Стрессовые ситуации возникающие в студенческой среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ стрессовых ситуаций, возникающих студенческой среде на примере гр. ДЛП-802,901.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
Изучить научно-теоретические аспекты стресса и основные причины его возникновения;
Проанализировать текущее стрессовое состояние студентов.

Работа содержит 1 файл

ОИД.docx

— 33.94 Кб (Скачать)

 

Введение 

Слишком часто студенческая жизнь  ассоциируется со студенческими  обществами, различными мероприятиями  и весельем. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям.

Актуальность выбранной темы обусловлена большим количеством подтверждений тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни. Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении, что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается. Некоторые исследователи отметили у студентов и проблемы с финансами, жильем, безопасностью и весом.

Целью данного исследования является анализ стрессовых ситуаций, возникающих студенческой среде на примере гр. ДЛП-802,901.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

    • Изучить научно-теоретические аспекты стресса и основные причины его возникновения;
    • Проанализировать текущее стрессовое состояние студентов.
 

Объектом исследования является процесс исследования аспектов студенческой жизни.

Предметом исследования являются стрессовые ситуации возникающие в студенческой среде на примере гр.ДЛП-802,901.

Гипотеза исследования: знание стрессового состояния студенческого общества позволило бы помочь в разработке мер по его урегулированию и выхода из него.

Методы исследования – анализ, опрос.

Данный реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Научно-теоретические аспекты стресса

Стрессом называют неспецифическую (общую) реакцию организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее  состояние нервной системы организма (или организма в целом). Неспецифическая  реакция - определённый всегда одинаковый комплекс физиологических изменений  живого организма в ответ на любое  предъявленное ему требование, иначе  общий адаптационный синдром, (таким  образом, стресс присутствует всегда, пока организм жив, нет стресса - нет  жизни). Феномен неспецифической  реакции организма в ответ  на разнообразные повреждающие воздействия  называется общим адаптационным  синдромом, или стрессом. Такое определение  стрессу дал Г. Селье.

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессовых ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

Стрессовые ситуации могут быть вызваны чрезмерной перегрузкой  личности, как привило, большее значение имеет психологическая перегрузка человека, неразрешенные конфликтные  ситуации, межличностные или внтуриличностные конфликты, также могут рассматриваться  в психологии как причины стрессовых ситуаций.

Однако стресс оказывает как  отрицательное, так и положительное  воздействие на человека, поскольку  он может оказывать мобилизацию  внутренних резервов организма.

Часто стрессовые состояния оказывают  влияние на психическое состояние  человека, стресс, который характеризуется  отрицательным воздействием обозначается как дистресс, то есть несчастье  человека, недомогание.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном  процессе необходимо регулировать. Это  задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении  в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

Интенсивность и напряженность  современной жизни провоцирует  на психологическом уровне возникновение  негативных эмоциональных переживаний  и стрессовых реакций, способных  привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно  отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты  с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового  положения и другие факторы.

 

Глава 2. Анализ текущего стрессового состояния студентов

Исследование стрессовых ситуаций проводилось на примере группы БУ-ДЛП-802.

Для исследования был выбран тест на учебный стресс, разработанный доктором биологических наук Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания. В 1, 3 и 5 вопросах данного теста нужно  оценить свои ответы по 10-и балльной шкале, где 1 балл - минимум, 10 баллов максимум.2, 4 и 6 вопросы предполагали выбор  подходящего ответа. Вопрос 7 - открытый, студенты вписывали свои варианты ответа на данный вопрос (см. Приложение 1).

Методика включает 10 вопросов. При выполнении теста студентам  было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (см Приложение 2).

Из биологических признаков  проявления стресса можно выделить учащение сердцебиения и различные  боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студентов.

Таблица1. Признаки проявления стресса

Признак проявления стресса

Выбор студентов, в%

Учащенное сердцебиение

86,7%

Головные или иные боли

73,4%

Затрудненное дыхание

53,4%

Сухость во рту

40%

Скованность, дрожание мышц

33,4%

Иное: нарушение сна, боли в животе.


 

Итак, основными причинами  возникновения стресса у студентов  являются большая учебная нагрузка и страх перед будущим. Меньше всего студентов волнует проблема совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе.

