Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:50, контрольная работа
В широком спектре человеческих потребностей существует не маловажная потребность в информации. Вытекающая из сущности социальной системы как системы информационной. Потребность в информации выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обеспечении практически всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение личности в существующую в обществе систему социальной информации.
Эффект формирования иррациональной установки на действие с помощью приемов "якорения" и/или комплекса методов, пробуждающих в нужный момент "старые реакции". Используется, к примеру, в рекламе и предвыборных технологиях.
Современной науке известно множество специфичных способов управления поведением, мыслями и чувствами человека. Каналы распространения зомби-программ – практически все носители информации: пресса, книги, музыка, кино, видео, телевидение, компьютерные сети. При этом, в частности, используются:
Видеостимуляция (подпороговый эффект "25-го кадра", или "феномен Бэрда") – в кино и на телевидении. При перезаписи посредством оптического прибора тахистоскопа или же простенькой радиосхемы в фильм вклиниваются очень короткие (0,04 секунды) врезки картинок внушаемого текста или образа, интенсивно повторяемых через каждые 5–15 секунд. Использование этого метода в рекламе и публикации о таких экспериментах в открытой печати официально запрещены решением ООН.
Подпороговая аудиостимуляция – при перезаписи приятной для объекта мелодии: на музыку посредством микшера накладывается многократно повторяющийся словесный текст внушения в стандартной технике, но с замедлением в 10–15 раз. Транслируемые таким образом слова "в чистом виде" воспринимаются как глухой вой, а после наложения на мелодию становятся совершенно незаметными, но "работают" довольно эффективно.
Техника подпороговых "подрисовок скрытым текстом" – в печатной рекламе, когда в сравнительно большом тексте выделяются, например, жирным шрифтом разбросанные по всему тексту слова, которые, если прочитать их последовательно вместе, образуют фразу-внушение, а в "разбросанном" виде внешне незаметны и гипнотически "работают" на подсознательном уровне.
Родственный вышеописанному прием в слуховой модальности – смена музыкальной темы в фонограмме в момент, когда в дикторском тексте подается материал, на который необходимо обратить внимание аудитории.
Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность и смыслового канала.
Комплексное телевизионное "якорение": предъявление зрителю предмета, лица, имени, фразы с одновременным формированием соответствующих эмоций определенными цветовыми сочетаниями вкупе со специально подобранной музыкой – с целью вырабатывания отношения, мотивации, установок на определенные действия (в рекламе и предвыборных технологиях).
Ультразвуковая подача информации и т.д.
Содержание и форма средств массовой информации передачи — полностью опираются на манипуляцию. При успешном применении а это, несомненно, так и есть, они неизбежно приводят к пассивности индивида, к состоянию инертности, которое предотвращает действие. Именно такого состояния индивида и стремятся добиться средства массовой информации и вся система в целом, так как пассивность гарантирует сохранение статус-кво.
В условиях развитой рыночной экономики пассивность имеет как физическое, так н интеллектуальное измерение, и оба они искусно эксплуатируются аппаратом манипулирования сознанием.
Телевидение лишь новейшее и самое эффективное средство, вызывающее состояние пассивности индивида. Поражает уже сама по себе статистика времени, затрачиваемого на телевидение. Население планеты проводит у телевизора сотни миллионов часов в неделю и миллиарды часов в год, не проявляя при этом ни малейшего желания выйти куда-либо из гостиной. И все же проблема значительно глубже, чем просто физическая неподвижность десятков миллионов людей. Сокращение умственной деятельности также является результатом отупляющего воздействия бесконечного количества затрачиваемых на просмотр телепрограмм часов. Трудно поддается измерению, но тем не менее имеет огромное значение умиротворяющее воздействие телевидения на критическое сознание. Как пишет Г. Шиллер (Г. Шиллер Манипуляторы сознанием. — М., 1980), одна из специфических особенностей телевидения заключается в том, что мы включаем телевизор, а затем воспринимаем все происходящее на экране, а это означает чрезвычайно пассивное отношение со стороны зрителя. Совершенно неважно, что показывается. Это может быть программа на иностранном языке или еще что-нибудь, не представляющее никакого интереса. И раздражитель, на который вы практически не реагируете, усыпляет вас. Это напоминает убаюкивание, не раздражает вас, не вынуждает реагировать, а просто освобождает от необходимости проявлять хоть какую-нибудь умственную активность. Ваш мозг работает в ни к чему не обязывающем направлении. Ваши чувства, которые в противном случае заставляли бы вас предпринимать какие-либо активные действия, полностью отвлечены.
