Стресс и дистресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:22, реферат

Описание работы

С появлением первого живого организма на нашей планете он стал учиться приспосабливаться к окружающей его среде и естественно испытывать стрессы. Он действует на все организмы, и избежать его воздействия невозможно. В наше время техногенной цивилизации человек находится в практически непрекращающемся стрессе, на нас постоянно воздействуют различные стрессоры, будь то неблагоприятные условия среды, или неприятности на работе и личной жизни. Каждое из этих воздействий может быть расценено субъектом как стресс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Стресс как явление. Основные понятия…………………………………………5
Физиологический аспект…………………………………………………………..8
Психологический аспект…………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Стресс как явление.docx

— 41.43 Кб (Скачать)

В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических  основ стресса и степени его  влияния на нашу деятельность, выяснение  механизмов его возникновения и  развития. Поэтому правильное понимание  положительных и отрицательных  сторон стресса, их адекватное использование  играет важную роль в сохранении здоровья человека, создания условий, для проявления его творческих способностей, а так  же плодотворной и эффективной деятельности в постоянно изменяющемся социуме.

В зависимости от механизмов возникновения стресса различают  два его вида: физиологический  и психологический. Несмотря на условность, такая дифференциация позволяет  учитывать, к каким характеристикам  субъекта преимущественно адресуются стимулы – биологическим или  психологическим. С этой точки зрения можно выделить физиологические  и психологические стрессоры.

Первые в своём биологическом  влиянии на индивида превосходят  некоторые средние, оптимальные  величины, что ведёт к нарушению  равновесия внутренней среды организма  и угрожает его гомеостазису. Таким  образом, физиологические стрессоры  превышают адаптационные возможности  индивида и связаны с характеристикой  его как организма.

Психологические стрессоры  затрагивают психологические структуры. Их анализ требует учёта эмоциональных, потребностно-мотивационных, волевых, темпераментальных, характерологических особенностей личности, её опыта.

Дифференциация физиологических  и психологических стрессоров основывается на том, что они “запускают” разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряжённости. Однако в  действительности воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный, комбинированный  характер, вовлекая одновременно и  физиологические и психологические  процессы.

Физиологический аспект

Одним из первых начал изучать  влияние стресса на организм человека, канадский физиолог Ганс Селье. В  Праге, работая в университетской  клинике инфекционных заболеваний, Селье обратил внимание на то, что  первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы; различия проявляются  спустя несколько дней, а начальные  симптомы (слабость, температура, снижение аппетита) во всех случаях одни и  те же.

Тогда же он стал разрабатывать  свою гипотезу общего адаптационного синдрома (в первые она была описана  Селье в 1936 году), впоследствии синдрома биологического стресса, согласно которой  болезнетворный фактор (в случае инфекционного  заболевания - микроб) обладает своеобразным «пусковым» действием, включает выработанные в процессе эволюции механизмы, которые  являются важнейшей составной частью развёртывания картины заболевания.

Занявшись исследованием  этих механизмов, Селье пришел к  формулировке более универсальной  концепции стресса. При изучении механизмов стресса были обнаружены факты фундаментального значения, в  частности выяснена роль гормонов в  стрессовых реакциях, и тем самым  установлено их участие в неэндокринных заболеваниях.Изучая в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу, Селье убедился, что принципы защиты на уровне клетки в основном приложимы также к человеку и даже к целым сообществам людей.

Итак, по Селье; «Стресс есть неспецифический ответ организма  на любое предъявленное ему требование».

Под словом неспецифический  подразумевается то, что каждое предъявленное  организму требование имеет своё специфическое или своеобразное значение для данного организма, то есть на морозе мы дрожим, что бы выделить больше тепла, а наши кровеносные  сосуды кожи сужаются для уменьшения потери тепла с поверхности тела. На солнцепёке мы потеем, испарение  пота охлаждает нас. При физических нагрузках предъявляются повышенные требования к мускулатуре и сердечно – сосудистой системе. Мышцы нуждаются  в дополнительной энергии для  выполнения работы, поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц и  таких примеров множество. Любое  требование предъявленное организму  требует специфической настройки  или адаптации под это конкретное требование, однако в организме происходит и комплекс одинаковых приспособленческих реакций к этим различным специфическим  требованиям.

С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно  справиться с помощью двух основных типов реакций:

Если в организм введён яд, бегство не возможно, но реакция  всё равно может быть двух типов: либо химическое разрушение яда, либо мирное сосуществование с ним. Равновесие устанавливается путём выведения  яда из тела, либо организм научается  игнорировать яд.

