Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 09:04, реферат
Целью работы является раскрыть понятие «человеческое общение», определить его структуру и функции.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Проанализировать полученную информацию, обобщить и систематизировать ее.
Введение
Общение - специфическая
форма взаимодействия человека с
другими людьми как членами общества.
В общении реализуются
Общение - это не только и не столько просто речь человека. Это, пожалуй, главная и основополагающая деятельность человека, которая лежит в основе развития человеческого общества всех форм социального взаимодействия, и сам социум немыслим без общения. Даже не используя речь, человек задействован в процессе общения, так как средства для этого достаточно разнообразны.
В общении выделяются три
взаимосвязанных стороны: коммуникативная
сторона, которая состоит в обмене
информации между людьми; интерактивная
сторона заключается в
Человек - существо общественное, и не важно, любит ли он компанию или одиночество, большую часть жизни он проводит среди людей, и от того, как складываются его отношения с людьми, зависят его успехи, его настроения, состояние его здоровья. Словом, вся его жизнь.
Все начинается с общения. В настоящее время процесс общения как взаимодействия и важного вида человеческой деятельности является актуальным. Без общения с другими людьми человек жить не может: он теряет источник информации, возможность "обмена энергиями", замыкается в себе, даже заболевает.
Главное в общении - искренний интерес к другому человеку, доброжелательность и внимание.
Целью работы является раскрыть
понятие «человеческое общение»
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Проанализировать полученную информацию, обобщить и систематизировать ее.
Предметом исследования работы является человеческое общение. Объектом исследования – структура и функции человеческого общения.
1. Структура общения
Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.
Под структурой (от лат.Structura - расположение, порядок) объекта , понимают порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, которые обеспечивают целостность этого феномена, тождество самому себе в процессе внешних и внутренних изменений. По той же причине, по которой трудно дать исчерпывающее определение общению, так же трудно определить структуру общения. Вместе с тем формализация любого явления, в том числе и общения, выявления в нем устойчивых связей между структурными компонентами, дает возможность глубже его понять и проанализировать.
Известны различные подходы
к проблеме структуры общения: через
выделение уровней анализа
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона
общения (или коммуникация в узком
смысле слова) состоит в обмене информацией
между общающимися индивидами. Интерактивная
сторона заключается в
Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S ↔ S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».
В условиях человеческой коммуникации
могут возникать
Средства коммуникации. Для
передачи любая информация должна быть
соответствующим образом
Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:
КТО? (передает сообщение) – Коммуникатор
ЧТО? (передается) – Сообщение (текст)
КАК? (осуществляется передача) – Канал
КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория
С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
Выделяют четыре группы невербальных средств общения:
1) Экстра- и паралингвистические
(различные околоречевые
2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика).
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: коммуникативные (заменяющие речь); описательные (их смысл понятен только при словах); жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека; мимика – это движение мышц лица; пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
3) Проксемика (организация
пространства и времени
- интимная (от 0 до 0,5 метра).
На ней общаются люди, связанные,
как правило, близкими
- межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).
- официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
- публичная (более 3,7 метров).
Характеризуется выступлением
4) Визуальный контакт
(визуалика – это контакт глаз)
Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.
Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт3.
Перцептивная сторона
общения – это процесс
Все три стороны общения
тесно переплетаются между
2. Функции общения
Функции общения выделяются
в соответствии с содержанием
общения. Различают четыре основные
функции общения. Сочетаясь, они
придают процессам общения
Инструментальная функция
характеризует общение как
Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.
Функция самовыражения определяет
общение как форму
Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.
Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения4. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.
При этом под прямым общением понимается естественный контакт "лицом к лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.
Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения "дополнительного" участника как посредника, через которого происходит передача информации5.
Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.
Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).
Далее различают межличностное и массовое общение.
- Массовое общение - это
множественные,
- Межличностное связано
с непосредственными
Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера. Давайте же уделим этим проблемам достойное внимание.
В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог6.
Информация о работе Структура и функции человеческого общения