Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:28, реферат
Довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Принимая во внимание выше сказанное, можно сделать вывод, что заведующий детским садом, методист и социальный педагог должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).
1. когда остаешься
один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то людей;
7. мамы или папы;
8. того, что они тебя накажут;
9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея,
Змея Горыныча, чудовищ (у школьников к
этому
списку добавляются страхи Невидимок,
Скелетов, Черной Руки, Пиковой Дамы - вся
группа этих страхов обозначена как страхи
сказочных персонажей);
10. опоздать в сад (школу);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи
животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения
(страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной, маленькой комнате, помещении,
туалете, переполненном автобусе, метро
(страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то
внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь
при этом)."
Еще два страха - сделать
что-либо не так, неправильно (плохо - у
дошкольников) и не успеть - можно
определить дополнительно. Вместе со страхом
опоздать (№ 10) подобная триада страхов
безошибочно укажет на наличие социальной
тревожности как повышенного фона беспокойства.
Это может быть и нормой, но не раньше 8-9
лет и при отсутствии навязчивых опасений
и сомнений на данный счет.
Всего в основном списке 29 различных страхов.
В качестве единицы отсчета используется
среднее число страхов, которое сопоставляется
с аналогичным числом, полученным от деления
суммы всех страхов в соответствующей
возрасту вашего ребенка контрольной
группе на число опрошенных нами в ней
детей и подростков. Всего было опрошено
2135 детей и подростков от 3 до 16 лет, из
них 1078 мальчиков и 1057 девочек. В среднем
по каждому году было 83 мальчика и 81 девочка.
Полученные данные представлены в виде
таблицы.
Таблица. Среднее количество страхов.
|
Мы видим существенное увеличение
числа страхов в старшем
Теперь сопоставим количество страхов в конкретном случае с контрольным количеством страхов в таблице. Например, число выявленных страхов у 6-летнего мальчика составило 12, в то время как в таблице оно равняется 9. Из этого следует, что ребенок обнаруживает большее число страхов, чем большинство его сверстников, и на это необходимо обратить внимание.
Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие невроза или тревожности в характере и актуальность их устранения, наряду с более критичным подходом к своим отношениям с детьми, собственным страхам и тревогам.
Следует помнить, что тревожность как диффузное чувство беспокойства ослабляет выраженность большинства страхов, контуры которых становятся менее определенными, более размытыми. Обратная картина - когда страхов мало, но они четко сфокусированы, как это бывает при навязчивых страхах-фобиях, способных вобрать в себя весь заряд отрицательной энергетики остальных страхов.
Если не брать
клинических случаев
Откуда берутся страхи???
Дети боятся
громких и резких звуков, особенно
внезапных, боятся быть неожиданно разбуженными,
боятся, если кто-нибудь неслышно подкрадывается
сзади. В принципе, эти страхи легко
объяснить врожденным инстинктом самосохранения.
Но как быть с другими страхами?
Дети могут увидеть страшное в самом невинном
предмете и испугаться чего угодно. Причем
многие страхи кажутся ни с чем не связанными
и ничем не объяснимыми.Дети перенимают
страхи от, родителей. Если мама боится
собак, очень велик шанс, что и ребенок
будет их бояться. То же самое относится
к страху перед грозой и многому другому.
Дети тревожных мам, готовых во всем вокруг
видеть потенциальную опасность для своего
малыша, вырастают сверхосторожными и
боязливыми. А все потому, что на каждом
шагу мама предупреждает их: "Осторожно!
Машина! Внимание! Собака! Осторожно!..."
И ребенок привыкает жить в тревоге, подсознательно
все время, ожидая какой-то опасности.
Чрезмерная опека
Детские страхи порождает и чрезмерная
родительская опека. Ребенку, растущему
в тепличных условиях, очень трудно потом
приспособиться к жизни без "защитного
скафандра", и ему везде начинают мерещиться
опасности, а на этой основе возникают
страхи. Лишение ребенка возможности познавать
мир путем проб и ошибок, стремление везде
"подстелить ему соломки", чтобы не
ушибся (как в прямом, так и в переносном
смысле), как раз и способствуют появлению
страхов.
