Структура личности по З. Фрейду

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 22:37, реферат

Описание работы

Философско-социологическая доктрина Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии, содействовала определенному синтезу его различных течений, их модернизации.

Работа содержит 1 файл

структура личности по Фрейду.docx

— 35.31 Кб (Скачать)

Структура личности по З. Фрейду

1. Введение

    Одной из ведущих идейных, теоретических  и методологических основ западной социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс фрейдистских доктрин, оказавших значительное воздействие  на всю социальную мысль.

    Создав  первоначально новый психотерапевтический метод лечения психонервных заболеваний - психоанализ, австрийский врач и  психолог, профессор Зигмунд Фрейд (1856-1939) развил свои идеи, в частности, в таких работах, как «Тотем и  табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Беспокойство в культуре» (1929) и  др., и довел их до уровня своеобразного  психосоциологического учения о бытии человека в норме и патологии.

    Философско-социологическая  доктрина Фрейда (фрейдизм, «глубинная психология») существенно трансформировала доминирующие традиции психологического направления западной социологии, содействовала  определенному синтезу его различных  течений, их модернизации.

    Наиболее  существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

    Одной из отличительных особенностей учения Фрейда было утверждение принципа всеобщей детерминации психической деятельности, что обусловило значительное расширение исследовательских горизонтов и  многомерную интерпретацию мотивов  человеческого поведения

2. Основные идеи  во взглядах З.Фрейда  на человека и  его личность

    По  мысли Фрейда, началом и основой  психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и  желания, изначально присущие человеческому  организму.

    Недооценивая  сознание и социальное окружение  в процессе формирования и бытия  человека. Фрейд утверждал, что ведущую  роль в организации жизнедеятельности  человека играют различного рода биологические  механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда  убийства, которые оказывают большое  влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.

    Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического  закона Геккеля-Мюллера, Фрейд настаивал  на том. что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

    Согласно  учению Фрейда, главенствующая роль в  организации человеческого поведения  принадлежит инстинктам. Умозрительная  теория инстинктов Фрейда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического отражения» потребностей человеческого организма и как  своеобразного биологического и  психического неделимого стереотипа поведения  человека.

    Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его  жизни играют два всеобщих космических  инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения).

    Представляя человеческую жизнедеятельность как  результат борьбы двух вечных сил  Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

    Занимаясь терапией психоневрозов и исследованием  причин, порождающих их, Фрейд обнаружил  неврозы, возможной причиной возникновения  которых был конфликт между сексуальными влечениями и желаниями, с одной  стороны, и морально-волевыми ограничениями - с другой. В этой связи он предположил, что неврозы (и другие невротические  состояния) могут возникать вследствие подавления эротического влечения. Приняв это предположение за доказанный факт, он выдвинул гипотезу о том, что  расстройство психики человека (неизбежно  ведущее к изменению его личности) обусловлено либо непосредственными  эротическими переживаниями, либо этими  же переживаниями, унаследованными  индивидом от предшествующих поколений, либо комбинацией непосредственных и наследуемых переживаний.

    Неправомерно  распространяя частные выводы своей  клинической практики на человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика  от здорового человека не имеет принципиального  значения), он возвел эти выводы в  догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности.

    По  мнению Фрейда, подавление и реализация сексуального инстинкта, состоящего из парциальных инстинктов, проистекающих  из разнообразных органических источников, составляют основу всех проявлений психической  деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения  и складывания наиболее существенных черт человека.

    Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд  выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы  полового инстинкта и причины  исключительного влияния его  на формирование и функционирование личности,

    По  Фрейду, носителем полового инстинкта  является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как  энергия сексуального влечения или  половой голод.

    В теории Фрейда концепции либидо принадлежит  весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и  в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий  истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

    В одних случаях Фрейд говорил  о либидо как о меняющейся количественно  силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует  положить вообще в основу душевных процессов. В других - утверждал, что  либидо в глубочайшей основе своей  и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Он определил либидо как половой  голод, отражающий половые потребности  человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую  энергию. (Позже Фрейд предположил  также существование другого  важного момента психической  жизни - мортидо - влечения к смерти, агрессивного влечения.)

    Фрейд трактовал либидо как исключительно  мощное мотивационное начало, оказывающее  решающее воздействие на поведение  человека. Он считал, что энергия  сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах  человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон - от элементарных физиологических  актов до научного и художественного  творчества. Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой  и двигателем человеческой жизнедеятельности.

    Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных  черт которого стал пансексуализм - объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов.

    Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.

    Считая, что источником психоневрозов являются особенности переживания и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.

    По  мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности  человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью.

    Усмотрев  в этом определенную тенденцию, 3. Фрейд  предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как  первое насильственное желание и  ненависть направлены на отца.

    Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой считалось  эротическое влечение ребенка к  матери и связанное с ним агрессивное  чувство к отцу. Фрейд назвал комплексом Эдипа (Эдиповым комплексом). Наименование, данное Фрейдом этому комплексу, не случайно. Оно связано с его  психоанаиитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе в одноименной трагедии Софокла, когда фиванский царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии.

    Основная  идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста: действия царя Эдипа представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства. По мысли Фрейда, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами - каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения по своему характеру сублиминальны, т. е. они не осознаются их носителями.

    Таким образом, как полагал Фрейд, в  психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и  неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека.

    Согласно  психоаналитической теории, Эдипов комплекс есть биопсихический феномен, передающийся по наследству и проявляющийся в  каждом человеке по достижении им определенного  возраста. При этом предполагалось, что типическое проявление данного  комплекса происходит тогда, когда  сексуальное влечение достигает  определенной степени зрелости и  направляется уже не на собственный  носитель, а на объект, в роли которого выступают родители. В этот период формирования психики и личности человека, по мысли Фрейда, вступает в действие механизм Эдипова комплекса, характеризующийся столкновением  врожденных (сублиминальных) и приобретенных (осознаваемых) установок, в зависимости от исхода которого возможно либо нормальное, либо анормальное развитие личности, сопровождающееся возникновением чувства вины и неврозов. 
 

3. Структурная теория  личности

    Представления Фрейда о конфликтной природе  человека были развиты им в структурной  теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие.

    Согласно  учению Фрейда, структура личности обладает определенной сопряженностью со структурой психики. Главенствующая сфера личности -«Оно» - представляется Фрейдом как вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. «Оно» - это неорганизованная сама в себе сфера личности, которая по отношению к другим ее частям все же выступает в качестве единой психоличностной силы, поскольку ее внутренние и внешние проявления регулируются и контролируются единым принципом -принципом удовольствия (наслаждения).

    Фрейд полагал, что в «Оно» идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса, которая обусловливает сущность этой сферы. Согласно Фрейду, «Оно» является источником и поставщиком энергии для других сфер личности и, образуя движущие силы личности, выражается, как правило, в желаниях и влечениях.

    Вторая  сфера личности - «Я», по мысли Фрейда, происходит от комплекса Эдипа и, обособляясь от «Оно», в известной  мере являет собой разумность и рассудительность. В общих чертах «Я» предстает  как организованное начало личности, руководствующееся в своей деятельности принципом реальности, что позволяет  ему отчасти контролировать слепые, иррациональные импульсы «Оно» и  приводить их в известное соответствие с требованиями внешнего мира.

Информация о работе Структура личности по З. Фрейду