Стресс и факторы, способствующие возникновению психосоматических расстройств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 00:20, реферат

Описание работы

Термин «адаптация» широко и по-разному применяется в различных областях науки – социальных, медицинских, биологических, психологических и др.

Содержание

1. Понятие и возможности системы психической адаптации.
2. Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса.
3. Понятие, патогенез и систематика психосоматических расстройств.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (2).doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Московский Государственный  Гуманитарный Университет им.Шолохова. 
 
 
 
 

                            

                                 Реферат

  На тему: «Стресс и факторы, способствующие возникновению психосоматических расстройств».

                               

                               Факультет психологии.

                               Предмет: психосоматики. 
 

                                                                                                                            

                                                                                                                                                  Выполнила:

                                                                                                        Студентка 5/3 курса,3 группы;

                                                                                                                                    вечернего отделения;

                                                                                                                  Мурашева Юлия Владимировна.                                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    Москва 2011 г.

                         Содержание: 
 

  1.  Понятие и возможности системы психической адаптации.
  2. Механизмы развития и патогенность эмоционального стресса.
  3. Понятие, патогенез и систематика психосоматических расстройств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1.   Понятие и возможности  системы психической адаптации
 

  Термин  «адаптация» широко и по-разному  применяется в различных областях науки – социальных, медицинских, биологических, психологических и др.

  Среди ученых наметились две группы в трактовке  данного понятия, каждая из которых  разделяется еще на подгруппы.

  Первая – рассматривает адаптацию как следствие одной отдельной функции организма человека (возбуждения, реактивности, рефлекса и др.), а то и отдельного параметра этой функции. Причем некоторые связывают адаптацию лишь с понижением, другие – с повышением, третьи – с сохранением параметров функции.

  Вторая  группа рассматривает адаптацию  более широко – как результат всех функций организма, но одни авторы выделяют внутренние функции, другие – внешние, третьи – и те и другие вместе. Вследствие этого сложилось двойственное физиологическое представление об адаптации:

  1) как  общей реакции всего организма,  но на основе ведущего значения  какой-либо одной физиологической  системы – нервной (И.М. Сеченов, И.П. Павлов), эндокринной (Г. Селье), половой (З. Фрейд), генетической (Э. Майр) и др.;

  2) как  специфической «физиологической  адаптации», характеризующей лишь  изменения чувствительности какого-либо  органа.

  Но всем известно, что существует понятие  и социальной адаптации.

  Ю.А. Александровский (1997) указывает, что при любом психотравмирующем воздействии, прежде всего, страдает наиболее сложная и социально-детерминированная форма реагирования человека на окружающее. Однако следует помнить, что адаптированную психическую деятельность детерминируют не только социально-психологические механизмы, но и ряд других, которые в совокупности обеспечивают жизнедеятельность человека (например, биофизиологическая, в том числе и психофизиологическая адаптация).

  Согласно  концепции П.К.Анохина (1975), в случае адаптированной психической деятельности принятие решения предполагает учёт ожидаемого будущего результата, в соответствии с моделью которого строится «поведенческая программа». В случае же психотравмирующих и конфликтных ситуаций, проходящих с преобладанием отрицательных эмоций, происходит более энергичный поиск способа удовлетворения потребности. Это может привести к нарушению афферентного синтеза, рассогласованию аппарата оценки результата действия, и в конечном итоге – к искажённой оценки ситуации и неправильному поведению4. Примерно так выглядит нейрофизиологическая схема механизмов, приводящих к психической дезадаптации.

  Раскрывая механизмы дезадаптации, уместно  принять во внимание взгляды А.И. Волошина и Ю.К. Субботина (1987), которые, опираясь на принципы системного подхода, утверждали, что компенсаторные реакции при различных патологических состояниях являются наиболее генерализованными, вследствие чего как бы перекрывают адаптивные признаки. Результат этого – возможность отмечать среди патологических также и компенсаторные проявления, значительно искажающие клиническую картину болезни5.

  Исходя  из всего вышесказанного, вслед за Ю.А. Александровским (1997), можно представить иерахизированную схему психической адаптации, которая включает в себя ряд звеньев: социально-психологических контактов; поиска, восприятия и переработки информации; обеспечения бодрствования и сна; эмоционального реагирования; эндокринно-гуморальной регуляции; другие подсистемы.

  Зачастую  понятие «приспособление» рассматривается  как синоним термина «адаптация». Оно часто отождествляется с  понятиями «защита», «акклиматизация», «устойчивость», «выносливость», «компенсация» и т.д.

  Этимологически  термин «адаптация» означает буквально  «прилаживание», «приноровление», т.е. пригнанность и вписанность элемента в систему.

  В.И. Лебедев (1989) считает, что границей, отделяющей обычные условия от измененных, являются такие ситуации, в которых под воздействием стрессогенных факторов психофизиологические и социально-психологические механизмы, исчерпав резервные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность человека. И в этих случаях наступает психическая дезадаптация, или кризис6.

