Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Социальная неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности, власти, престижа приводят к обострению общественных противоречий и конфликтам. Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Введение. 

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. 

Конфликты всегда были неотъемлемой частью жизни общества.

  Социальная неоднородность  общества, различия в уровне доходов,  собственности, власти, престижа  приводят к обострению общественных  противоречий и конфликтам. Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

  Возникший  конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт  имеет кумулятивную природу, т.е.  каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

    Рассмотрим события, предшествующие конфликту. Очевидно, что здесь можно выделить две группы явлений: объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны – люди, имеющие определенные интересы. Собственно, это и есть структура противоречия, пока что не перешедшего в конфликт.

    Под конфликтной ситуацией следует понимать такое совмещение человеческих интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами.

    В межличностном конфликте большое значение имеет характер восприятия конфликтной ситуации сторонами. Реагируя на сложившуюся ситуацию, человек действует в соответствии с особенностями своего характера и взглядами. Именно этим объясняется, что в одной и той же ситуации разными людьми (и группами) совершаются разные, порой противоположные поступки. Понятно, что именно взаимодействие конкретной ситуации и свойств личности и способно вызвать конфликт (или уберечь от него). 
   Различия, связанные с принадлежностью людей к разным характерологическим типам часто является причиной конфликтов на базе взаимного непонимания, расхождения интересов, ценностей и подходов к разрешению возникающих проблем. Следует отметить, что поведение в конфликте связано с сильной фрустрацией, стрессовым состоянием его участников. В такой ситуации психического напряжения могут совершаться поступки немыслимые в нормальной обстановке. Поведение людей подвержено влиянию сильнейших негативных эмоций, таких, как гнев, ярость.  
Трудно сказать почему, но конфликт способствует проявлению худших черт из тех, которыми мы обладаем.

Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения в конфликтной ситуации не до конца изучена и понятна людям. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести в конфликтной ситуации, а также предупредить  или разрешить конфликт.

 Это актуально  в педагогическом процессе, в  семейной жизни, то есть, в любой  ситуации, где происходит взаимодействие  людей.

Проблема  исследования: стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Целью исследования данной работы является  изучение стратегий поведения личности в конфликтных ситуациях

Для достижения цели мною были выдвинуты следующие  задачи:

1. проанализировать причины возникновения конфликтных ситуаций

2. изучить этапы  прохождения и  функции конфликтов

3. рассмотреть типы конфликтных личностей

4. изучить поведение личности в конфликтной ситуации

5. установить влияние темперамента на выбор стратегии поведения в конфликте.

6. выявить способы предупреждения и разрешения конфликтов

Объектом  исследования является поведение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. «Конфликтология» Анцупов А. Я., Шипилов А. И. . 3-е изд. СПб.: Питер, 2007.
  2. «Юридическая конфликтология» http://konf.org.ua
  3. «Аналитика конфликта», Светлов В. А. .СПб., «Росток», 2001
  4. «Психология конфликта», Гришина Н.В.
  5. wikipedia.org
  1. «Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как  мы живем, работаем и любим», Отто Крегер, Дженет Тьюсон
start="7"

 «Темперамент. Характер. Личность»,  Симонов П. В., Ершов П. М 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.         Понятие и причины возникновения конфликта 
 
Первоначально, хотелось бы дать определение конфликта. В связи с тем, что их существует большое количество, представлю только самые распространенные.  
 
Конфликт – борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.[1] 
 
В данном определении достаточно четко выявлены цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы. 
 
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. 
 
В этом определении больше внимания уделяется предмету столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным. 
 
Несколько позднее было предложено такое представление конфликта: конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Чтобы лучше разобраться  с понятием конфликта, желательно ознакомиться с понятием конфликтной ситуации. 
 
Итак, конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реальных противоречий в интересах и потребностях сторон. 
 
Часто именно объективные противоречия лежат в основе конфликтной ситуации, но иногда хватает какой-либо мелочи: невпопад сказанного слова, мнения, т.е. инцидента — и конфликт может начаться. 
Конфликтная ситуация предполагает наличие объекта конфликта и его участников (субъектов конфликта).

Итак, налицо объект и участники конфликта, т.е. существует конфликтная ситуация. Но это только необходимые условия существования конфликта. Для того чтобы он произошел, нужно соответствующее действие со стороны оппонентов (столкновение, недоразумение, происшествие), называемое инцидентом. Следовательно, конфликт может возникнуть при условии, когда инцидент, будучи поводом, инициирует конфликтную ситуацию.

 
Инцидент (повод) - активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны. 
Инцидент может произойти как по инициативе оппонентов, так и независимо от их воли и желания вследствие каких-либо объективных обстоятельств. Таким образом, конфликт состоит в таком преобразовании исходной конфликтной ситуации, при котором одной из конфликтующих сторон удается достичь своей цели и двигаться в избранном направлении.

