Структура психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:45, реферат

Описание работы

Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована ещё в I тысячелетии до н.э. Алкмеоном Кротонским (VI в до н.э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460-ок.377 гг до н.э.). в течении более чем двух тысячелетий история развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатах психологических исследований.

Работа содержит 1 файл

психология.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Давно замечено, что психические явления  тесно связаны с работой мозга  человека. Эта мысль была сформулирована ещё в I тысячелетии до н.э. Алкмеоном Кротонским (VI в до н.э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460-ок.377 гг до н.э.). в течении более чем двух тысячелетий история развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатах психологических исследований.

Т    В начале 20 века из двух разных областей знаний – физиологии и психологии – оформились две специальные науки, которые занялись изучением связи между психическими явлениями и органическими процессами проходящими в мозге человека. Это физиология высшей неравной деятельности и психофизиологии. Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управлению телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили своё внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для учёных, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие на учение, включающая в себя явления, связанные с памятью и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на атомо-физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

     Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И.П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н.А. Бернштейн, К.Халл, П.К. Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта ( Е.Н. Соколов).

     По мысли И.М. Сеченого психические  явления входят как обязательный  компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как оно ту же самую рефлекторную природу.

    Своеобразную эволюцию со времени первого своего появления с начала 20 века до наших дней перетерпели идеи И.П. Павлова, связанные с понятием условного рефлекса. По началу на это понятие возлагали большие надежды в объяснении психических процессов и учения. Однако эти надежды полностью не оправдались. Условный рефлекс оказался слишком простым физиологическим явлением, чтобы на его основе можно было понять и к нему свести все сложные формы поведения, тем более психические феномены, связанные со знанием и волей.

     Вскоре после открытия условнорефлекторного научения были обнаружены и описаны иные пути приобретения живыми существами жизненного опыта – импринтинг, оперантное обусловливание, викарное научение, - которые существенно расширили и дополнили знания о механизмах учения, свойственных человеку. Но тем не менее идея условного рефлекса как одного из способов приобретения организмом нового опыта осталось и получило дальнейшую разработку в работах психофизиологов, в частности Е.Н. Соколова и Ч.А.Измайлова.

     Наряду с этим наметились новые, более перспективные направления разработки проблемы связи психики и мозга. Они касались, с одной стороны, роли, которую психические процессы совместно с физиологическими играют в управлении поведением, а с другой  - процессе физиологических и психологических явлений (Н.А. Бернштейн, К.Халл, П.К. Анохин).

    Результаты исследования условнорефлекторных физиологических механизмов поведения на уровне целостного организма. Были дополнены данными, полученными при изучении поведения на нейронном уровне. Значительный вклад в решении соответствующих вопросов несли отечественные нейропсихологи и психофизиологи. Они основали свою школу в психофизиологии поведения двигательной активности и органов чувств (восприятие, внимание, память).

      Е.Н. Соколовым и Ч. А. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги. В блок-схеме концептуальной рефлекторной дуги выделяют три взаимосвязанных, но относительно автономно действующей системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную – органы движения) и моделирующую (управляющие связями между афферентными эффекторной системами).

    Афферентная система, начинающаяся  с рецепторов, состоит из нейронов - предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, поступающей на органы чувств, и нейронов - детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных, реагирующих только на такие стимулы. Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т.е. нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к переферии, и части организма, ответственные за их исполнение. Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги.

    Схему работу концептуальной  рефлекторной дуги можно представить  следующим образом. На рецепторы  – специфические аппараты органов  чувств, способные воспринимать и реагировать на определённые физически воздействия, - поступают сигналы-стимулы. Рецепторы в свою очередь связаны с селективными детекторнами – нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или осуществляется через предетекторы. Селективные детекторы работаю по следующему принципу: определенные комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одной из селективных нейронов-детекторов.

     От детекторов сигналы далее  поступают на командные нейроны. Уровень возбуждения командных нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами.

     В работу концептуальной рефлекторной дуги включен механизм обратной связи. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов. Выделение основных элементов концептуальной дуги, пишет Е.Н. Соколов, явилось результатом обобщения всех данных о нейронных механизмах рефлексов у животных стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы.

