Стрессы. Управление эмоциональным состоянием сотрудников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:16, реферат

Описание работы

Стресс - это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных - в состояние нервно - эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Содержание

Понятие стресса
Причины и признаки стрессового состояния
Организационные факторы
Личностные факторы
Стадии стресса
Как человеческий организм реагирует на стрессы?
Способы борьбы со стрессом
Релаксация
Концентрация
Регуляция дыхания
Профилактика стресса
Короткие советы по профилактике стресса
Первая помощь при остром стрессе
Стресс-менеджмент или управление стрессом
Коучинг, или работа с первым лицом организации
Выравнивание микроклимата в коллективе
Заключение
Практическая работа по предприятию
Предложения
Приложение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Стрессы. Управление эмоциональным состоянием сотрудников.rtf

— 496.94 Кб (Скачать)

Стресс-менеджмент уверенно занимает свою нишу на рынке кадровых услуг. И хочется верить, что с его помощью удастся снизить уровень психологических нагрузок, которые испытывают руководители и сотрудники бизнес-структур, наладить бесперебойную работу в компании, направленную на получение хорошего результата.

 

 

Заключение

 

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все - от новорожденного до немощного старика.

Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

Активность - единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания - просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д.

Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение - просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Назовите себя удачливым, и вы будете таким.

 

 

Практическая работа по предприятию

 

На самом деле стресс - это нормальная реакция организма. Наша жизнь невозможна без стрессов, ведь личностное развитие каждого человека происходит только благодаря им.

Каждый третий работающий человек время от времени испытывает стресс от работы, каждый седьмой испытывает стресс постоянно. 28 процентов людей, работающих в Европе, утверждают, что стресс действует на их здоровье и работоспособность. Признаком стресса является напряженное состояние, которое вызывает выполняемая работа, коллеги или начальство, а также проблемы, связанные с рабочими заданиями или рабочей средой. Перегорание выражается в углубляющейся психической и физической истощенности, отупении и безразличии к своей работе, в депрессии и в других нарушениях.

Синдром перегорания возникает, если человек не видит никакого смысла в своей работе, особенно часто это бывает у новых сотрудников, которые приступили к этой работе с большой надеждой и энтузиазмом. Работающий на руководящем посту в финансовой сфере, признается, что три года страдал от стресса, вызванного работой. Это привело к болям, раздражению на коже, бессоннице и плохому настроению. Причиной стресса он считает нечеткие задания, которые ему давали на работе. Он считает, что из-за стресса его работоспособность снизилась в семь раз. Сыграли свою роль сильное давление начальства, анонимные обвинения, неудовлетворенность собой.

Стресс можно уменьшить, если изменить рабочее задание, рабочую среду или содержание работы. А еще лучше - научиться справляться с напряженностью. Психотерапевт Андрес Сильд говорит, что проще, конечно, принять антидепрессант, чем пойти к начальству и попросить прибавить зарплату или изменить рабочее задание. В то же время лекарства могут сгладить симптомы, но они не решат саму причину их возникновения.

Наиболее частый пример агрессивной и негативной реакции со стороны сотрудника компании специалисты по управлению персоналом встречают в процессе увольнения. Не всегда увольнение происходит по обоюдному согласию двух сторон: администрации компании и сотрудника. В данной ситуации специалист должен приложить массу усилий для исключения стресса и погашения конфликтной ситуации. Если увольняемый сотрудник сразу готов к конструктивному общению, разговор с ним не представляет психологических трудностей. Первой помощью будет совет или положительный пример из практики. Очень полезно выслушать претензии и замечания увольняемого. Этим вы показываете свое внимание, а не безразличие к дальнейшей судьбе увольняемого сотрудника. Беседуя с ним, можно для себя сделать некоторые полезные выводы из его замечаний о внутренних проблемах компании.

Если же речь идет о деструктивном случае, то лучше встретить человека стоя и в позе открытости. Тем самым подчеркивая, что вы не желаете ему зла, а, наоборот, хотели бы ему помочь. Одним из отвлекающих маневров разрядить обстановку может быть предложенная чашка кофе или чая. Это может послужить началом к построению конструктивного диалога.

Беседу желательно проводить в изолированном помещении и в обстановке тет-а-тет. Что поможет собеседнику расслабиться, не будет отвлекать его внимание и раздражать.

Будет лучше, если заранее подготовиться к разговору и составить себе план или сценарий беседы. Будет проще управлять направлением разговора.

Итог разговора лучше письменно зафиксировать, чтобы не возникало разногласий в дальнейшем. Попробуйте на некоторое время отвлечь увольняемого сотрудника от остроты проблемы и расспросите его о дальнейших планах, чем бы он хотел заниматься или о семье. Попробуйте показать ему положительные аспекты увольнения и возможности, связанные с переменой места работы. В данной ситуации важно отвлечь работника от негатива процесса увольнения и показать ему позитивные стороны его жизни в дальнейшем. Это поможет сохранить здоровье и хорошие отношения с сотрудником, а также поддержать имидж вашей компании на профессиональном уровне.