Безразличие и
невнимание
Безразличие и невнимание к ребенку порождает
не меньше детских страхов, чем чрезмерная
опека. Это происходит особенно часто
в семьях, где ребенка "не ждали" и
не были к нему готовы. Или ждали мальчика,
а родилась девочка (и наоборот). Предоставленный
себе, лишенный эмоционального приятия,
ребенок многое понимает не так, а многого
не понимает вообще. Он начинает бояться
всего подряд, поскольку живет в каком-то
виртуальном мире, который сам себе нафантазировал.
А как иначе, если "брошенный" ребенок
целыми днями смотрел мультики и играл
один, представляя самые разные ситуации,
полуреальные-полусказочные? Он не научился
общаться с другими детьми и взрослыми.
Хорошо еще, если ему даст этот опыт посещение
детского сада. Если же ребенок "домашний",
то он и школы будет бояться, поскольку
психологически совершенно к ней не готов.
Неблагополучная
обстановка в семье
Источником страхов
может стать неблагополучная обстановка
в семье. Под такой обстановкой мы подразумеваем
конфликты между родственниками на глазах
у детей. Неполная семья также является
фактором риска возникновения страхов
у ребенка. Особенно сильная тревожность
возникает у детей, выросших в атмосфере
недоверия, эмоциональной холодности
и отчуждения между окружающими. Например,
такая ситуация складывается перед разводом,
когда родители только формально вместе,
а эмоционально они друг другу чужие. Или
в неполной семье, где ребенка воспитывают
мать и бабушка, которые до сих пор выясняют
отношения друг с другом.
Дошкольники более
чувствительны к конфликтам в
семье и тяжелее страдают от развода,
при котором чаще всего остаются без
отца.
У детей, родители которых развелись, страхов
на порядок больше, чем у их ровесников
из благополучных семей.
"Неправильное" поведение родителей.
Еще один источник
страхов напрямую связан с тем, как
родители обращаются с ребенком. Если
мы частенько кричим на ребенка, а
он не в состоянии понять свою вину, постепенно
в его душе зарождается враждебность к
нам. Поскольку ему хотелось бы продолжать
нас любить, он "переносит" свой страх
на других людей, предметы или ситуации.
Проблема заключается еще и в том, что
страх способен переходить с одной ассоциации
на другую и расширяться. Так, если ребенку,
особенно совсем маленькому, делают болезненные
уколы витамином "В", то сначала он
будет бояться шприца, потом - людей в белых
халатах, а в конечном итоге - поликлиники.
Возникновение страхов у мальчика нередко
бывает связано и со стремлением отца
вырастить из него "настоящего мужчину".
При этом почему-то подразумевается, что
настоящий мужчина ничего не боится. Хотя
на самом деле абсолютное отсутствие чувства
страха наблюдается только у людей с психическими
отклонениями. У всех остальных благодаря
страху включается инстинкт самосохранения,
и это способствует нормальному развитию.
Более того, если бы люди не действовали
вопреки страху, они бы никогда ничего
не достигли. Поэтому отец, который ведет
себя с сыном как командир, считая, что
тот обязан выполнять все, что он скажет,
как раз и вызывает у ребенка нездоровые
страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец
был им доволен. В результате он начинает
бояться быть самим собой и становится
"маленьким старичком", лишенным
непосредственности, не показывающим
своих эмоций. Эмоции у него подменяются
логическими "взрослыми" рассуждениями.
