Стрессы, и их преодаление

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

В наше время, когда темп жизни с каждым годом ускоряется, человеку все труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. Организм не успевает восстанавливать силы - все системы органов находятся в постоянном напряжении. И естественно такой образ жизни приводит в итоге к истощению нервной системы. Именно поэтому учение о стрессе получило в наше время достаточно широкую известность. За последние пятьдесят лет было написано огромное количество трудов по данной теме. И до сих пор среди ученых-психологов не существует единого мнения по вопросу эмоционального здоровья.

Содержание

Введение …………………………………………………………….…….3
Стресс ………………………………………………………………….4
Определение стресса …………………………………………..4
Признаки стресса ………………………………………………5
Механизм стресса ……………………………………………...7
Концепции стресса …………………………………………….8
Методы преодоления негативного влияния стресса ……………...14
Заключение ……………………………………………………………...18
Список использованной литературы …………………………..………19

Работа содержит 1 файл

Стрессы, и их преодаление.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по Психологии

На тему: «Стрессы, их преодоление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………….…….3

    1. Стресс ………………………………………………………………….4
  1. Определение стресса …………………………………………..4

  • Признаки стресса ………………………………………………5
  • Механизм стресса ……………………………………………...7
  • Концепции стресса …………………………………………….8
      1. Методы преодоления негативного влияния стресса ……………...14

    Заключение  ……………………………………………………………...18

    Список использованной литературы …………………………..………19

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    В наше время, когда  темп жизни с каждым годом ускоряется, человеку все труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. Организм не успевает восстанавливать силы - все системы органов находятся в постоянном напряжении. И естественно такой образ жизни приводит в итоге к истощению нервной системы. Именно поэтому учение о стрессе получило в наше время достаточно широкую известность. За последние пятьдесят лет было написано огромное количество трудов по данной теме. И до сих пор среди ученых-психологов не существует единого мнения по вопросу эмоционального здоровья.

    Данная работа посвящена анализу стресса и  способам борьбы со стрессом.

    В первой главе  даны определения стресса, внешние  признаки стресса, стрессового напряжения и его причины. Также в этой главе объясняется, что происходит в организме человека во время стресса, рассматриваются концепции нескольких ученых, занимающихся изучением стресса.

    Вторая глава  посвящена методам преодоления  негативного влияния стресса, таким, как аутогенная регуляция дыхания, релаксация, концентрация. А также влиянию на возникновение стресса личных качеств человека, его условий жизни и окружения.

     

     

     

     

     

     

     

     

      1. Стресс
    1. Определение стресса

     

    Ставшее в последнее время столь модное слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)».

    Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. В одном из своих выступлений в Праге Селье говорит: стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.

    Термин "стресс" встречается в современной литературе, как обозначающий такие понятия:

       1. Сильное  неблагополучное, отрицательно влияющее  на организм воздействие.

       2. Сильные,  как неблагополучные, так и  благополучные для организма  реакции разного рода.

       3. Неспецифические  черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких воздействиях.

    Концепция стресса  оказала большое влияние на различные  направления науки о человеке. Родившись в результате серии  психофизиологических исследований, концепция выдающегося канадского ученого была подхвачена многими представителями психологии, социальной медицины.  В своих работах Селье дает следующее определение: "Стресс есть неспецифическая реакция организма на любое предъявленное ему требование". По его наблюдениям стресс выражается:

       - в потере  аппетита

       - в мышечной  слабости

       - в повышении  артериального давления

       - в утрате  мотивации движений.

    1.2. Признаки стресса

     

    Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, болезненной обидчивости, сужении объекта внимания, падении интереса к жизни, нежелании работать и напрягаться, ослаблении защитной силы. Человек внезапно обнаруживает, что у него как будто кожа стала тоньше, а порой ощущает, что она совсем исчезла. Конечно, речь идет о психологической «коже», но ее отсутствие ощущается и физически. В подобном случае становится намного труднее жить. Вместе с тем, помимо болезненной чувствительности и ранимости, нарастает ощущение тяжести бытия. Человеку, подверженному стрессу, начинает казаться, что он не живет, а несет на своих плечах многопудовый рюкзак с кирпичами, который как бы прирастает к телу.

    Итак, под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум), что дает возможность тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

    Признаки  стрессового напряжения (в свободной интерпретации по Шефферу)

    1. Невозможность  сосредоточиться на чем-то.

    2. Слишком частые  ошибки в работе.

    3. Ухудшается  память.

    4. Слишком часто  возникает чувство усталости.

    5. Очень быстрая речь.

    6. Мысли часто  улетучиваются.

    7. Довольно часто  появляются боли (голова, спина, область  желудка).

    8. Повышенная  возбудимость.

    9. Работа не  доставляет прежней радости.

    10. Потеря чувства  юмора.

    11. Резко возрастает  количество выкуриваемых сигарет.

    12. Пристрастие к алкогольным напиткам.

    13. Постоянное  ощущение недоедания.

    14. Пропадает  аппетит - вообще потерян вкус  к еде.

    15. Невозможность  вовремя закончить работу.

     

    Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины.

     

    Причины стрессового напряжения (в свободной интерпретации по Буту)

    1. Гораздо чаще  вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно,  что входит в ваши обязанности.

    2. Вам постоянно  не хватает времени - не успеваете ничего сделать.

    3. Вас что-то  или кто-то подгоняет, вы постоянно  куда-то спешите.

    4. Вам начинает  казаться, что все окружающие  зажаты в тисках какого-то внутреннего  напряжения.

