но они развиваются в ней. Все психические процессы взаимосвязаны между собой, и представляют единое целое. При отсутствии какого либо из психических процессов (речи, мышления и т. п.) человек становится неполноценным. Деятельность формирует психические процессы. Любая деятельность - это соединение внутренних и внешних поведенческих действий и операций. Мы рассмотрим каждый вид психической деятельности отдельно.
Литература:
1. Основы психологии. 15-е изд.
Учебное пособие/Л.Д.
2. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2007.
3. http://литке.рф
4. http://bibliofond.ru
5. http://psyznaiyka.ne
Информация о работе Структура сознания и основные психические процессы