 

Таблица 2.  Причины стресса студентов

Причина стресса

Результаты,

max = 10 б. 

1

Большая учебная нагрузка

5,4

2

Страх перед будущим

4,9

3

Нежелание учится или разочарование  в профессии

4,7

4

Непонятные, скучные учебники

4,7

5

Неумение правильно распорядиться  ограниченными финансами

4,5

6

Строгие преподаватели

4,3

7

Проблемы в личной жизни

4,1

8

Нерегулярное питание

4,1

9

Неумение правильно организовать свой режим дня

4,1

10

Стеснительность, застенчивость

3,6

11

Излишнее серьезное отношение  к учебе

3,2

12

Отсутствие учебников

2,5

13

Жизнь вдали от родителей

2,3

14

Конфликт в группе

1,9

15

Проблемы совместного  проживания с другими студентами

1,5

16

Иное - маленькая стипендия


 

Средний показатель экзаменационного волнения в группе - 8,3. Студенты волнуются  больше нормы, возможно это связано  с одной из популярных причин стресса "страх перед будущим".

Проявляется стресс в группе в основном на психологическом уровне (см таблица 3), что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологические признаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе.

 

Таблица 3. Проявление стресса у студентов

Проявление стресса

Результаты,

max = 10 б. 

1

Спешка, ощущение постоянной нехватки времени

4,9

2

Плохой сон

4,7

3

Невозможность избавится  от посторонних мыслей

4,7

4

Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания

4,4

5

Плохое настроение, депрессия

4,2

6

Низкая работоспособность, повышенная утомляемость

4,2

7

Раздражительность, обидчивость

4,1

8

Страх, тревога

4,1

9

Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами

3,9

10

Головные боли

3,9

11

Потеря уверенности, снижение самооценки

3,4

12

Нарушение социальных контактов, проблемы в общении

2,5

13

Учащенное сердцебиение, боли в сердце

2,3

14

Проблемы с желудочно-кишечным трактом

1,6

15

Затрудненное дыхание

1,5

16

Напряжение или дрожание мышц

1,2


 

Основным способом снятия стресса является сон (используют 100% опрошенных). Это отображено в таблице 4. Также радует то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются.

Таблица 4. Приемы снятия стресса

Способ снятия стресса

Выбор студентов, в%

Сон

100%

Общение с друзьями или  любимым человеком

80%

Прогулки на свежем воздухе

80%

Вкусная еда

73,4%

Перерыв в работе или учебе

60%

Поддержка родителей

53,4%

Физическая активность

46,7%

Телевизор

26,7%

Хобби

20%

Сигареты

6,7%

Алкоголь

6,7%

Наркотики

-

Иное: танцы, принятие душа, смена деятельности, самовнушение, смехотерапия.


 

 

 

Заключение 

Состояние стресса у человека так  же старо, как и сам человек. Стрессу  подвержены все - от новорожденного до немощного старика.

Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в учебном заведении и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.

Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с  повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью  организации или событиями в  личной жизни человека.

В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами  появления стресса у студентов  являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным  дисциплинам. Все это приводит к  спешке и постоянной нехватке времени. Чаще всего студенты восстанавливают  силы крепким сном и общением с  друзьями и близкими людьми.

 

Список использованной литературы

  1. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. – СПб.: Речь, 2007. - с.217
  2. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. – М.: ИКЦ "МарТ", 2007. - с.288
  3. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2007. - с.256
  4. Интернета-источник: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html
  5. Интернет-источник: http://wsyachina. narod.ru/psychology/stress_1.html

 

Приложение 1

Тест на учебный стресс.

Разработан Ю.В. Щербатых. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.

1.1 Строгие преподаватели  _______баллов

1.2 Большая учебная нагрузка __________

1.3 Отсутствие учебников  __________

1.4 Непонятные, скучные учебники _______

1.5 Жизнь вдали от родителей  (для иногородних студентов)

1.6 Неумение правильно  распорядиться ограниченными финансами 

________

1.7 Неумение правильно  организовать свой режим дня  ________

1.8 Нерегулярное питание  ________

1.9 Проблемы совместного  проживания с другими студентами 

Информация о работе Стрессовые ситуации возникающие в студенческой среде