Страх несоответствия тоже закладывается
с раннего детства. Нередко мы, родители,
сами того не замечая, из лучших побуждений
внушаем ребенку мысль о том, что он не
такой, каким должен быть. Поскольку родительский
авторитет для ребенка - истина в последней
инстанции, он начинает изо всех сил стремиться
к "совершенству". Но ведь ребенок
может быть абсолютно не таким, каким нам
хотелось бы его видеть! И тогда он пытается
подстраиваться под наш идеал, теряя собственную
индивидуальность, отказываясь от себя.
Он постоянно боится не угодить нам, разочаровать
нас. Ему начинает казаться, что он хуже
всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу,
считает себя недостойным любви, во всех
неприятностях винит себя. В результате
ребенок постепенно утрачивает интерес
к жизни. Часто комплексу "несовершенства"
с его букетом подавленных страхов и постоянной
боязнью не угодить сопутствует приобретенная
бронхиальная астма. У детей со страхом
"несоответствия" приступ бронхиальной
астмы может произойти после получения
плохой оценки, также как и после того,
как кто-то назовет ребенка неумелым, или
некрасивым, или несообразительным... Они
задыхаются от собственного страха, они
просто дышать боятся.
Детские
страхи - причина "взрослых"
неудач
Часто дети никак не могут объяснить свой
страх. Тревога может возникать так часто
и настолько захватывать ребенка, что
он теряет контроль над собой. В таких
случаях возникают страхи открытых и закрытых
пространств, страх темноты. Дети начинают
бояться ножей, ножниц и иголок. Их опасения
вызывает толпа. Если ребенку становится
трудно общаться с людьми, он постоянно
боится что - нибудь сделать или сказать
не так. Ему даже кажется, что он не так
выглядит. В результате ребенок попадает
в психологическую изоляцию, из которой
ему уже трудно выбраться без посторонней
помощи.
Проблема в том, что подобная тревога
способна "тормозить" работу разных
разделов психики. И тогда ребенок оказывается
не в состоянии раскрыть свой интеллектуальный
потенциал, реализовать заложенные в его
личности способности. К тому же страх
снижает способность логически мыслить.
Другие дети начинают бояться любого открытого
проявления эмоций, что создает огромные
проблемы и способствует возникновению
комплексов в подростковом возрасте, когда
подрастающая личность просто разрывается
между разумом и чувствами.
Детская душа очень ранима. Самое плохое,
что ребенок может быстро об этой ране
забыть. И тогда она продолжит жить в нем
своей "теневой" жизнью, уходя все
глубже и глубже в подсознание, и именно
детские травмы и страхи становятся причинами
наших "взрослых" проблем и неудач.
Так, дети разведенных родителей, согласно
статистике, также во многих случаях разводятся,
и не по одному разу. Им трудно наладить
отношения с представителями противоположного
пола. А причины надо искать в травмирующих,
конфликтных и проблемных ситуациях детства.
Сложность еще и в том, что дошкольники
(от 3 до 7 лет) очень тяжело переносят развод
родителей. Им кажется, что они виноваты
в том, что папа (или в редких случаях мама)
не захотел жить вместе с ними, что с ними
что - то не так. Этот комплекс заставляет
женщин принимать роль "жертвы" в
браке, поскольку в ее подсознании записалось
чувство вины. Она изначально уверена
в том, что если в семье будут конфликты,
или муж запьет, или случится другая беда,
- вся вина лежит на ней, поэтому старается
всеми силами сохранить семью. Бывает,
что роль "жертвы" играет в браке
и мужчина, хотя мужчины чаще склонны видеть
причину всех проблем в женщине.
Неизжитые в детстве
страхи тянутся из прошлого,
как клейкие нити огромной
паутины, все больше и больше
опутывая нас, сковывая движения и препятствуя
движению вперед, препятствуя адекватному
восприятию мира.
Страхи нередко возникают у детей с повышенной
тревожностью и чрезмерно развитым воображением.
