Стресс жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:11, реферат

Описание работы

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.

Содержание

1. Стресс жизни. Основные причины

1.1. Причины стресса

1.1.1. Организационные факторы

1.1.2. Личностные факторы

1.2. Стрессовое напряжение

2. Способы борьбы со стрессом

2.1. Как человеческий организм реагирует на стресс

2.2. Релаксация

2.2.1. Релаксационные упражнения

2.3. Концентрация

2.4. Ауторегуляция дыхания

3. Методы профилактики стресса

3.1. Противострессовая "переделка" дня

3.2. Первая помощь при остром стрессе

3.3. Аутоанализ личного стресса

Работа содержит 1 файл

Реферат Стресс.docx

— 47.89 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

КАРАГАНДИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Е.А.БУКЕТОВА 
 
 
 
 

Факультет: Иностранных Языков

РЕФЕРАТ

На тему: Стресс жизни 
 
 

Выполнила: ст.гр. Раус-11

Буланова  А.М. 

Проверила:

Тулебаева А.Б. 
 
 
 
 
 

Караганда – 2011г.

Содержание

1. Стресс  жизни. Основные причины

1.1. Причины  стресса

1.1.1. Организационные  факторы

1.1.2. Личностные  факторы

1.2. Стрессовое  напряжение

2. Способы  борьбы со стрессом

2.1. Как  человеческий организм реагирует  на стресс

2.2. Релаксация

2.2.1. Релаксационные  упражнения

2.3. Концентрация

2.4. Ауторегуляция дыхания

3. Методы  профилактики стресса

3.1. Противострессовая "переделка" дня

3.2. Первая  помощь при остром стрессе

3.3. Аутоанализ личного стресса

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Стресс жизни.  Основные причины. 

 Стресс - обычное и часто встречающееся  явление. Мы все временами испытываем  его - может быть, как ощущение  пустоты в глубине желудка,  когда встаем, представляясь в  классе, или как повышенную раздражительность  или бессонницу во время экзаменационной  сессии. Незначительные стрессы  неизбежны и безвредны. Именно  чрезмерный стресс создает проблемы  для индивидуумов и организаций.  Стресс является неотъемлемой  частью человеческого существования,  надо только научиться различать  допустимую степень стресса и  слишком большой стресс. Нулевой  стресс невозможен.

 Тот  тип стресса, который мы будем  рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное  психологическое или физиологическое  напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам  стресса относятся язвы, мигрень,  гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические  проявления включают раздражительность,  потерю аппетита, депрессию и  пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

 Снижая  эффективность и благополучие  индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

1.1. Причины  стресса. 

 Стресс  может быть вызван факторами,  связанными с работой и деятельностью  организации или событиями личной  жизни человека.

1.1.1. Организационные  факторы. 

 Рассмотрим  те факторы, действующие внутри  организации, которые вызывают  стресс.

1. Перегрузка  или слишком малая рабочая  нагрузка, т.е. задание, которое  следует завершить за конкретный  период времени. 

 Работнику  просто поручили непомерное количество  заданий или необоснованный уровень  выпуска продукции на данный  период времени. В этом случае  обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт  ролей. 

 Конфликт  ролей возникает тогда, когда  к работнику предъявляют противоречивые  требования. Например, продавец может  получить задание немедленно  реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим  с клиентом, то говорят, чтобы  он не забывал заполнять полки  товаром. 

 Конфликт  ролей может также произойти  в результате нарушения принципа  единоначалия. Два руководителя  в иерархии могут дать работнику  противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать  от начальника цеха максимально  увеличить выпуск продукции, в  то время как начальник отдела  технического контроля требует  соблюдения стандартов качества.

 Конфликт  ролей может также возникнуть  в результате различий между  нормами неформальной группы  и требованиями формальной организации.  В этой ситуации индивидуум  может почувствовать напряжение  и беспокойство, потому что хочет  быть принятым группой, с одной  стороны, и соблюдать требования  руководства - с другой.

3. Неопределенность  ролей. 

 Неопределенность  ролей возникает тогда, когда  работник не уверен в том,  что от него ожидают. В отличие  от конфликта ролей, здесь требования  не будут противоречивыми, но  и уклончивы и неопределенны.  Люди должны иметь правильное  представление об ожиданиях руководства  - что они должны делать, как  они должны делать и как  их после этого будут оценивать. 

