Структура и функции человеческого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 09:04, реферат

Описание работы

Целью работы является раскрыть понятие «человеческое общение», определить его структуру и функции.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Проанализировать полученную информацию, обобщить и систематизировать ее.

Работа содержит 1 файл

соц психология.docx

— 33.27 Кб (Скачать)

Императивное общение - это  авторитарная, директивная форма  воздействия на партнёра по общению  с целью достижения контроля над  его поведением и внутренними  установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается  как объект воздействия, выступает  пассивной, "страдательной" стороной. Особенность императива в том, что  конечная цель общения - принуждение  партнёра - не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и  требования.

Манипуляция - это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению  с целью достижения своих скрытых  намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное  восприятие партнёра по общению, который  используется манипулятором для  достижения своих целей. Роднит их и  то, что при манипулятивном общении  также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого  человека. Коренное отличие состоит  в том, что партнёр не информируется  об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются  другими.

В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, "нужных" манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций7. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Общение - сложный и многогранный процесс, который является основополагающим в совместной деятельности людей.

Виды общения можно  выделить, используя разнообразные  формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, времяпрепровождение, операция, игра, социальное взаимодействие, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие виды взаимодействия.

Общение - это не только самодостаточный  процесс социального взаимодействия, оно зависит от многих факторов, коммуникативных умений и навыков  субъектов общения. С другой стороны, от общения, его качества и уровня зависит внутреннее психическое  состояние участников коммуникации, и в общем, результаты трудовой деятельности человека, целого коллектива.

Объективно процесс общения  определяется закономерностями, определенными  правилами, которые должны соблюдаться  участниками этого процесса, во имя  достижения общих целей в деятельности.

Роль и интенсивность  общения в современном обществе постоянно возрастают. Это связано  с рядом причин. Прежде всего переход  от индустриального общества к информационному  ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности  процессов обмена этой информацией. Вторая причина – все большая  специализация работников, занятых  в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических  средств для обмена информацией.

Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствуют развитию ощущения взаимодействия с  другими. Так, например, социологи определили, что средний городской современный  человек проводит у телевизора около 5 часов в день. Это весьма опасная тенденция. Поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним. Но на самом деле никакого общения не происходит. Это квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся.  Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека сокружающем его миром – одна из особенностей современного общения.

Таким образом, поверхностные, неглубокие, принудительные контакты между людьми при их многообразии, увеличение доли мнимого общения, а  также преобладание доминирующего  массового и опосредованного  общения снижает его качество повсеместно. Но чем же может определяться качество общения? Во-первых, уровнем, на котором происходит взаимодействие; во-вторых, количеством потребностей, которые человек удовлетворяет  в процессе общения с другими  людьми и, в-третьих, возможностями  саморазвития личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2007.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 480 с.

3. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 2008. - 108 с.

4. Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 2006.- 336 с.

5. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 304 с.

6. Столяренко А.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 511 с.

7. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. - 512 с.

1 Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2007.

2 Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 480 с.

3 Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 2008. - 108 с.

4 Практическая психология: Учебник. Спб.: «Дидактика Плюс», 2006. - 336 с.

5 Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 304 с.

6 Столяренко А.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 511 с.

7 Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009. - 512 с.

 


Информация о работе Структура и функции человеческого общения