Структура сознания и основные психические процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

В контрольной работе я постараюсь раскрыть понятие и сущность человеческого сознания и его основные психические процессы.

Содержание

. Введение………………………………………………………………………...3
2. Структура сознания и основные психические процессы……………………4
2.1. Структура сознания…………………………………………………………..4
2.2. Основные психические процессы…………………………………………...6
2.2.1. Ощущения…………………………………………………………………..6
2.2.2. Восприятие………………………………………………………………….7
2.2.3. Мышление…………………………………………………………………..9
2.3. Проблема генезиса самосознания в современной психологической науке………………………………………………………………………………..9
3. Заключение…………………………………………………………………….17
4. Литература…………………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………...3

2. Структура сознания и основные психические процессы……………………4

2.1. Структура  сознания…………………………………………………………..4

2.2. Основные  психические процессы…………………………………………...6

2.2.1. Ощущения…………………………………………………………………..6

2.2.2. Восприятие………………………………………………………………….7

2.2.3. Мышление…………………………………………………………………..9

2.3. Проблема генезиса самосознания  в современной психологической  науке………………………………………………………………………………..9

3. Заключение…………………………………………………………………….17

4. Литература…………………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

Психика человека – есть человеческое сознание. Особая форма отражения, которая  является общим качеством всех психических  функций.

Сознание - это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных  формах психических явлений.

 Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции.

В моей контрольной работе я постараюсь раскрыть понятие и сущность человеческого  сознания и его основные психические  процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура сознания и основные психические процессы.

2.1. Структура сознания.

Сознание - это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и его общении с помощью языка с другими людьми.

Основными характеристиками сознания являются:

1. Отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания.

2. Различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека. Человек - единственное живое существо, способное к самопознанию.

3. Самооценки своих поступков и себя в целом. Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика); эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах.

4. Обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир.

5. Наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания.

Человек издавна задумывался над тем, как работает его сознание, чем он отличается от других людей, которые живут рядом, как он воспринимает окружающую среду и в то же время осознает, что многое из того, что видят глаза и слышат уши, проходит мимо него, и т.д.

Сознание - это интегральный момент психических процессов. В психической деятельности нет отдельных психических актов, все они взаимосвязаны, но при этом каждый сохраняет свою специфику.

Благодаря сознанию человек приспосабливается  к окружающему миру. Объектом осознания  является то, что требует определенной регуляции нашего поведения, наших действий с учетом реальности.

Сознательный человек действует  определенным образом потому, что  иначе не может. Чем сложнее и  ответственнее задача, тем выше должен быть уровень сознания. Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного.

Примером перехода сознательного  состояния в бессознательное является сон. Сон - это особое состояние коры головного мозга, который сопровождается сложными биохимическими превращениями. Сон выполняет чрезвычайно важную охранную функцию - предотвращение истощения. Во сне люди видят сновидения.

Сновидение - это своеобразное состояние сознания того, кто спит, которое характеризуется появлением более или менее ярких представлений. Они возникают в результате работы отдельных незаторможенных центров коры головного мозга. Поэтому, то, что мы видим во сне, базируется на уже пережитых ранее впечатления, которые соединяются между собой в различные, даже фантастические или абсурдные связи.

Переход от сна до активного бодрствования - это переход от бессознательной  психической деятельности к сознательной. Таким образом, психическая деятельность человека представляет собой единство сознательного и подсознательного.

2.2. Основные психические процессы.

К основным психическим  процессам относятся: ощущение, восприятие и мышление. Результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств, либо рационально.

·ощущение - это выделение  свойств предмета, сенсорика, чувственность;

·восприятие - это восприятие предмета в целом, а также перцепция - восприятие изображения, объектов;

·мышление - это отражение  отношений между предметами, их существенных для познания свойств.

2.2.1. Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования.

Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью  нескольких характеристик, свойств, присущих ему:

1. Модальность - качественная характеристика, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по сравнению с сигналом нервным. Прежде всего выделяются такие виды ощущений, как зрительные, слуховые, обонятельные и т. д.

