Стресс и профессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

В наше время, когда темп жизни с каждым днем ускоряется, человеку все труднее адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, сохраняя при этом эмоциональное равновесие. Организм не успевает восстанавливать силы - все системы органов находятся в постоянном напряжении. И естественно такой образ жизни приводит в итоге к истощению нервной системы и может лечь в основу психосоматического заболевания.

Содержание

Введение 3
Глава I. Проявление стресса в профессиональной деятельности. 4
Понятие «стресс» 4
Основные виды стресса 5
Фрустрация 5
Конфликт 6
Изменения 8
Давление 8
Ключевые факторы оценки стресса 9
Знакомость 9
Возможность управлять событиями 9
Предсказуемость 10
Близость во времени 10
Профессиональный стресс 10
Виды профессионального стресса 16
Стрессовые сценарии 17
Источники профессионального стресса 13
Глава II. Методы преодоления негативного влияния стресса на человека 15
2.1. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу 16
Социальная поддержка 16
Стойкость 17
Оптимизм 17
Стремление к острым ощущениям 18
Реактивность ВНС 18
Подходы к управлению производственным стрессом 19
Методы регулирования стрессов по Альбрехту 19
Желательные условия труда 21
Ауторегулируемый методический подход 21
Релаксация 21
Концентрация 21
Ауторегуляция дыхания 22
Заключение 23
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Профессия и стресс готово.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

4.2. Стрессовые сценарии

У каждого человека свой индивидуальный стиль поведения в стрессе. Также индивидуален и сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций [12, с. 189—190].  Обычно этот сценарий усваивается в детстве.

Варианты стрессовых сценариев, в зависимости от частоты и силы проявления:

  • кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах, не очень агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими;
  • другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль;

В зависимости от направленности стрессовой агрессии выделяют:

  • направленность стрессовой агрессии на самого себя (работник обвиняет самого себя);
  • направленность стрессовой агрессии на коллег и начальников (работник винит других работников);

В зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций:

  • в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу), достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы;
  • но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием».

4.3. Источники профессионального стресса

Рассмотрим факторы,  которые могут вызвать профессиональный стресс.

Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых воротничков» и выявили следующие их группы [6, с. 179—196]:

  1. Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
    1. перегрузи или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.
    2. плохие физические условия труда, например, отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум;
    3. дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь);
    4. необходимость самостоятельного принятия решения.
  2. Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
    1. ролевая неопределенность, например недостаточная информированность о профессиональных обязанностях и соответствующих ожиданиях со стороны коллег и начальства. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать;
    2. ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен или чего не желает делать. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания;
    3. ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т. п. ). Заметим, что ответственность за людей более стрессогенна;
    4. слишком низкая ответственность, больно бьющая по самолюбию и очень расхолаживающая в работе;
    5. малая степень участия в принятии решений в организации.
  3. Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
    1. взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами. Интересно, что для руководителей с научной и технической ориентацией отношения с другими людьми менее значимы, чем для руководителей, ориентированных на человеческие контакты;
    2. трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).        
  4. Факторы, связанные с деловой карьерой:
    1. два основных стрессогенных фактора — профессиональная «неуспешность» и боязнь ранней отставки;
    2. статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения «предела» своей карьеры;
    3. отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений, нестабильность);
    4. несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
  5. Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
    1. неэффективное консультирование (невозможность получить своевременную квалифицированную помощь по ряду важных вопросов);
    2. ограничение свободы поведения, интриги и т. п.
  6. Внеорганизационные источники стрессов:
    1. основные проблемы работника, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и работой; таким образом, сам он «нуждается в социальной поддержке для борьбы с "подводными камнями" семейной жизни»); перенесение кризисов из одной ситуации в другую.
    2. мобильность работника ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т. п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). По данным специальных исследований, успех мужа-менеджера часто связан с тем, как успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и как следствие, меньше попрекает своего мужа;
    3. различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; «ригидные» больше реагируют на неожиданности, идущие «сверху», от начальства; «подвижные» чаще оказываются перегруженными работой, ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие...

 

Глава II. Методы преодоления негативных последствий стресса

Сейчас много говориться о том, как избежать стресс, даются разные советы и рекомендации по избавлению от стресса. Но, как утверждал Селье, стресса не следует избегать. [13, с. 30 – 31] Впрочем, как следует из определения, приведенного в начале работы, это и невозможно.

В обиходной речи, когда  говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, подобно тому как выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура, то есть жар. Обычная же теплопродукция — неотъемлемое свойство жизни.

Даже в состоянии  полного расслабления спящий человек  испытывает некоторый стресс. Сердце продолжает перекачивать кровь, кишечник — переваривать вчерашний ужин, а дыхательные мышцы обеспечивают движения грудной клетки. Даже мозг не полностью отдыхает в периоды сновидений.

Полная свобода  от стресса означает смерть. На рис. 3 показано, что стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. Уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю (это означало бы смерть).

Вопреки ходячему мнению, мы не должны — да и не в  состоянии — избегать стресса.  Но мы можем преодолеть его негативные последствия.

Рис. 3

2.1. Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

Эффекты стресса зависят от индивидуальных особенностей человека. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Почему? Существует несколько факторов, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье. Мы рассмотрим некоторые из них.[8,с.532-541]

2.1.1. Социальная поддержка

Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными связями.

Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, которым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнаружились: 1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и 2) меньше симптомов телесного нездоровья.

В одном недавно проведенном исследовании обнаружили, что у людей, которые указывали на более сильную социальную поддержку, выше уровень антител в крови, что играет ключевую роль в защите организма от респираторных инфекций.

