Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:45, реферат
Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована ещё в I тысячелетии до н.э. Алкмеоном Кротонским (VI в до н.э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460-ок.377 гг до н.э.). в течении более чем двух тысячелетий история развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатах психологических исследований.
Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга человека. Эта мысль была сформулирована ещё в I тысячелетии до н.э. Алкмеоном Кротонским (VI в до н.э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460-ок.377 гг до н.э.). в течении более чем двух тысячелетий история развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатах психологических исследований.
Т В начале 20 века из двух разных областей знаний – физиологии и психологии – оформились две специальные науки, которые занялись изучением связи между психическими явлениями и органическими процессами проходящими в мозге человека. Это физиология высшей неравной деятельности и психофизиологии. Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно касаются управлению телесными реакциями и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили своё внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для учёных, называющих себя специалистами по высшей нервной деятельности и по психофизиологии, стало понятие на учение, включающая в себя явления, связанные с памятью и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на атомо-физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И.П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н.А. Бернштейн, К.Халл, П.К. Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта ( Е.Н. Соколов).
По мысли И.М. Сеченого
Своеобразную эволюцию со
Вскоре после открытия
Наряду с этим наметились новые, более перспективные направления разработки проблемы связи психики и мозга. Они касались, с одной стороны, роли, которую психические процессы совместно с физиологическими играют в управлении поведением, а с другой - процессе физиологических и психологических явлений (Н.А. Бернштейн, К.Халл, П.К. Анохин).
Результаты исследования условнорефлекторных физиологических механизмов поведения на уровне целостного организма. Были дополнены данными, полученными при изучении поведения на нейронном уровне. Значительный вклад в решении соответствующих вопросов несли отечественные нейропсихологи и психофизиологи. Они основали свою школу в психофизиологии поведения двигательной активности и органов чувств (восприятие, внимание, память).
Е.Н. Соколовым и Ч. А. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги. В блок-схеме концептуальной рефлекторной дуги выделяют три взаимосвязанных, но относительно автономно действующей системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную – органы движения) и моделирующую (управляющие связями между афферентными эффекторной системами).
Афферентная система,
Схему работу концептуальной
рефлекторной дуги можно
От детекторов сигналы далее поступают на командные нейроны. Уровень возбуждения командных нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами.
В работу концептуальной
Н.А. Бернштейн доказал, что даже простое движение приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведения в целом, не может быть выполнено без участия психики. «Формирование двигательного акта, - писал он, - есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность … Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции».
Наивысший уровень регуляции вновь осваиваемых сложных движений обязательно связан с сознанием человека и является ведущим для этого движением. Подчиненные ему нижележащие уровни называются фоновыми. Эти компоненты обычно остаются за порогом сознания.
Как только движение превращается в автоматизированный навык и переключается с ведущего уровня на фоновый, процесс управления им, его контроля уходит из поля сознания. Однако, в самом начале основания нового движения сознание присутствует всегда. Исключение составляет только наиболее простые движения, для которых в организме уже, имеются готовые врожденные или приобретённые механизмы. Характерным явлением, сопровождающим переключение движения с более высокого уровня на более низкий, выступает « снятие зрительного контроля …и замена его проприоцептивным. Это явление заключается в том, что субъект оказывается состояние делать какую то часть работы не глядя».
Американский ученый К. Халл
явился основоположником
В основу теории Халла был
положен ряд постулатов, вытекающих
изменяющихся знаний по
П.К. Анюхин предложил модель
организации регуляции
Под названием «обстановочной
афферентация» всегда
Прежде чем вызвать
Сравнение образа с памятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: нескольких возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности.
В ц.н.с. ожидаемый итог
С самого начала выполнения
действия в его регуляцию
Если параметры выполненного действия несоответсвуют акцептору действия (поставленные цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью ( акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытке выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.
Теория функциональной системы
А. Р. Лурия предположил
С блочным представительством
структуры мозга связана