4. Неинтересная  работа.

 Некоторые  исследования показывают, что индивидуумы,  имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства  и менее подвержены физическим  недомоганиям, чем занимающиеся  неинтересной работой. Однако  взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается:  то, что кажется интересным или  скучным для одного, совсем не  обязательно будет интересно  другим.

5. Существуют  также и другие факторы. 

 Стресс  может возникнуть в результате  плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения,  плохого освещения или чрезмерного  шума. Неправильные соотношения  между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией  в организации и необоснованные  требования сотрудников друг  к другу тоже могут вызвать  стресс.

 Идеальным  будет такое положение, когда  производительность находится на  возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более  низком. Чтобы достичь этого, руководители  и другие сотрудники организации  должны научиться справляться  со стрессом в самих себе. Как  же управлять, чтобы повысить  производительность и понизить  уровень стресса? 

 Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут попытаться применить следующие методы.

1. Разработайте  систему приоритетов в своей  работе. Оцените свою работу следующим  образом: "должен сделать сегодня" , "сделать позднее на этой неделе" и "сделать, когда будет время".

2. Научитесь  говорить "нет" , когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

3. Наладьте  особенно эффективные и надежные  отношения с вашим начальником.  Поймите его проблемы и помогите  ему понять ваши. Научите вашего  начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать  обоснованные поручения. 

4. Не  соглашайтесь с вашим руководителем  или кем-либо, кто начинает выставлять  противоречивые требования (конфликт  ролей) . Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите  своему руководителю или сотрудникам,  когда вы почувствуете, что ожидания  или стандарты оценки вашего  задания не ясны (неопределенность  ролей) . Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсудите  чувство скуки или отсутствие  интереса к работе со своим  руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение  жалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. Найдите  каждый день время для отключения  и отдыха. Закройте на пять  минут дверь каждое утро, поднимите  и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте  работу из головы. Обратитесь  к приятным мыслям или образам,  чтобы освежить мозг. Уходите  время от времени из конторы,  чтобы сменить обстановку или  ход мыслей. Не обедайте там  и не задерживайтесь подолгу  после того, как вам следовало  бы уже идти домой или заняться другой работой.

 К  другим факторам, связанным с  понижением вероятности стресса,  относятся соблюдение надлежащего  питания, поддержание себя в  форме с помощью физических  упражнений и достижение общего  равновесия в жизни. В таблице  1 (Приложение 1) приведены различия  между стрессовым и низкострессовым стилями жизни. Общая схема появления стресса в жизни человека изображена в Приложении 2.

 Чтобы  управлять другими, достигая при  этом высокой производительности  труда и низкого уровня стресса,  мы предлагаем следующее. 

1. Оцените  способности, потребности и склонности  ваших работников и попытайтесь  выбрать объем и тип работы  для них, соответствующие этим  факторам. Как только они продемонстрируют  успешные результаты при выполнении  этих задач, повысьте им рабочую  нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте  полномочия и ответственность. 

2. Разрешайте  вашим работникам отказываться  от выполнения какого- либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко  опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных  ожиданий. Используйте двустороннюю  коммуникацию и информацию своих  подчиненных (обратную связь).

4. Используйте  стиль лидерства, соответствующий  требованиям данной ситуации.

5. Обеспечьте  надлежащее вознаграждение за  эффективную работу.

6. Выступайте  в роли наставника по отношению  к вашим подчиненным, развивая  их способности и обсуждая  с ними сложные вопросы. 

1.1.2. Личностные  факторы. 

 На  жизненном пути нас поджидает  множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве  своем они являются неотъемлемой  частью нашей жизни, поэтому  избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, - это поможет смягчить негативные последствия.

 Полученные  в результате многочисленных  исследований данные свидетельствуют  об определенной связи между  вызывающими стресс жизненными  ситуациями и началом развития  различных заболеваний. Они позволяют  сделать вывод, что вызывающее  стресс событие или явление  может быть одним из многочисленных  факторов нашей повседневной  жизни, способствующих возникновению  различных психических отклонений  и психосоматических заболеваний. 

Информация о работе Стресс жизни