Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:22, реферат
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества обычно выделяют различные классы и другие социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.
Структура конфликта
Объективные составляющие
конфликта
Конфликт как
многомерное явление имеет свою
структуру. Однако само понятие «структура»
трактуется по-разному. Так, при анализе
объектов материальной и социальной
жизни часто под структурой понимается
совокупность элементов, составляющих
объект. Например, в социальной структуре
общества обычно выделяют различные классы
и другие социальные слои. Иногда структура
рассматривается как устройство, порядок
расположения элементов.
Применительно
к конфликту такие подходы неприемлемы,
так как наряду с тем, что он является системой,
конфликт представляет собой и процесс.
Поэтому структура конфликта понимается
как совокупность устойчивых связей конфликта,
обеспечивающих его целостность, тождественность
самому себе, отличие от других явлений
социальной жизни, без которых он не может
существовать как динамически взаимосвязанная
целостная система и процесс. Основные
компоненты структуры конфликта могут
быть представлены так, как на рис. 17.1.
Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» — частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный «фотографический снимок» конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.
Рис. 17.1. Структура
конфликта
Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение. Рассмотрим их более подробно. Начнем с объективного содержания конфликтной ситуации.
1. Участники
конфликта. В любом социальном
конфликте, будь то
Степень участия
в конфликте может быть различной:
от непосредственного
Основные участники
конфликта. Их часто называют сторонами
или противоборствующими силами. Это те
субъекты конфликта, которые непосредственно,
совершают активные (наступательные или
защитные) действия друг против друга.
Некоторые авторы вводят такое понятие,
как «оппонент», что в переводе с латинского
означает возражающий, противник в споре
[16].
Противоборствующие
стороны — ключевое звено любого
конфликта. Когда одна из сторон уходит
из конфликта, то он прекращается. Если
в межличностном конфликте один
из участников заменяется новым, то и конфликт
изменяется, начинается новый конфликт.
Это происходит потому, что интересы и
цели сторон в межличностном конфликте
индивидуализированы.
В межгрупповом
или межгосударственном конфликте
уход или появление нового участника
не влияет на конфликт. В таком конфликте
незаменимость относится не к личности,
а к группе или государству.
Часто в конфликте
можно выделить сторону, которая
первой начала конфликтные действия.
Ее называют инициатором конфликта.
В литературе можно встретить
такой термин, как «зачинщик». По-видимому,
данное понятие менее удачное, так как
априори несет определенную негативную
смысловую нагрузку. Если одна из сторон
инициирует конфликт, то это еще не значит,
что она неправа. Например, если новатор,
не сумев бесконфликтно добиться внедрения
инновации, идет на противоборство, то
оценка его действий будет положительной.
Однако в длительных
затяжных межгрупповых конфликтах сложно
определить инициатора. Многие из таких
конфликтов имеют свою историю, насчитывающую
десятилетия, поэтому сложно бывает
выявить тот шаг, который привел к борьбе.
Часто выделяют
такую характеристику оппонента, как
его ранг.
Ранг
оппонента — это уровень возможностей
оппонента по реализации своих целей в
конфликте, «сила», выражающаяся в сложности
и влиятельности его структуры и связей,
его физические, социальные, материальные
и интеллектуальные возможности, знания,
навыки и умения, его социальный опыт конфликтного
взаимодействия. Это широта его социальных
связей, масштабы общественной и групповой
поддержки.
Ранги оппонентов
отличаются также наличием и величиной
их деструктивных «потенциалов» [25]. В
межличностных конфликтах — это физическая
сила, оружие, в войнах — это вооруженные
силы, характер вооружения и т.п.
Группы поддержки.
Практически всегда в любом конфликте
за оппонентами стоят силы, которые могут
быть представлены отдельными индивидами,
группами и т.д. Они либо активными действиями,
либо только своим присутствием, молчаливой
поддержкой могут коренным образом воздействовать
на развитие конфликта, его исход. Даже
если учесть, что отдельные инциденты
в ходе конфликта могут происходить без
свидетелей, исход конфликта во многом
определяется их существованием.
Группы поддержки
могут быть представлены друзьями,
субъектами, связанными с оппонентами
какими-то обязательствами, коллегами
по работе. В группу поддержки могут входить
руководители или подчиненные оппонентов.
В межгрупповых и межгосударственных
конфликтах — это государства, различные
межгосударственные объединения, общественные
организации, средства массовой информации.
Другие участники.
В данную группу входят субъекты, которые
оказывают эпизодическое
Иногда в число
участников конфликта включают медиаторов
(посредников, судей и т.д.). На наш
взгляд, это не вполне правомерно. Третья
сторона в конфликте (медиатор) решает
задачу прекращения конфликта. Участники
же в той или иной мере участвуют в конфликте,
содействуют его развитию, поддерживают
и развивают борьбу. Медиатор действует
ненасильственными методами и не входит
в число участников конфликта.
2. Предмет
конфликта. Как уже отмечено выше, ядром
любого конфликта является противоречие.
В нем отражается столкновение интересов
и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте,
отражает стремление сторон разрешить
это противоречие, как правило, в свою
пользу. В.ходе конфликта борьба может
затухать и обостряться. В такой же мере
затухает и обостряется противоречие.
Однако проблема конфликта остается неизменной
до тех пор, пока противоречие не разрешится.
В большинстве
случаев суть противоречия в конфликте
не видна, не лежит на поверхности. Участники
конфликта оперируют таким понятием, как
предмет конфликта. В нем отражается обыденное
восприятие основного противоречия конфликта.
Таким образом,
предмет конфликта — это объективно
существующая или воображаемая проблема,
служащая основой конфликта. Это то противоречие,
из-за которого и ради разрешения которого
стороны вступают в противоборство.
