Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

     

    Функции конфликта разделяются как на позитивные, так и на негативные. Начнем с негативных: 
     
    ·                   Разрушение, изоляция либо подавление субъекта конфликта; 
    ·                   Деформация отношений между субъектами, временное нарушение стабильности; 
    ·                   Истощение материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов. 
     
    К позитивным относят: 
     
    ·                   Конфликт – это отражение объективных процессов, происходящих в различных межличностных взаимодействиях; 
    ·                   Конфликт – важный источник развития личности, группы, межличностных отношений; 
    ·                   Конфликт – сигнал к изменениям (требуется определить поля напряжения, неблагополучия, рассогласование целей, интересов и т.д.); 
    ·                   Конфликт – стимулирование общественных процессов, способствование общественному прогрессу. 

3. Типы конфликтных  личностей

Конфликтная личность - это личность, стремящаяся к разрешению противоречий жизнедеятельности и взаимодействия с помощью конфликтных действий. 

Обобщая исследования психологов, можно сказать, к чертам характера и особенностям  поведения человека, характерным для конфликтной личности могут быть отнесены следующие:  

- неадекватная самооценка  своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том,  и другом случае она может  противоречить адекватной оценке окружающих – и почва для возникновения конфликта готова;

- стремление доминировать  во что бы то ни стало  там, где это возможно и невозможно;

- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть  устаревшие традиции;

- излишняя принципиальность  и прямолинейность в высказываниях  и суждениях, стремление во  что бы то ни стало сказать  правду в глаза;

- определенный набор  эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство,  раздражительность.

Существует также классификация конфликтных личностей.

 
Тип конфликтной личности Поведенческие характеристики
Демонстративный Хочет быть в  центре внимания. Любит хорошо выглядеть  в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.
Ригидный Подозрителен. Прямолинеен и негибок. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Выражение недоброжелательности со стороны окружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо  предсказуемым поведением, часто  ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало уроков.
Сверхточный Скрупулезно относится  к работе. Предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь болезнями (бессонница, головные боли и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«Бесконфликтный» Неустойчивая  оценка в мнениях. Внутренне противоречив. Обладает легкой внушаемостью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков как своих, так и окружающих.
 

 

 

 

    4.                Стратегии поведения в конфликте 

Специалистами разработано  немало рекомендаций, касающихся различных  аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.

Рассмотрим, прежде всего, поведение человека в конфликтной  ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте.

Суть ее состоит  в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

- адекватности восприятия  конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;

- открытости и  эффективности общения, готовности  к всестороннему обсуждению проблем,  когда участники честно высказывают  свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации,

- создания атмосферы  взаимного доверия и сотрудничества.

 
В конфликте каждый участник оценивает  и сравнивает свои собственные интересы и интересы оппонента, анализируя ответы на следующие вопросы: что я могу  выиграть, а что потерять, так ли важен предмет спора моему противнику. Базируясь на своих ответах, он отдаст предпочтение той или иной стратегии поведения (уход, компромисс, уступка, сотрудничество или принуждение). Часто отражение этих интересов происходит на подсознательном уровне, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии очень эмоционально и непредсказуемо. 
 
Важное место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает значимость для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного соперника межличностные отношения с другим соперником (дружба, партнерство, любовь и т.д.) безразличны, то его поведение в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, если субъект ставит превыше всего межличностные отношения, то, как правило, это является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

 
 
Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристика выбираемого поведения. Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В модели Томаса—Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта  на свои интересы и интересы противоположной  стороны. 
 
 

К.У. Томасом и  Р.Х. Килменном были разработаны  основные наиболее приемлемые стратегии  поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально. 

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве, с другой стороной, и стремящийся в первую очередь, удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:

- исход конфликта  очень важен для вас и вы  делаете большую ставку на  свое решение возникшей проблемы;

- обладаете достаточной  властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

- чувствуете, что  у вас нет иного выбора и  вам нечего терять;

- должны принять  непопулярное решение и у вас  достаточно полномочий для выбора  этого шага;

- взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

Однако следует  иметь в виду, что это не тот  стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так  как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его  также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждаете принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Для разрешения конфликта  этот стиль можно использовать в  следующих ситуациях:

- необходимо найти  общее решение, если каждый  из подходов к проблеме важен  и не допускает компромиссных  решений;

- у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

- основной целью  является приобретение совместного  опыта работы;

- стороны способны  выслушать друг друга и изложить  суть своих интересов;

- необходима интеграция  точек зрения и усиление личностной  вовлеченности сотрудников в деятельность.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу.

Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят  одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.  Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы.  При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в  следующих ситуациях:

- обе стороны имеют  одинаково убедительные аргументы  и обладают одинаковой властью;

- удовлетворение  вашего желания имеет для вас  не слишком большое значение;

- вас может устроить  временное решение, так как  нет времени для выработки  другого, или же другие подходы  к решению проблемы оказались  неэффективными;

- компромисс позволит  вам хоть что-то получить, чем  все потерять.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Стиль уклонения  можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:

- источник разногласий  тривиален и несущественен для  вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

- знаете, что не  можете или даже не хотите  решить вопрос в свою пользу;

- у вас мало  власти для решения проблемы  желательным для вас способом;

- хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;

- пытаться решить  проблему немедленно опасно, так  как вскрытие и открытое обсуждение  конфликта могут только ухудшить  ситуацию;

- подчиненные сами  могут успешно урегулировать конфликт;

- у вас был трудный  день, а решение этой проблемы  может принести дополнительные  неприятности.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности, уход или отсрочка, может быть,  вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.

Стиль приспособления (уступка) означат, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны, и не очень существен для вас, или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может быть применен в следующих  наиболее характерных ситуациях:

- важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

- предмет разногласия  не важен для вас или вас  не особенно волнует случившееся;

- считаете, что лучше  сохранить добрые отношения с  другими людьми, чем отстаивать  собственную точку зрения;

- осознаете, что  правда не на вашей стороне;

- чувствуете, что  у вас недостаточно власти  или шансов победить.

     
    Из изложенного можно сделать  вывод, что ни одна из приведенных  стратегий поведения в конфликте  не является наилучшей - каждая из них в отдельности может привести к положительному результату, когда используется в зависимости от конкретных обстоятельств. Человек, владеющий всеми стратегиями и умеющий их применять по назначению, будет более успешным в общении и в жизни. Напротив, если же человек преимущественно использует только одну или две из этих стратегий, то у него могут возникать серьёзные трудности, т.к. универсального способа реагирования не существует.  
     

Информация о работе Стратегии поведения в конфликтных ситуациях