Структура личности по Юнгу

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:41, лекция

Описание работы

Рассмотрим структуру личности по Юнгу. Он утверждал, что душа состоит из трёх отдельных взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность.

Работа содержит 1 файл

личность по юнгу.docx

— 24.91 Кб (Скачать)

Архетипы

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное  состоит из мощных первичных психических  образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»). Архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей  воспринимать, переживать и реагировать  на события определенным образом. В  действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют  в своем поведении универсальные  модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или  событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации - например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.

В ряду множества  архетипов, описанных Юнгом, стоят  мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.                           Примеры архетипов, описанных Юнгом

Анима

Анимус

Персона

Тень

Самость

Мудрец

Бог 

Бессознательная женская сторона  личности мужчины 

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза 

Бессознательная мужская сторона  личности женщины 

Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан 

Социальная роль человека, проистекающая  из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте 

Маска

Бессознательная противоположность  того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

 

Сатана, Гитлер, Хуссейн 

Воплощение целостности и гармонии, регулирующей центр личности 

Мандала 

Персонификация жизненной мудрости и зрелости 

Пророк

Конечная реализация психической  реальности, спроецированной на внешний  мир 

Солнечное око 


 

Юнг полагал, что  каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Развитие личности

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему  этапу в формировании моделей  поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил  о социализации в детстве и  не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения  человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель - это полная реализация «Я», то есть становление  единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно  продолжается на протяжении всей жизни  и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация - это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.


Информация о работе Структура личности по Юнгу