Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:50, контрольная работа
Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и даже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. «Стресс» и его виды в конфликтной ситуации…………………………………….5
2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом……………………….8
3. Соотнесите понятия и их определения:…………………………………………...12
а) аффект;
б) стресс;
в) фрустрация;
г) депрессия………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………………..15
- перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
- конфликт ролей, который возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования;
- неопределенность ролей происходит, когда работник не уверен в том, что от него ожидают;
- неинтересная работа (так, на примере исследований было доказано, что из 2 тыс. рабочих мужчин 23-х различных профессий, те, кто имеют более интересную работу, проявляют меньше беспокойства, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
- плохие физические условия такие, как шум, холод и др.;
- неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
- плохие каналы обмена информацией в организации.
Выражающиеся в отношении человека к своей профессиональной деятельности организационно-личностные факторы, которые выделили В. Зигерт и Л. Ланг:
- страх не справится с работой;
- страх допустить ошибку;
- страх быть обойденным другими;
- страх потерять работу;
- страх потерять собственное Я.
К организационно-
- неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе;
- неразрешенные конфликты;
- отсутствие социальной поддержки;
- проблемы личной жизни, связанные со здоровьем, «кризисом среднего возраста» и т.д.
Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам – пока стресс не достигает такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать. Многие люди, могут легко распознать причину стрессов путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех пор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического или физического истощения.
Таким образом, причины стресса выявить нетрудно. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Итак, нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, к примеру, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и т.п. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.
Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов формируются и для руководителей, в чьи обязанности входит снижать уровень стресса у сотрудников, и для подчиненных, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.
Программа для предотвращения стрессовых ситуаций, предназначенная руководству:
- чаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей своих работников, учитывая, что нужно поручать соответствующий объем и сложность заданий;
- не пренебрегать к четким определениям функций, полномочий и пределов ответственности работников, что может предотвратить мелкие конфликты и взаимные обиды;
- не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним основательность отказа;
- демонстрировать, как можно чаще свое доверие и поддержку подчиненным, так например, в Америке провели исследование, что сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержу начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто поддержки не замечали;
- использовать стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников;
- при неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества;
- не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения;
- не использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного;
- если же возникла необходимость кого-то покритиковать, не следует упускать из виду правил конструктивной и этичной критики;
- задумываться периодически о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов, держать в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
Программа для предотвращения стрессовых ситуаций, предназначенная подчиненным:
- если не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, следует тщательно проанализировать, насколько реальны возможность организации по улучшению этих проблем;
- обсуждать рабочие проблемы с коллегами и руководством, при этом необходимо позаботиться о том, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся;
- следует наладить эффективные деловые отношения с руководством, нужно оценить масштабы его проблем и помочь разобраться в своих; руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить;
- найти в себе силы сказать «нет», если объем поручаемой работы явно превышает возможности, при этом необходимо позаботиться о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа;
- не стесняться требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых заданий;
- обсуждать с руководством проблему несовместимости порученных дел сразу, фиксируя внимание руководства на том, что пострадает именно дело;
- искать возможность кратковременного отклонения и отдыха при напряженной работе, по данным опытов видно, что двух 10-15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности;
- необходимо помнить, что неудачи на работе редко бывают фатальными, набираться опыта на собственных ошибках – естественное право подчиненного;
- следует разряжать свои отрицательные эмоции в общественно-приемлимых формах;
- стараться не смешивать личные и служебные проблемы.
Кто же больше подвержен стрессу «сильные»
или «слабые» люди? Трудно определить,
кто из нас является «слабым», а кто «сильным».
Если исходить из того, что наиболее активный
образ жизни ведут сильные люди с высоким
уровнем притязаний, то они подвержены
стрессу в большей степени, чем слабые.
Конкретная стрессовая ситуация уникальна,
поскольку не в последнюю очередь определяется
индивидуальностью подверженного стрессам
человек (его темпераментом, характером,
стилем поведения и пр.). Кроме того, наша
восприимчивость к стрессам на работе
в не малой степени зависит от общего жизненного
фона, то есть от того насколько успешно
мы умеем выходить из стрессовых ситуаций,
порождаемых общесоциальными, семейными,
возрастными и прочими факторами. В сущности,
профессиональные стрессы – это всего
лишь один из многих видов одолевающих
нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику.
Но физиологическая природа стрессов
одна и та же. Поэтому человек, закаленный
в преодолении жизненных барьеров и неприятностей
должен успешнее других справляться и
с профессиональными стрессовыми ситуациями.
Таким образом, один из ключей к успеху
в преодолении служебных стрессов заключен
в общей жизненной стратегии индивида,
опирающейся на избранные базовые ценности
и учитывающей особенности его личности.
3. Соотнесите понятия и их определения.
а) аффект;
б) стресс;
в) фрустрация;
г) депрессия;
1. Состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
2. Состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности;
3. Эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
4. Кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.
Ответ:
а) аффект
- кратковременная и сильная
Таким образом верным является ответ 4 (кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль).
б) стресс – неспецифическая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Верным является ответ 1 (состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии).
в) фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.
Верным является ответ 3 (эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд).
г) депрессия - психическое расстройство, как правило, возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто развивается без какой-либо видимой причины.
Верным является ответ 2 (состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности).
Заключение.
Стресс – это часть повседневной жизни. Стрессы порой необходимы каждому: борьба за свои права, приготовления к празднику, преодоление трудностей, подготовка к экзамену, необходимость произвести должное впечатление при служебном разговоре – во всех этих ситуациях требуется стимуляция позитивного стресса.
Без стресса жить невозможно и даже вредно. Однако стрессоры бывают разными: стрессор – друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор – от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор – враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.
Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. Например, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.
Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.
Список использованной литературы.
1. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие учения и современное состояние проблемы. – М., 1995.
2. Г. Селье. «Стресс без дистресса». – М., 1982.
3. Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.
4. Конфликтология. / Под ред. В. В. Ратникова. – М6. ЮНИТИ, 2005.
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Знание, 1999.
6. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под. ред. В.Н. Лавриенко. – 5-е изд. - М., ЮНИТИ – ДАНА, 2003.
7. Стресс в работе менеджера / Под ред. Л.Д. Гиссена. – М., 1994.
8. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М., 1975.
9. Тарасов А.Н. Социально-психологические
особенности функционирования службы
персонала в современных условиях: Учебное
пособие - М:. ГУУ, 2003.