Природа предусмотрела множество  способов , с помощью которых приказы  атаковать или терпеть яд передаются нашим клеткам на химическом языке. Биохимические исследования стресса  показали, что эти два типа реакций  во внутренне среде нашего организма  обеспечиваются двумя же типами химических сигналов или нервных импульсов: борьба обеспечивается выделением кататоксических агентов, которые химически стимулируют выработку разрушительных ферментов, активно атакующих возбудителя болезни, ускоряя его гибель, а пассивная реакция обеспечивается выделением синтоксических агентов действующих как транквилизаторы (успокоители), создающих состояния пассивного терпения, то есть мирного сосуществования с вторгшимися чужеродными веществами (кортикоидные гормоны типа кортизона), это касается сохранения нашего гомеостазиса, а применительно к нашей деятельности в жизни человек должен сам решать, какую реакцию избрать исходя из оценки наличной или прогнозируемой ситуации.

Ганс Селье выделил 3 фазы общего адаптационного синдрома (О.А.О) или синдрома биологического стресса (динамика стресса):

  1. Стадия тревоги – это мобилизация адаптационных возможностей организма. Автор концепции предположил ограниченность адаптационных возможностей организма. Ограниченность адаптации проявляется уже на первой стадии стрессовой реакции. Организм меняет свои характеристики, будучи подвергнут стрессу, но сопротивление его недостаточно и если стрессор сильный (тяжёлые ожоги, крайне высокие или крайне низкие температуры ), смерть может наступить в течении первых часов или дней, но если организм сумел адаптироваться к стрессору, он переходит в следующую стадию.(Увеличение и повышенная активность коры надпочечников, сморщивание или атрофия вилочковой железы (тимус) и лимфатических узлов, появление язвочек желудочно-кишечного тракта). Стадия тревоги разделяется на две фазы: а) шока – начало воздействия стрессора (По мнению Л.А. Китаева-Смыка длится 48 часов), б) противошока – активация нервной системы, собственно мобилизация адаптационных возможностей организма (в среднем составляет 11 суток).
  2. Стадия сопротивления (резистентности или адаптации). Если действие стрессора совместимо с возможностями адаптации, организм сопротивляется ему, сбалансировано расходуя адаптационные резервы. Признаки реакции тревоги практически исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного, но в виду того, что адаптационные резервы ограниченны и если стрессор продолжает воздействовать достаточно для данного организма долго и нет возможности снять воздействие или уменьшить его интенсивность наступает третья стадия. Продолжительность стадии в десятки раз больше чем первой, в зависимости от интенсивности стрессора и запасов адаптационной энергии индивида.
  3. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает.

Роберт С. Элиот доктор медицинских наук, работающий в американском Институте медицины стресса, считает, что сердечные приступы, следствие  фатальных изменений в сердечно - сосудистой системе, повреждения сердечных  тканей и артерий. Тридцати летний опыт работы в области кардиологии  позволил ему сделать выводы о  том, что внезапные сердечные  приступы, от которых умирает около 520 тысяч американцев ежегодно, есть результат стрессовых воздействий. Исследования Р.С. Элиота показали, что  при современной физической и  психологической нагрузках у  каждого пятого человека имеются  отклонения от нормы кровяного давления. На основании этого он выявил категорию  «взрывных» людей. Постоянное повышенное кровяное давление ведёт к коронарной недостаточности и делает реальным риск возникновения смертельного сердечного приступа (сердечного удара). При стрессе  повышается уровень холестерина  в крови. Показателем здоровья человека является величина кровяного давления в момент повышенной активности организма, поэтому обследование в кабинете врача не может выявить степень  риска сердечного заболевания. Установлена  прямая связь между стрессом, нарушениями  иммунной системы и раком. На современном  уровне медицины можно выявить склонность к гипертонии задолго до того, как  болезнь проявит себя. Элиот как  последователь Г. Селье выделяет два вида реакций на стресс. Первый вид выглядит так: пытаясь овладеть ситуацией при воздействии стрессора, организм подготавливается либо к сопротивлению, либо к пассивной сдаче. Это время  опасности, сердце гонит кровь быстрее  и с большей силой, кровяное давление резко возрастает, лёгкие потребляют больше кислорода. В это время  нашему мозгу требуется больше адреналиноподобных веществ – катехоламинов. Катехоламины, производные пирокатехина. Природные  катехоламины (адреналин, норадреналин, дофамин) — медиаторы нервной  системы, первые два — гормоны  надпочечников животных и человека. Участвуют в обмене веществ и  приспособительных реакциях организма, обеспечивая гомеостаз. При физическом и психическом напряжении (стрессе), некоторых болезнях содержание катехоламинов  в крови и моче резко возрастает. Мы либо решаемся противостоять опасности, либо нет. Причём не важно, что это  за ситуация – поиск ли пищи в  пустыне, попытка ли предотвратить  столкновение со встречным поездом  или необходимость правильно  составить документ. Способность  бороться или не бороться зависит  от специфики вашей личности.