     Н.А. Бернштейн доказал, что даже простое движение приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведения в целом, не может быть выполнено без участия психики. «Формирование двигательного акта, - писал он, - есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность … Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции».

    Наивысший уровень регуляции вновь осваиваемых сложных движений обязательно связан с сознанием человека и является ведущим для этого движением. Подчиненные ему нижележащие уровни называются фоновыми. Эти компоненты обычно остаются за порогом сознания.

       Как только движение превращается в автоматизированный навык и переключается с ведущего уровня на фоновый, процесс управления им, его контроля уходит из поля сознания. Однако, в самом начале основания нового движения сознание присутствует всегда. Исключение составляет только наиболее простые движения, для которых в организме уже, имеются готовые врожденные или приобретённые механизмы. Характерным явлением, сопровождающим переключение движения с более высокого уровня на более низкий, выступает « снятие зрительного контроля …и замена его проприоцептивным. Это явление заключается в том, что субъект оказывается состояние делать какую то часть работы не глядя».     

     Американский ученый К. Халл  явился основоположником современной  психофизиологической теории научения, объясняющей, каким образом организм  приобретает и совершенствует  жизненный опыт. К. Халл рассматривал  живой организм как саморегулирующую систему со специфическими механизмами поведенческой и генетико-биологической регуляции. Эти механизмы – в основном врожденные – служат для поддержания оптимальных условий физического биохимического равновесия в организме – гомеостаза, включаются действия, когда он нарушен.

     В основу теории Халла был  положен ряд постулатов, вытекающих  изменяющихся знаний по физиологии  организма и мозга, полученных  к началу второй трети 20 века. Сформировав 16 таких постулатов  с помощью определённых правил представляющихся достаточно обоснованными, К. Халл дедуктивно построил теорию поведения организма, многие выводы из которой впоследствии нашли экспериментальное подтверждение.

     П.К. Анюхин предложил модель  организации регуляции поведенческого  акта, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название модели функциональной системы.

     Под названием «обстановочной  афферентация» всегда представлена  совокупность разнообразных воздействий, которым подвергается человек, оказавшийся в той или иной ситуации. Многие связанные с ней стимулы могут оказаться несущественными, и только некоторые из них, вероятно, вызовут интерес – ориентировочную реакцию.

    Прежде чем вызвать поведенческую  активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул должны быть восприняты, т.е. субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождают образ. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая храниться в памяти.

     Сравнение образа с памятью  и мотивацией через сознание  приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: нескольких возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности.

     В ц.н.с. ожидаемый итог действий  представлен в виде своеобразной  нервной модели – акцептора  результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществления действия.\

     С самого начала выполнения  действия в его регуляцию включается  воля, и информация о действии  через обратную афферентацию  передается в ц.н.с., сливается  там с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия.

   Если параметры выполненного  действия несоответсвуют акцептору действия (поставленные цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью ( акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытке выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.

   Теория функциональной системы   П.К. Анохина расставляет  акценты в решении вопросы о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явления. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которая не может получить полное научное объяснение ни на основе только значения физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений.

     А. Р. Лурия предположил выделить  три анатомически относительно  автономные блока головного мозга,  обеспечивающие нормальное функционирование  соответствующих групп психических явлений. Первый –блок мозговых структур, поддерживающих определенный уровень активности. Он включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию стола мозга, структуры среднего мозга, глубинных его отделов, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. От работы этого блока зависит общий уровень активности и избирательная активизация отдельных подструктур, необходимая для нормального осуществления психических функций. Второй блок связан с познавательными психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением разнообразной информации, поступающей от органов чувств: зрения, слуха, осязания и т.п. его корковые проекции в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок охватывает передние отделы коры головного мозга. Он связан с мышлением, программирование, высшей регуляции поведения и психических функций, сознательных мер контроля.

     С блочным представительством  структуры мозга связана проблема, которая получила название проблема  локализации психических функций, т.е. более или менее точного их представительства в отдельных мозговых структурах. Есть две разные точки зрения на решение этой проблемы. Одна получила название локализационизма, другая антилокализационизма.                

Информация о работе Структура психики