Стресс и профессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

В наше время, когда темп жизни с каждым днем ускоряется, человеку все труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. Организм не успевает восстанавливать силы - все системы органов находятся в постоянном напряжении. И естественно такой образ жизни приводит в итоге к истощению нервной системы и может лечь в основу психосоматического заболевания.

Содержание

Введение 3
Глава I. Проявление стресса в профессиональной деятельности. 4
Понятие «стресс» 4
Основные виды стресса 5
Фрустрация 5
Конфликт 6
Изменения 8
Давление 8
Ключевые факторы оценки стресса 9
Знакомость 9
Возможность управлять событиями 9
Предсказуемость 10
Близость во времени 10
Профессиональный стресс 10
Виды профессионального стресса 16
Стрессовые сценарии 17
Источники профессионального стресса 13
Глава II. Методы преодоления негативного влияния стресса на человека 15
2.1. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу 16
Социальная поддержка 16
Стойкость 17
Оптимизм 17
Стремление к острым ощущениям 18
Реактивность ВНС 18
Подходы к управлению производственным стрессом 19
Методы регулирования стрессов по Альбрехту 19
Желательные условия труда 21
Ауторегулируемый методический подход 21
Релаксация 21
Концентрация 21
Ауторегуляция дыхания 22
Заключение 23
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Профессия и стресс готово.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, Альбрехт предлагает следующее:

1. Оцените способности,  потребности и склонности ваших  работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих задач, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

2. Разрешайте вашим  работникам отказываться от выполнения  какого- либо задания, если у  них есть для этого достаточные  основания. Если необходимо, чтобы  они выполнили это задание,  объясните, почему это нужно,  и установите приоритеты в  их работе, чтобы дать необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко опишите конкретные  зоны полномочий, ответственности  и производственных ожиданий. Используйте  двустороннюю коммуникацию и  информацию своих подчиненных.

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.

5. Обеспечьте надлежащее  вознаграждение за эффективную  работу.

6. Выступайте в роли  наставника по отношению к  вашим подчиненным, развивая их  способности и обсуждая с ними  сложные вопросы. 

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй прием успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим еще большим горем позволяет стойко и спокойно отреагировать на неудачу. 

2.4. Желательные условия труда

Касл перечислил желательные условия труда [9, с. 240 – 241]:

  • работа должна соответствовать «интеллектуальному запросу» работника, это повышает его личную заинтересованность;
  • работа должна быть не слишком утомительной;
  • вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;
  • «условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей;
  • работа должна способствовать росту самооценки работника;
  • факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать повышению значимости труда.

2.5. Ауторегулируемый методический подход

 Ауторегулируемый методический подход обеспечивает гармоничное единство взаимосвязанных способов борьбы с негативными последствиями стресса. [3, с. 249 – 260]

2.5.1. Релаксация

Если человек хочет  направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс  он должен осознанно отвечать релаксацией. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. Релаксация снижает активность симпатической нервной системы, в то время как при стрессе ее активность резко возрастает. Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие - мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Существует несколько  методов релаксации, наиболее известным является йога.

2.5.2. Концентрация

   Так же, фактором тесно связанным со стрессом является не умение людей сосредоточиться. Многие тратят впустую свою силу и энергию из-за того, что не могут сосредоточиться на чем-то одном - это очень утомительно для человеческого организма и ведет к быстрому утомлению и истощению. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Способность концентрироваться является еще одной из техник преодоления отрицательного стрессового воздействия.

2.5.3. Ауторегуляция дыхания

В нормальных условиях о  дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают  отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, Регуляция дыхания является еще одним средством борьбы со стрессом. Иногда, сам того не замечая, человек делает дыхательные паузы после полного выдоха или глубокого вдоха. Это и есть основа дыхательных упражнений, на которых базируется аутогенная регуляция дыхания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в этой  работе я выяснил, что стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, который заключается в адаптации организма к возникшей трудности. Существует четыре основных вида стресса: фрустрация, конфликт, изменения и давление.

Стресс зависит от того, как человек воспринимает события. На субъективную оценку потенциально стрессовых событий влияет множество факторов. Самых значимых среди них четыре: степень знакомости проблемы, возможность управлять событиями, предсказуемость событий и близость угрозы.

Помимо повседневных стрессов, так же может возникать  и профессиональный стресс— напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.  Стресс – один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующих как на состояние здоровья работника, так и на прибыль компании.

Существуют различные сценарии проявления стресса в труде:

  • в зависимости от частоты и силы проявления кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно;
  • в зависимости от направленности стрессовой агрессии — на самого себя (работник обвиняет самого себя); на коллег и начальников (работник винит других работников);
  • в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций - либо стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу), либо возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».

Выделяют достаточно большое количество видов профессионального  стресса, которые могут быть вызваны  различными факторами, связанными с трудовой деятельностью,  с ролью работника в организации, с взаимоотношениями на работе,  с деловой карьерой, с организационной структурой и психологическим климатом, внеорганизационными факторами.

Как утверждал Сель, стресс не возможно избежать, поэтому мы можем  только преодолевать нежелательные последствия стресса. Это можно сделать различными путями. Можно придерживаться методики Купера и Маршалла, которые выделяют основные подходы по управлению производственным стрессом. Также эффективны методы регулирования стрессов по Альбрехту. Касл предлагает желательные условия  труда, которые помогут избежать губительных последствий стресса. Интересен и   ауторегулируемый методический подход.

Эффекты стресса зависят  и от индивидуальных особенностей человека. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Существует несколько факторов, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье. Мы рассмотрели пять таких факторов: социальная поддержка, стойкость, оптимизм, стремление к острым ощущениям и реактивность вегетативной нервной системы.

В заключение, хочу сказать, что неважно где и как подстерегает вас стресс, главное - «взять себя в  руки» и понять, что не так страшен сам стресс, которого невозможно избежать, как его последствия, с которыми вы в состоянии справиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с.
  2. Гибсон Дж.Л. Организации: поведение, структура, процессы. Пер. с англ.: Учебник для вузов. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 662 с.
  3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 2-е изд. – Л.: Изд. Ленинградского университета. 1988. – 560 с.
  4. Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихология: Лекции по курсу «Акмеология профессионального здоровья госслужащих»/Под. общ. ред. А.А.Деркача: РАГС при президенте РФ. – М: изд. РАГС, 1999. – 77 с.
  5. Карташова Л.В. Поведение в организации: Учебник. – М: ИНФРА-М, 1999 – 220с.
  6. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: «Современное состояние и перспективы»: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1995. - 683 с.
  7. Ньюстром Дж. В., Дэвис К., Организационное поведение / Перевод с английского под ред. Ю.Н. Каптуревского – Спб: Изд. «Питер», 2000. – 488 с.
  8. Общая психология. Тексты: В 3т.: Для студ. фак. психологии вузов по направлению 521000 – «Психология» / Отв. ред. В.В. Петухов, ред.-сост.: Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: УМК «Психология», Генезис. Т.2., кн.1.: Субъект деятельности. – 2002. - 671 с.
  9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
  10. Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведении. М.: Центр, 2003. – 400 с.
  11. Самоукин А.И. Психология бизнеса – М.: ТАНДЕМ, ЭКМОС, 1997. – 272 с.
  12. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЭКМОС. 2000. - 281 с.
  13. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. – 126 с.
  14. Человек и бизнес. Путь совершенства, составление А.И. Аппенянский. – М.: Изд. «Барс», 1995. – 228 с.

 

 


Информация о работе Стресс и профессия