Конечно, не стоит заниматься трудоустройством увольняемого сотрудника, но, отвечая на возникшие вопросы в связи с увольнением или спрашивая советы для улучшения работы в организации, вы поможете человеку не потерять свою значимость и сохранить положительные впечатления о компании. В процессе разговора старайтесь поддерживать один и тот же средний тон голоса, не следует приказывать, критиковать, допрашивать, соревноваться в горе и отказывать в сочувствии. Если вы чувствуете, что конфликт неизбежен, то лучше предложите увольняемому сотруднику встретиться в другой день, чтобы обсудить возникшие вопросы и разрешить назревшую проблему. Тем самым вы дадите шанс ему успокоиться и время, чтобы обдумать свои ошибки.

 

 

Предложения

 

Одним из самых полезных средств или методик можно назвать проведение тренингов для сотрудников компании. Они помогают научить людей бороться со стрессом и конфликтами, предсказывать собственное поведение и реакцию, а также находить решение и избавляться от напряжения в результате конфликтной или стрессовой ситуации. В настоящее время существует достаточно много профессиональных компаний в области проведения тренингов и структурированных курсов для закрепления приобретенных знаний и развития новых навыков у персонала компании, исходя из внутренних потребностей компании. В результате тренинга разыгрывание различных ситуаций и разбор полученного материала помогают получать сотрудникам друг от друга обратную связь о том, как воспринимаются их действия как бы со стороны. Сотрудники учатся лучше понимать себя, друг друга и нарабатывают новые навыки поведения в различных ситуациях, в том числе и стрессовых.

Также полезно знать и использовать некоторые антистрессовые средства. В сложных ситуациях помогает общение с людьми, но с теми, с кем вы чувствуете себя комфортно. В большинстве случаев это близкие люди, с кем у вас уже сложились доверительные отношения. Следующий антистрессовый препарат - это погружение в среду, нейтрализующую стрессовые переживания.

Чтение литературы помогает отвлечься от возникших проблем, а спокойная музыка дает возможность расслабиться и подумать о приятных моментах вашей жизни. Оздоравливающий характер имеют прогулки на природе и занятия спортом. Одним из мест, где вы погружаетесь в абсолютно другую эмоциональную среду, является церковь. Занятия аутогенной тренировкой или регулярные групповые психологические тренинги тоже представляют один из уровней профессиональных антистрессовых средств. Что больше подходит вам, решайте сами, но не накапливайте в себе стресс.

 

Приложение

 

Ниже предложен тест для определения уровня личностного стресса. Ответив на приведенные ниже вопросы (возможные варианты ответов: “никогда”, “изредка”, время от времени”, “часто”, “очень часто”), можно также определить, предрасположены вы к стрессу или нет.

1.Часто ли вы переедаете? Сколько потребляете алкоголя? Много ли курите?

2.Спрашиваете ли вы себя (по крайней мере иногда), стоит ли вообще жить?

3.Считаете ли вы, что ведете неправильный образ жизни?

4.Чувствуете ли вы себя виноватым, когда ничего не делаете дома - только отдыхаете, спите, смотрите телевизор?

5.Кажется ли вам порой предстоящее изменение в жизни непреодолимым препятствием?

6.Считаете ли вы себя пессимистом?

7.Не кажется ли вам, что вы потеряли контроль над своей жизнью?

8.Ощущаете ли вы напряжение в конфликтных ситуациях на работе или дома?

9.Испытываете ли вы ощущение безнадежности, если у вас что-то не получается?

10.Чувствуете ли вы сильное напряжение при возникновении непредвиденных ситуаций?

11.Защищаете ли вы свою точку зрения от нападок других людей?

12.Считаете ли вы причиной неудачи других людей или какие-то, не зависящие от вас обстоятельства?

13.Берете ли вы на себя ответственность за успехи или неудачи в своей жизни?

14.Часто ли у вас бывает плохое настроение?

Правильные, честные ответы на эти вопросы позволят взглянуть на себя со стороны, по-новому оценить свои мысли, ощущения и некоторые элементы своего поведения.

И если вдруг окажется, что на большинство ответов вы ответили “часто” или “очень часто”, значит, вам надо быть предельно внимательным к себе, ибо до стресса, что называется, рукой подать.

 

Список использованной литературы

 

1.Рушман Э.М. «Надо ли убегать от стресса?» Москва1998.

2.Бенджамин Колодзин.«Как выжить после психической травмы.» Перевод с английского Савельевой.

3.Тригранян Р.А. «Стресс и его значение для организма» Москва, 1988.

4.Г. Селье. «Стресс без дистресса». Москва 1982.

5.Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. Общая психология «Учебное пособие для студентов пед. институтов» - 3-е изд. Москва Просвещение 1981.

6.Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: « Введение в психологию активности.» - Москва Политиздат, 1989.

7.Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983.

8.Маклаков А.Г. - «Общая психология», СПБ, 2003.

9.Столяренко. Основы психологии, 1998.


Информация о работе Стрессы. Управление эмоциональным состоянием сотрудников