 
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы: 
 
-                значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия; 
-                преобладание личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон. 
-                наличие препятствия, которое сооружает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность); 
 
В конфликтной ситуации уже можно с существенной степенью вероятности определить возможных участников будущего конфликта — субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта. 
 
В качестве субъекта конфликта можем отметить личность, группу или даже отдельную организацию. 
 
Важно упомянуть, что оппоненты должны иметь возможность действовать, выражая свои собственные интересы, а не интересы третьих лиц, т.е. не быть удобным оружием в чьих-либо руках. Иначе мы уже не сможем говорить о конкретных, отдельных личностях. 
 
Объектом конфликта становится то, чем пытается завладеть каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другого возможности достичь своих целей. ). Объектом конфликта, способствующею возникновению и развитию конфликтной ситуации, могут быть власть, ресурсы, слава и т.д. Важным условием существования конфликтной ситуации является неделимость объекта конфликта. Участники конфликта стремятся достигнуть собственных целей, видя в оппоненте (возражающий, противник в споре) препятствие, которое необходимо преодолеть. Для этого в конечном счете используется конфликт как способ, так или иначе устраняющий преграду.

 
Конфликтная ситуация — состояние  достаточно подвижное, неустойчивое, легко может измениться под воздействием любого из составляющих элементов: взглядов оппонентов, отношений объект— оппонент, при подмене объекта конфликта, появлении условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказе одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др. 

История развития человечества однозначно свидетельствует о невозможности  бесконфликтного развития общества.

Источники и причины конфликтов. Источниками конфликтов являются сами люди, поскольку среди них наблюдается огромное разнообразие потребностей, точек зрения, привычек, жизненных приоритетов и целей. По мнению специалистов понятие «психически здоровый человек» весьма условно. Среда обитания, особенно в крупных мегаполисах, в которых приходится жить людям, напряженный ритм работы, реальная угроза безработицы и другие причины могут создавать неблагоприятный фон для существования. Это порой негативным образом сказывается на внутреннем состоянии человека .

 
Таким образом, можно сформулировать признаки конфликта
 
·                   существование ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; 
·                   неделимость объекта конфликта, т.е. предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; 
·                   стремление участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей. 
 

Причины конфликтов. 
 
Причины, вызывающие конфликты, так же различны, как и сами конфликты. Очень важно выяснить объективные причины и их восприятие индивидами. 
Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрупненных групп: 
 
-                   Факторы отношений (различия в образовании социальном, культурном); 
-                   Поведенческие факторы (излишне вербальное и невербальное давление, угроза безопасности и т.д.) 
-                  Информация (неполная, неточная, дезинформация, слухи, сплетни, умышленно или случайно скрытая информация); 
-                   Ценностные факторы (убеждения, верования, модели поведения и т.д.); 
-                 Инструментальные факторы (отсутствие механизмов разрешения противоречий и т.д.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.         Этапы  прохождения и функции конфликта.

 
В протекании конфликта как процесса можно выделить пять основных стадий: 
 
1.                Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Возникать конфликтная ситуация может из-за разногласий субъектов социального взаимодействия и являться предпосылкой конфликта. 
 
2.                Осознание объективной конфликтной ситуации хотя бы одним из участников. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, грубые и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, уменьшение контактов с ним и т. д. 
 
3.                Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит в наступление (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом понимает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные шаги против инициатора конфликта. 
 
4.                Развитие открытого конфликта. На этой стадии участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают свои требования. В тоже время они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта. 
 
5.                Разрешение конфликта. В зависимости от сути конфликта, разрешение его может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, разъяснение и т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).  
 
Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. 
 
Основными фазами конфликта являются: 
 
1. Начальная фаза: 
 
-       возникновение разногласий; 
 
2. Фаза подъема: 
 
-       нарастание напряженности; 
 
-       конфликтное взаимодействие; 
 
3. Пик конфликта: 
 
-       эскалация конфликта; 
 
4. Спад конфликта: 
 
 
 
Соотношение фаз и этапов конфликта. 

 
Фаза конфликта
 
Этап конфликта
 
Возможности разрешения конфликта (%)
 
Начальная фаза
 
Возникновение и развитие конфликтной  ситуации;осознание конфликтной  ситуации..
 
92%
 
Фаза подъема
 
Начало открытого конфликтного взаимодействия
 
46%
 
Пик конфликта
 
Развитие открытого конфликта
 
Менее 5%
 
Фаза спада
 
-
 
Около 20%

Информация о работе Стратегии поведения в конфликтных ситуациях