  Опираясь  на накопленные обществом знания, познав объективные закономерности и сущность явлений внешнего мира, человек может приспосабливать к ним себя или их к себе. Овладение человеком идеологией или общественной психологией, господствующей в обществе, в том или ином классе, позволяет ему адаптироваться к их требованиям.

  Таким образом, можно сказать, что адаптация – способность к приспособлению и выживанию для обеспечения жизни на всех уровнях сложности. Это основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессу. Как считает Г. Селье, есть два способа выживания: борьба и адаптация. Но чаще всего адаптация более верно ведет к успеху. Итак, можно сформулировать, что стрессоустойчивость – психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющую решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь (физических и психических), т.е. находясь в состоянии психофизического равновесия. 

  2. Механизмы развития  и патогенность  эмоционального стресса 

  В переводе с английского слово «стресс» означает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Стресс, вызывающий негативные эмоции, называется «дистрессом», положительные эмоции – «эустрессом»7.

  В 1936 году в журнале «Nature» канадский физиолог Ганс Селье опубликовал короткое сообщение под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Будучи еще студентом, Г. Селье обратил внимание на то, что различные инфекционные болезни начинаются одинаково: подъем температуры, слабость, боли в суставах, ломота, озноб. Эксперименты подтвердили, что не только инфекции, но и такие вредоносные факторы, как охлаждения, ожоги, ранения, отравления, наряду с сугубо характерными только для них последствиями, вызывают ряд однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций.

  В 1956 году, спустя двадцать лет после своей  первой публикации, Г. Селье дал такое  определение стресса: «Неспецифический ответ организма на любое требование, которое к нему предъявляется». Это  значит, что при различных экстремальных ситуациях внешне поведенческий ответ личности каждого человека будет разным, в то время как внутренний физиологический ответ будет одинаковым и выразится в трех стадиях развития стресса.

  Г. Селье (1966) показал независимость процесса приспособления организма человека от характера воздействия или экстремальности. Воздействующие факторы (стрессоры) могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей они вызывают в организме человека однотипные изменения, обеспечивающие адаптацию. Совокупность характерных стереотипных общих ответных реакций организма на действия раздражителей самой различной природы, реакций, имеющих прежде всего защитное значение, была обозначена Г. Селье «как общий адаптационный синдром»8. Он имеет определенные и хорошо известные стадии:

  1) тревоги,  во время которой сопротивление  организма понижается (фаза шока), а затем включаются защитные  механизмы;

  2) сопротивления (фаза адаптации), когда напряжением систем функционирования организма достигается его приспособление к новым условиям, предъявляющим повышенные требования;

  3) истощения,  в которой выявляется несостоятельность  защитных механизмов организма  и нарастает нарушение согласованности жизненных функций, наступает их рассогласование, дезинтеграция.

  Р. Лазарус (1970), развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничиваются физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, который предшествует ситуации, наступает заблаговременно9. При этом человек оценивает предстоящую ситуацию как угрожающе трудную. Эти разделения, конечно, несколько условны. Ответ организма человека на экстремальную ситуацию всегда цельный психофизиологический.

  Однако, некоторые  авторы, по данным Д.Н. Исаева (2004), не видят различий между стрессом и другими реакциями организма10. По мнению В.В. Суворовой (1975), трудно провести различие между стрессом и эмоциональными реакциями. К.В. Судаков (1976) считает, эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящих у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других – к изъявлению желудочно-кишечного тракта11. К действию экстремальных и повреждающих факторов наиболее чувствительным оказывается эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию.

  Соколова  Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. (1996) делят  клинические явления, обусловленные  психическим стрессом, на острые стрессовые реакции, которые возникают после  сильного травматического переживания  исключительно угрожающего характера  и завершаются в течение дней, а иногда и часов; посттравматические стрессовые расстройства, которые представляют собой затяжную, непосредственную или отставленную реакцию на подобного рода переживание; реакции адаптации, при которых прослеживается четкая связь (в том числе и временная) со стрессовым событием, влекущим за собой более или менее выраженное жизненное изменение; невротические состояния и личностные декомпенсации, при которых обычно обнаруживается зависимость от повторного или хронического воздействия стрессоров («жизненных событий»), трудно разрешимых эмоциональных проблем, интрапсихических конфликтов, длительного нарастания фрустрации и психического напряжения. При невротических состояниях и личностных декомпенсациях роль предшествовавшего опыта и особенностей личности, которые определяют индивидуальную уязвимость, наиболее выражены. Значение эмоционального стресса при этих состояниях очевидно, поскольку стресс не связан с одной конкретной и явной ситуацией, а реализуется в более широком жизненном контексте12.

Информация о работе Стресс и факторы, способствующие возникновению психосоматических расстройств