Вторым видом реакции  на стресс является хроническое беспокойство, в результате чего организм подготавливается к долговременным изменениям. Исследования показали, что это наиболее частая реакция на стихийное бедствие, истощение  жизненных ресурсов, любой вид  конфронтации и недовольства собой. Беспокойство является биологической  реакцией организма на потерю самоконтроля, и в современном обществе этот вид реакции может иметь самые  неприятные последствия.

Во время тревоги усиленно выделяется кортизол. Под его воздействием кровяное давление медленно и неуклонно  растёт, ощущается нехватка соли, увеличивается  кислотность желудочного сока, поскольку организму требуется больше калорий. В кровь поступают высокоэнергетичные жиры и перерабатывающие ферменты. Иммунная система ослабевает, активность половых и других вторичных гормонов подавляется. Организм подготавливается к долгой перегрузке. Для большинства людей реальные физические опасности или условия выживания – весьма редкие явления, тем не менее, люди «взрывной» категории сильно реагируют на любой стрессор – так, будто постоянно подвергаются нападению тигров или им грозит неминуемая смерть от голода. Самые обыденные происшествия дают у них резкий скачок кровяного давления.

Избыток катехоламинов в  крови может приводить к повреждению  сердечных тканей. Повреждения, вызванные  катехоламинами наблюдаются у 86% умерших от сердечного приступа.

Психологический аспект

Стресс – является давлением  или напряжением испытываемым человеком. Дистресс – это чрезмерный стресс с обязательным ухудшением адаптации  организма к среде и с обязательным же сопровождением отрицательными эмоциями. Ганс Селье говорит о том что, действие должно быть завершено, иначе  дистресс. По Селье «Главный источник дистресса – в неудовлетворённости  жизнью и в неуважении к своим занятиям…». Эустресс – это положительный стресс без нарушений адаптации организма и в присутствии положительных эмоций.

Многолетние исследования психического стресса подтвердили общность физиологических  изменений, возникающих при физиологическом  и психическом стрессе, и в  то же время позволили говорить о  некоторых важных различиях в  механизмах их формирования.

Само понятие психологический  стресс было введено Р.Лазарусом, он считал, что психологический стресс – это состояние чрезмерной психической  напряжённости и дезорганизации поведения, которое развивается  в результате угрозы или реального  воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера. Дж. Эверилл считает сущностью  стрессовой ситуации утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П.Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут  появиться нарушения адаптации». Ю.С. Савенко определяет психический  стресс как «состояние, в котором  личность оказывается в условиях, препятствующих её самоактуализации».Анализ психологического стресса требует учёта как значимости ситуации для субъекта, так и его личностных характеристик. Стресс в значительной степени является продуктом образа мысли и оценки ситуации, знания собственных возможностей, степени обученности способам управления и стратегии поведения в стрессовой ситуации. Психологический стресс представляет собой, прежде всего состояние тревоги за жизнь, здоровье, успех, благополучие.

В качестве стрессовой может  быть признана только такая реакция  индивида, которая достигает пороговых  уровней его психологических  и физиологических возможностей.

Принято различать две  разновидности психологического стресса:

  1. Стресс информационный.

  1. Стресс эмоциональный.

Наиболее полно процессы зарождения, развития и проявления этого вида стресса представлены в когнитивной теории стресса  Р.Лазаруса.

Основу этой теории составляют положения о роли субъективной познавательной оценки угрозы неблагоприятного воздействия  и своей возможности преодоления  стресса. В отличие от физиологической  высоко стереотипизированной стрессовой реакции на вредность, психический  стресс является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Угроза рассматривается как состояние  ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и  стимулов. «Вредоносные» свойства условий  или стимулов оцениваются по характеристикам  интенсивности воздействия, степени  неопределённости значения стимула  и времени воздействия, а также  ресурсов индивида по преодолению такого воздействия. Этот вид стресса отличается от других тем, что в структуре  развития этого состояния присутствует наличие опосредующей переменной - угрозы, то есть сведений, символов, предвосхищающих  будущее столкновение человека с  какой-то опасной для него ситуацией. Процессы оценки угрозы, связанные  с анализом значения ситуации и отношением к ней, осуществляются на основе преобразования текущей и прошлой информации об особенностях неблагоприятного события, предвосхищения характера его развития и проявления.

Различают три типа стрессовых оценок:

  1. Травмирующая потеря, утрата (реальная, ожидаемая) чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть близкого человека, потеря работы и т.д.).
  2. Угроза воздействия, которая требует от человека способностей (возможностей), превышающих те, которыми он владеет.
  3. Сложная задача, проблема, ответственная и потенциально рискованная ситуация.

Стресс эмоциональный.                                                                                      Представления об эмоциональном (психическом) стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Если физиологический стресс возникает вследствие адаптации организма к изменившимся условиям, то при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложные психические процессы, включающие в себя эмоционально волевую, и потребностно-мотивационную сферы. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта, личностных особенностей и психического состояния представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора. Изменение поведения при стрессе является специфическим и более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные функциональные показатели.

Информация о работе Стресс и дистресс