Структура и функции человеческого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 09:04, реферат

Описание работы

Целью работы является раскрыть понятие «человеческое общение», определить его структуру и функции.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Проанализировать полученную информацию, обобщить и систематизировать ее.

Работа содержит 1 файл

соц психология.docx

— 33.27 Кб (Скачать)

Введение

Общение - специфическая  форма взаимодействия человека с  другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.

Общение - это не только и  не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит  в основе развития человеческого  общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек  задействован в процессе общения, так  как средства для этого достаточно разнообразны.

В общении выделяются три  взаимосвязанных стороны: коммуникативная  сторона, которая состоит в обмене информации между людьми; интерактивная  сторона заключается в организации  взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции, или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. И третья, перцептивная сторона общения  включает процесс восприятия друг друга  партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Человек - существо общественное, и не важно, любит ли он компанию или одиночество, большую часть  жизни он проводит среди людей, и  от того, как складываются его отношения  с людьми, зависят его успехи, его настроения, состояние его  здоровья. Словом, вся его жизнь.

Все начинается с общения. В настоящее время процесс  общения как взаимодействия и  важного вида человеческой деятельности является актуальным. Без общения  с другими людьми человек жить не может: он теряет источник информации, возможность "обмена энергиями", замыкается в себе, даже заболевает.

Главное в общении - искренний интерес к другому человеку, доброжелательность и внимание.

Целью работы является раскрыть понятие «человеческое общение», определить его структуру и функции.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме.

2. Проанализировать полученную информацию, обобщить и систематизировать ее.

Предметом исследования работы является человеческое общение. Объектом исследования – структура и функции  человеческого общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура общения

Структура общения – это  совокупность основных элементов, из которых  складывается процесс общения. При  этом структурная характеристика общения  может быть дана и применительно  к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Под структурой (от лат.Structura - расположение, порядок) объекта , понимают порядок устойчивых связей между  элементами объекта исследования, которые  обеспечивают целостность этого  феномена, тождество самому себе в  процессе внешних и внутренних изменений. По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение  общению, так же трудно определить структуру  общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и  общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.

Известны различные подходы  к проблеме структуры общения: через  выделение уровней анализа этого  явления, через анализ структурных  элементов общения в ситуациях  непосредственного взаимодействия или через перечень его основных функций1.

К структуре общения можно  подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура  путем выделения в общении  трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона  общения (или коммуникация в узком  смысле слова) состоит в обмене информацией  между общающимися индивидами. Интерактивная  сторона заключается в организации  взаимодействия между общающимися  индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс  восприятия и познания друг друга  партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Коммуникативная сторона  общения. Во время акта общения имеет  место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S ↔ S. Следовательно, имеет  место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда  человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации  и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные  барьеры. Они носят социальный или  психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора  информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение  – имеет место в различных образовательных системах).

Средства коммуникации. Для  передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством  использования знаковых систем. Самое  простое деление коммуникации –  на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным  средством коммуникации, поскольку  при передаче информации посредством  речи менее всего теряется смысл  сообщения2. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение)            – Коммуникатор

ЧТО? (передается)                           – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача)     – Канал

КОМУ? (направлено сообщение)    – Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?                – Эффективность.

Можно выделить три позиции  коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет  себя сторонником излагаемой точки  зрения), отстраненная (держится подчеркнуто  нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические  (различные околоречевые добавки,  придающие общению определенную  смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание  и т.д.)

2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает»  на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика).

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: коммуникативные (заменяющие речь); описательные (их смысл понятен только при словах); жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека; мимика – это  движение мышц лица; пантомимика –  совокупность жестов, мимики и положения  тела в пространстве.

3) Проксемика (организация  пространства и времени коммуникативного  процесса). В психологии выделяют  четыре дистанции общения:

- интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные,  как правило, близкими доверительными  отношениями. Информация передается  тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).

- официально-деловая или  социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется  для делового общения, причем  чем больше расстояние между  партнерами, тем более официальны их отношения.

- публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед  аудиторией. При таком общении  человек должен следить за  речью, за правильностью построения фраз.

4)  Визуальный контакт  (визуалика – это контакт глаз). Установлено, что обычно общающиеся  смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.

Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов  общения, которые связаны со взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два  типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом  совместной деятельности, порождается  самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт3.

Перцептивная сторона  общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Все три стороны общения  тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга  и составляют процесс общения  в целом.

 

 

 

 

2. Функции общения

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием  общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они  придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

Инструментальная функция  характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения  людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания  психологического контекста.

Трансляционная функция  выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются  значение и характеристики общения4. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

При этом под прямым общением понимается естественный контакт "лицом  к лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его  участников другому.

Косвенное общение характеризуется  включением в процесс общения "дополнительного" участника как посредника, через  которого происходит передача информации5.

Непосредственное общение  осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение  является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают  различные виды опосредствованного общения.

Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может  рассматриваться как неполный психологический  контакт при помощи письменных или  технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение  обратной связи между участниками  общения. Опосредствованное общение  связано с использованием специальных  средств и орудий для организации  общения и обмена информацией. Это  или природные предметы (палка, брошенный  камень, след на земле и т. д.), или  культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).

Далее различают межличностное  и массовое общение.

- Массовое общение - это  множественные, непосредственные  контакты незнакомых людей, а  также коммуникация, опосредованная  различными видами массовой информации.

- Межличностное связано  с непосредственными контактами  людей в группах или парах,  постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную  психологическую близость партнёров:  знание индивидуальных особенностей  друг друга, наличие сопереживания,  понимания, совместного опыта  деятельности.

Современному специалисту  сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с  определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера. Давайте же уделим этим проблемам  достойное внимание.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных  по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и  диалог6.

Информация о работе Структура и функции человеческого общения