Социальная поддержка является хорошим лекарством не только для тела, но и для души. В большинстве исследований выявлена связь и между социальной поддержкой и психическим здоровьем. В периоды тяжелого стресса социальная поддержка является для нас буфером, смягчающим негативное воздействие стресса. 

Социальная поддержка делится на четыре вида:

• Эмоциональная поддержка — выражение участия и заинтересованности, которые показывают нам, что мы небезразличны людям. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушивание рассказа о проблемах. Возможно, это повышает наше самоуважение.

• Оценочная поддержка — помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.

• Информационная поддержка — совет о том, как справиться с проблемой. Она может состоять в обсуждении возможных решений проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.

• Инструментальная поддержка — материальная помощь или помощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возможных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денег, препровождение в центр социальной помощи, поиск работы и многое другое.

Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка — это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненужные споры, а также многими другими способами мешать нам справляться со стрессом.

2.1.2. Стойкость

Стойкость — это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудностей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой сопротивляемости к стрессу.

Внутренний локус контроля — это черта личности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, являются результатом их собственных действий. Личности с внешним локусом контроля полагают, что их успехи или неудачи определяются главным образом внешними факторами, такими, как судьба, случай или везение. Обнаружено, что более стойкие люди чаще демонстрируют внутренний локус контроля, тогда как менее стойкие к стрессу склонны ощущать себя марионеткой в руках судьбы.

По нашему мнению, стойкость смягчает эффекты стресса, изменяя его оценку. Стойкие люди чаще оценивают потенциально стрессовые события как менее угрожающие и менее нежелательные.

2.1.3. Оптимизм

Определяя оптимизм как общую тенденцию к ожиданию благополучных исходов, ученые обнаружили корреляцию между оптимизмом и хорошим физическим здоровьем. В ходе последующих исследований они нашли, что оптимисты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситуации оптимисты в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Они с большей охотой, чем пессимисты, ищут социальной поддержки и в своих оценках стрессовой ситуации больше склонны подчеркивать позитивные аспекты. Пессимистам же более свойственно концентрироваться на негативных аспектах стресса. Согласно этому, оптимизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом, а пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью.

 

 

2.1.4. Стремление к острым ощущениям

Стремление к острым ощущениям — еще одна черта  личности, влияющая на нашу реакцию на стресс. Впервые описанное Марвином Цукерманом, стремление к ощущениям — это общее предпочтение высокого или низкого уровня сенсорной, стимуляции. Люди с высоким показателем стремления к ощущениям предпочитают, а возможно даже и нуждаются, в высоком уровне стимуляции. Эти люди любят риск, и поэтому им нравятся альпинизм или автогонки. Они удовлетворяют свою жажду ощущений, пробуя наркотики, часто меняя сексуальных партнеров. Им нравятся азартные игры, острая пища, экстравагантное искусство, буйные вечеринки и необычные друзья.

Очевидно, что  люди с высокими показателями стремления к ощущениям ищут ситуации, которые большинство людей считают весьма стрессогенными. По сравнению с другими, люди с высоким стремлением к ощущениям воспринимают такого рода события как менее угрожающие, рискованные и вызывающие тревогу.

Цукерман  предположил, что для людей и  с высоким, и с низким уровнем стремления к ощущениям важно «правильно» выбрать профессию. Действительно, похоже, что человек с высоким стремлением к ощущениям будет испытывать фрустрацию от рутинной, монотонной работы, тогда как человек с низким показателем может быть перегружен стрессами на работе, предъявляющей высокие требования.

Хотя стремление к  ощущениям связано с устойчивостью  к стрессу, заметим, что люди с  высокими показателями по данной личностной черте зачастую могут быть более  дезадаптивными, чем адаптивными. Люди с высоким стремлением к ощущениям с большей вероятностью, чем другие могут злоупотреблять наркотиками, иметь проблемы в школе, приобретать вредные привычки, вести себя импульсивно, ввязываясь в драки. Таким образом, недостатки высокого стремления к ощущениям могут перевешивать его достоинства.

2.1.5. Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)

Учитывая то, что в  ответ на стресс всегда происходит физиологическая реакция, разумно предположить, что физиологические особенности будут влиять на устойчивость к стрессу. Рассуждая таким образом, можно придти к выводу, что на людей с относительно менее возбудимой ВНС стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реактивностью.

 

 

2.2. Подходы к управлению производственным стрессом

Купер и Маршалл  выделяют основные подходы по управлению производственным стрессом [6, с. 200—201]:

  • изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте;
  • обеспечение большей автономии работника;
  • построение «мостов» между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже «возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)»;
  • повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений);
  • создание в организации благоприятного социально-психологического климата.

2.3. Методы регулирования стрессов по Альбрехту

Идеальным будет такое  положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком.

 Как же управлять,  чтобы повысить производительность  и понизить уровень стресса? 

Люди, страдающие от чрезмерного  стресса на работе могут попытаться применить следующие методы регулирования стрессов по Альбрехту. [14, с. 170 – 180]

1. Разработайте систему  приоритетов в своей работе. Оцените  свою работу следующим образом: “должен сделать сегодня”, “сделать позднее на этой неделе” и “сделать, когда будет время”.

2. Научитесь говорить  “нет”, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

3. Наладьте особенно  эффективные и надежные отношения  с вашим начальником. Поймите  его проблемы и помогите ему  понять ваши. Научите вашего начальника  уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

4. Не соглашайтесь  с вашим руководителем или  кем-либо, кто начинает выставлять  противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос.

5. Сообщите своему  руководителю или сотрудникам,  когда вы почувствуете, что ожидания  или стандарты оценки вашего  задания не ясны (неопределенность  ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. Найдите каждый день  время для отключения и отдыха. Уходите время от времени из офиса, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.

К другим факторам, связанным  с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего  питания, поддержание себя в форме  с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

Информация о работе Стресс и профессия