2. Локализация - пространственная характеристика ощущений, т. е. сведения о локализации раздражителя в пространстве. Иногда (как, например, в случае болевых и интероцептивных, «внутренних» ощущений) локализация затруднена, неопределенна.

3. Интенсивность - это классическая количественная характеристика. Проблема измерения интенсивности ощущения является одной из главных в психофизике. Основной психофизический закон отражает связь между величиной ощущения и величиной действующего раздражителя. Область раздражения вызывает ощущение. Каждый орган чувств имеет свои границы - значит есть область ощущения.

4. Продолжительность - временная характеристика ощущения. Она определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

2.2.2. Восприятие - это отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Выделяют основные особенности  восприятия:

1. Целостность и структурность - восприятие отражает целостный образ предмета, который, в свою очередь, складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие способно уловить не только отдельные части ощущений (отдельные ноты), но и сотканную из этих ощущений обобщенную структуру (мелодию целиком);

2. Константность - сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам постоянными. Так, известный нам предмет (например, рука), удаленный от нас, будет нам казаться точно такого же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Здесь задействовано свойство константности: свойства образа приближаются к истинным свойствам этого объекта.

3. Предметность восприятия - это акт объективации, т. е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира, и главную роль играет осязание и движение. Предметность играет большую роль и в регуляции поведения. Благодаря этому качеству мы можем отличить, например, кирпич от блока взрывчатки, хотя по виду они будут одинаковы;

4. Осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы. Восприятие связано, таким образом, с мышлением и речью. Мы воспринимаем мир через призму значений. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его и отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Например, когда мы смотрим на часы, мы видим не нечто круглое, блестящее и т. д., мы видим конкретный предмет - часы.

5. Активность. При процессе восприятия участвуют двигательные компоненты анализаторов (движения руки при осязании, движения глаз при зрительном восприятии и т. д.). Кроме того, необходима возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело;

6. Свойство апперцепции. Перцептивная система активно «строит» образ восприятия, избирательно используя не все, а наиболее информативные свойства, части, элементы стимула. При этом используется и информация из памяти, прошлого опыта, которая присоединяется к чувственным данным (апперцепция). В процессе формирования сам Образ и действия по его построению постоянно корректируются через Обратную связь, идет сравнение образа с эталонным.

Таким образом, восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего объекта - конкретного человека. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, устремления, эмоции на момент восприятия и др. Восприятие, таким образом, тесно связано с содержанием психической жизни человека.

2.2.3. Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Например - высший этап обработки  информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или - процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

В патопсихологии и нейропсихологии  мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается  как деятельность имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

Мышление - высшая ступень  человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы - соответственно - психологии и физиологии.

2.3. Проблема генезиса  самосознания в современной психологической  науке.

В современной науке существуют три взаимоисключающие точки  зрения на генезис самосознания, принципиальные различия между которыми вызваны не столько наличием противоречивых данных, сколько несовпадающими определениями самого предмета изучения. Традиционным для большинства направлений психологических исследований является понимание самосознания как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания.

Сторонники этой концепции ссылаются, прежде всего, на первоначальную, на уровне чувствительности, самоданность младенца, то есть на психологический уровень  его самоощущения. На основе первичной  самочувствительности и должен, по их мнению, происходить в дальнейшем синтез двух различных систем представлений: о себе как «Я», и обо всем остальном, «не - Я». Затем начинает складываться целостное представление о своем теле, еще позже развивается предметное сознание, включающее не только пространственные, но и временные координаты и, наконец, завершающая ступень характеризуется наличием способности к целенаправленному самопознанию.

Действительно, психологический механизм индивидуального самосознания включает в себя основные формы первичного самоотражения психических реакций («интропсихические чувствования»), дающие информацию о биологическом мире человека. Ощущения состояния собственной активности, самоидентичности в данный момент или на протяжении определенного отрезка времени поддерживают у индивида обязательный для любого типа деятельности минимальный уровень способности к саморазличению.

Информация о работе Структура сознания и основные психические процессы