    5. Вам постоянно  хочется спать - никак не можете  выспаться.

    6. Вы видите  чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.

    7. Вы очень  много курите.

    8. Потребляете  алкоголя больше, чем обычно.

    9. Вам почти  ничего не нравится.

    10. Дома, в семье,  у вас постоянные конфликты.

    11. Постоянно  ощущаете неудовлетворенность жизнью.

    12. Влезаете  в долги, даже не зная, как  с ними расплатиться.

    13. У вас появляется  комплекс неполноценности.

    14. Вам не  с кем поговорить о своих  проблемах, да и нет особого  желания.

    15. Вы не чувствуете  уважения к себе - ни дома, ни  на работе.

    1.3. Механизм стресса

     

    Почему современный  человек по-новому реагирует на опасные  ситуации? Разве их не было раньше? Разве  жизнь первобытных людей не была переполнена самыми разнообразными опасностями и угрозами? Тогда  опасностей было еще больше, чем  сейчас,  и у нашего предка существовали две опасные реакции, для выхода, два ответа на угрозу – агрессия или бегство. Поскольку угрозы были явными и прямыми, и первобытный человек не был скован условностями цивилизации, он мог позволить себе «выпустить пар», дать выход возникшему напряжению, открыто выдав реакцию ответной агрессии или убежав «с места происшествия». А что делать современному человеку, пережившему бурную реакцию раздражения или страха, но вынужденному скрывать свои переживания, учащенное сердцебиение, удушье от бессилия под маской невозмутимость? Если он не научится правильно реагировать на беспокоящие его обстоятельства, то быстро износит свою нервную систему и психику, не говоря уже о теле. Кроме того, не следует забывать, что физиологический стресс заставляет надпочечники выделять норадреналин, а психологический стресс, сопровождающийся тревогой, страхом или гневом, - адреналин. После этого учащается пульс и дыхание, повышается кровяное давление, меняется состав крови и по цепной реакции возникают сердечно-сосудистые заболевания – атеросклероз, инфаркт, инсульт, а иногда и психозы.

    Что же происходит в организме во время стресса?

    В нормальных условиях в  ответ на стресс у человека возникает  состояние тревоги, смятения, которое  является автоматической подготовкой  к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее - готовность противостоять.

     

    1.4. Концепции стресса

     

    С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна она или не приятна - важна  лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации. Ганс Селье показал, что процесс приспособления не зависит от характера раздражителя или нагрузки. Воздействия (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они ведут к серии однотипных изменений, обеспечивающих приспособление. Еще исследования В.Кеннона показали, что организм стремится обеспечить постоянство внутренней среды, постоянство уровней функционирования всех своих систем. Когда же возникают новые, нестандартные условия происходит перестройка, которая через цепь преобразований восстанавливает прежнее равновесие, но уже на другом уровне. При этом следует отметить, что новые условия могут определяться не только внешними (физическими), но и внутренними (психологическими) факторами. Совокупность психических и соматических проявлений в организме при стрессовых ситуациях была названа Селье ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ. Он выделил три фазы развития ОАС:

    Первая стадия – аларм-стадия, или стадия тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Это своего рода подготовка к следующему этапу, поэтому иногда первая стадия называется «предстартовой готовностью». Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых «психосоматических»: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.п. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой. Это - хорошо известный феномен: во время Великой Отечественной войны люди чрезвычайно редко болели – настолько они были внутренне мобилизованы, зато после окончания войны заболевания так и посыпались на них.

    Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая фаза – стадия резистентности, или сопротивления. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует он себя вполне сносно, хотя уже без душевного подъема, характерного для первой фазы. Он как бы «вработался» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Однако иногда чувствуется накопившаяся усталость.

    Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает  третья стадия – стадия истощения. На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая  защита оказываются сломленными. Человек  не имеет больше возможности защищаться. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов, состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи», которая может прийти только извне – либо в идее поддержки, либо в виде устранения стрессора.

    Три фазы Селье  сравнивал ОАС со стадиями человеческой жизни:

    - детство, со свойственной  ему низкой сопротивляемостью  и чрезмерной реакцией на внешние раздражители;

    - зрелость, когда происходит  адаптация к наиболее частым  раздражителям и увеличивается сопротивляемость;

    - старость, с необратимой  потерей приспособленности и  постепенным одряхлением.

    Р.Лазаурус, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс (связанный с реальным раздражителем) и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек оценивает (на основе индивидуальных знаний и опыта) предстоящую ситуацию как угрожающую.

     Такая оценка вызывает  эмоции и такую же адаптационную  перестройку в организме, как и любой другой внешний раздражитель. Но, если при физиологическом стрессе перестройка наступает при встрече с раздражителем, то при психическом стрессе адаптация наступает заблаговременно и предшествует ситуации. И если прогноз человека был неверен, и наступившие изменения не являются адекватными наступившей ситуации, то это может привести к усилению стресса, т.к. он удвоится.

     Таким образом, можно  увидеть, что поведение человека  во время стресса определяет  сложное взаимодействие внешних  условий и внутренних особенностей.

     В развитии  адаптации прослеживаются два  этапа: срочной, но не совершенной  адаптации и совершенной долговременной. Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда активизируются программы реагирования, которые в человеке всегда "наготове", и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно напряженной и под час вредной для его здоровья. Среди стрессоров обычно выделяют группу с кратковременным действием и группу с длительным действием. К стрессорам кратковременного действия относятся:

    Информация о работе Стрессы, и их преодаление