3. Объект
конфликта. Еще одним непременным атрибутом
конфликта является его объект. Сразу
выделить его в каждом случае не всегда
удается. Легче определяются проблема
или предмет конфликта. Объект лежит глубже,
он как бы покрыт скорлупой и является
ядром проблемы, центральным звеном конфликтной
ситуации. Поэтому иногда его рассматривают
как причину, повод к конфликту. Объектом
конфликта может быть материальная (ресурс),
социальная (власть) или духовная (идея,
норма, принцип) ценность, к обладанию
или пользованию которой стремятся оба
оппонента.
Чтобы стать
объектом конфликта, элемент материальной;
социальной или духовной сферы должен
находиться на пересечении личных,
групповых, общественных или государственных
интересов субъектов, которые стремятся
к контролю над ним. Поэтому некоторые
авторы считают, что объект конфликта
должен быть неделим. «Неделимость объекта
является одним из необходимых (хотя и
недостаточных) условий существования
конфликтных ситуаций» [16]. Однако объект
конфликта может быть как делимым, так
и неделимым. Условием для конфликта является
притязание хотя бы одной из сторон на
неделимость объекта, желание считать
его неделимым, полностью владеть им. Такое
понимание открывает более широкий спектр
вариантов разрешения конфликта, т. е.
для конструктивного разрешения конфликта
необходимо изменять не только его объективные
составляющие, но и субъективные.
Обязательно ли
наличие объекта в конфликте?
Существует мнение, что конфликт может
и не иметь объекта. Наряду с «объектными»
выделяют «безобъектные» конфликты, которые
не базируются на взаимных стремлениях
к контролю над чем-то [25]. В качестве примера
приводится следующий конфликт. Ситуация
с двумя соседями в стандартном блочном
доме с прекрасной слышимостью: один сидит
за рабочим столом и пишет научную монографию,
а другой играет на скрипке. Первый, которому
скрипка мешает сосредоточиться, стучит
в стену. Начинается конфликт. Авторы указывают,
что причина конфликта здесь не в том,
что оба стремятся единолично контролировать
какую-либо ценность, а просто в помехах,
снижающих эффективность деятельности
одного из оппонентов.
Однако анализ
данной ситуации показывает, что и
в этом конфликте есть объект. Этой
ценностью, к обладанию которой стремятся
оба оппонента, является тишина. Первый
оппонент (скрипач) считает, что обладание
ею позволяет ему делать с ней то, что ему
хочется, в том числе и нарушать. Второй
оппонент (ученый) считает, что это его
право, чтобы тишина соблюдалась, оставалась
нетронутой. Из-за того, что их устремления
сосредоточены на одном объекте, и возникает
конфликт.
Важно уметь
выделить объект конфликта, чтобы конструктивно
его разрешить. Потеря объекта конфликта,
ошибочное выделение ложного объекта
существенно затрудняют процесс решения
проблемы.
4. Микро-
и макросреда. При анализе конфликта
необходимо выделять такой элемент, как
условия, в которых находятся и действуют
участники конфликта, т. е. микро- и макросреду,
в которой возник конфликт. Такой подход
позволяет рассматривать конфликт не
как изолированную систему, а как социальную
ситуацию. На необходимость учета социальных
условий, в которых протекает конфликт,
указывал известный отечественный психолог
В. Мясищев [57]. В целом в отечественной
науке социальная среда как комплекс условий
понимается достаточно широко. В нее включаются
не только ближайшее окружение личности,
но и социальные группы, представителем
которых является данный индивид. Учет
этого окружения на уровне микросреды
и макросреды позволяет понять содержательную
сторону целей, мотивов сторон, а также
их зависимость от этой среды.
Психологические
составляющие конфликта
Важными психологическими
составляющими конфликтной
1. Мотивы сторон.
При объяснении активности и направленности
действий оппонентов в конфликте речь
идет о мотивах, целях, интересах, ценностях,
потребностях отдельных лиц, социальных
групп, государств или их сообществ.
Мотивы в конфликте
— это побуждения к вступлению
в конфликт, связанные с удовлетворением
потребностей оппонента, совокупность
внешних и внутренних условий, вызывающих
конфликтную активность субъекта. В конфликте
часто сложно выявить истинные мотивы
оппонентов, так как они в большинстве
случаев скрывают их, предъявляя в позициях
и декларируемых целях мотивировку участия
в конфликте, которая отличается от первичных
мотивов (рис. 17.2).
Базисным побудителем
активности оппонента в конфликте
являются его потребности. Они представляют
собой состояния субъекта, создаваемые
испытываемой оппонентом нуждой в объектах
(ресурсы, власть, духовные ценности), необходимых
для его существования и развития, выступающих
источником его активности.
Потребности в
безопасности, признании, идентичности,
социальной принадлежности и т.п. присущи
как отдельному индивиду, так и социальным
группам, целым обществам и государствам.
По мнению Д. Бертона, только те организационные
усилия, которые полностью удовлетворяют
основные человеческие потребности, могут
принести подлинное завершение конфликта
[25].
Структура конфликта
Рис. 17.2. Система
устремлений оппонентов в конфликте
Анализ причин
поведения сторон в конфликтах показывает,
что они сводятся к стремлению
удовлетворить свои интересы. Интересы
оппонента представляют собой осознанные
потребности, которые обеспечивают его
направленность на объект конфликта, и
способствуют реализации его конфликтного
поведения.
Близки к интересам
оппонентов и ценности, которые они
могут отстаивать в конфликте. Это
могут быть общечеловеческие ценности
(например, истинность суждения, идеи,
справедливость решения), ценности, выраженные
в каком-то конкретном произведении культуры,
а также личностные ценности (чувство
собственного достоинства, честь, самооценка
и т.п.).