Для достижения состояния пассивности корпоративная экономика использует не одно только телевидение. До появления телевидения существовало немало средств, оказывавших на сознание такое же притупляющее воздействие. Радио, кино, массовые зрелищные виды спорта и большое количество долее или менее значительных шоу ослабляли и продолжают ослаблять способность людей к противодействию.
Хотя большинство подобных зрелищных развлечений не требует от вас участия, по крайней мере в физическом смысле, но и в основных массовых видах развлекательного искусства — радио, телевидении, кино — не содержится ничего, что могло бы вывести вас из состояния умственного оцепенения. Конечно, изредка появляются передачи, пробуждающие сознание и концентрирующие внимание на проблемах огромной важности. Но эти исключения не могут скрыть главного. Цель радио– и телевизионных программ и фильмов в коммерческом обществе состоит не в том, чтобы пробуждать, а в том, чтобы усыплять обеспокоенность социальной и экономической действительностью.
Подобное
сочетание лишенных жизненного содержания
программ и располагающей к пассивности
коммуникационной техники — вот инструмент
современного аппарата манипулирования
сознанием. Необходимы усилия по преодолению
или хотя бы созданию противовеса этой
вызывающей пассивность системы. Творческий
подход мог бы способствовать развитию
участия к пробуждению сознания, но нельзя
ожидать, чтобы корпоративная экономика
стимулировала подобные усилия. В любом
случае первой, скромной задачей должно
стать осмысление манипулятивной функции
информационных средств во всех ее проявлениях.
Заключение
В
структуре человеческих потребностей
существует значимая необходимость
в информации. Человек является биосоциальным
существом. Его социальная сущность отличает
его от других форм жизни. Потребность
в информации выражает в субъекте общественную
необходимость в информационном обеспечении
практически всех видов человеческой
деятельности и предопределяет включение
личности в существующую в обществе систему
социальной информации. Потребность в
информации как бы пронизывает все другие
человеческие потребности.
Современная
ситуация складывается так, что средства
массовой информации являются главным
источником удовлетворения информационной
потребности в обществе. Но mass media не только
развлекают и просвещают. Они же взяли
на себя манипулятивно-управленческую
функцию. Используя такие методы внушения
как скрытый гипноз и зомбирование, СМИ
добиваются от аудитории некритического
восприятия и усвоения какой-либо выгодной
им информации. Тем самым, напрямую воздействуя
на культурные и социально-психологические
ценности общества, изменяя установки,
модели поведения и восприятия действительности.
Зная особенности мотивации человека,
mass media достаточно эффективно научились
манипулировать общественным мнением.
Используя
СМИ как средство всемирной диктатуры,
сильные мира сего навязывают пассивному
большинству образцы-эталоны, с помощью
которых оно судит о себе и других. Они
же создают новую, иллюзорную реальность,
ложный мир, дающий человеку забвение
и возможность удовлетворения своих примитивных
прихотей и желаний.
Список
использованной литературы
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - 158 с.
Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2003. - 174 с.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2009. - 846 с.
Маслоу А. Мотивация и личность (перевод Гутман Т., Мухина Н.). СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации: Учебное пособие для студентов факультетов психологии вузов. М.: РИП-холдинг, 2002. - 216с.
Мельник Г. С. Mass-Media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996. – 160 с.
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Либриком, 2000. - 240 с.
Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. М.: Либриком, 2010. - 360 с.
Науменко Т. В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М.: Перспектива, 2003. - 252 с.
Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб: Питер, 2001. - 368 с.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. - 656 с.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001. - 448 с.
Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999. - 272 с.
Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. - 215с.