Эмоциональная чувствительность и впечатлительность
делают таких детей уязвимыми. Эти дети
- счастливые и одновременно несчастные
обладатели "тонкой кожи". Они ощущают
чужую боль как свою, они рыдают, увидев
раздавленную букашку. И признание того,
что так, увы, в реальной жизни не бывает,
дается им очень тяжело. Ни в коем случае
нельзя разрешать таким детям смотреть
фильмы ужасов и фильмы с трагическим
сюжетом, поскольку они запоминают их
и долго еще переживают увиденное. Возникающие
страхи, как правило, сохраняются длительное
время. Взрослые при этом могут даже не
подозревать о том, что творится у ребенка
в душе, так как дети не стремятся поделиться
своими чувствами, это "дети в футляре".
И "страшную"
сказку можно сделать
былью
Страхи приходят
к нам из сказок. Уж там непременно есть
если не волк, то Баба Яга, а если не Баба
Яга, то Кощей Бессмертный. Для маленьких
детей все одушевлено и все реально, потому
и страхи их также очень реальны, даже
если связаны с мифическими существами.
"Страшные" рассказы взрослых тоже
внушают детям страхи. Бесполезно говорить
ребенку, что в его комнате нет монстров.
Самое большее, во что он поверит, - в то,
что монстры спрячутся, как только вы войдете
в комнату или как только будет включен
свет. Так что лучше не читать детям на
ночь страшных сказок, а для особо впечатлительных
детей подбирать сказки, наименее травмирующие
их психику, в которых нет жутких персонажей.
Травмирующий
личный опыт
Страх порождает и неприятное событие,
происшедшее с ребенком. Например, ребенок,
который упал с качелей, может бояться
качаться на них всю оставшуюся жизнь.
А ребенок, попавший в автокатастрофу,
постарается избегать езды на машинах
и автобусах.
Работа с детскими страхами
Лучшее средство
профилактики детских страхов - взаимопонимание
родителей и детей. А это возможно
только в том случае, если родители
понимают причины происходящих в
детях возрастных перемен и в
соответствии с ними меняют свое отношение
к детским проблемам.
Для спокойствия ребенка очень важно,
чтобы родители и другие лица, имеющие
отношение к воспитанию ребенка, выработали
единые правила. В противном случае
ребенок никак не может понять, что можно,
а что нельзя, поскольку, например, с папой
можно есть мороженое на улице зимой, а
с мамой почему-то нет. С бабушкой нельзя
носиться по дому и перепрыгивать через
стулья, зато с дедом можно прыгать на
диван даже со шкафа. В общем, никак не
понять этих взрослых. Соответственно,
и другие запрещенные вещи ребенок постарается
попробовать сделать, как только окажется
вне поля зрения взрослого, который говорит,
что этого делать нельзя.
Идеальный вариант профилактики страхов - участие отца в детских играх, его присутствие в то время, когда дети учатся ходитъ. Отцы, как правило, более спокойно относятся к неизбежным падениям. Хорошо, если оба родителя одинаково ведут себя в этой ситуации достаточно хладнокровно.
Ребенка до 5 лет
нежелательно оставлять на ночь одного
в комнате. По крайней мере, мать должна
быть с ребенком рядом в момент засыпания,
почитать ему книгу, рассказать сказку,
спеть колыбельную. Тогда у него безболезненно
пройдет период, когда он особенно склонен
бояться темноты, одиночества и закрытых
пространств. Укладывать ребенка спать
лучше всего в 9 вечера, ни в коем случае
не позднее 10-ти.
За час перед сном надо перейти от энергичных
активных игр к спокойному времяпрепровождению,
иначе перевозбужденный ребенок просто
не в состоянии будет уснуть. Точно также
ребенок не сможет уснуть, если уложить
его слишком поздно. Он будет одновременно
испытывать и перевозбуждение, и усталость,
а в результате ему может присниться какой-нибудь
кошмар.
Лучшая профилактика страха засыпания
и кошмарных снов - дать ребенку нагуляться
и наиграться днем в активные игры, набегаться
и напрыгаться. Тогда вечером он уснет,
как только его голова коснется подушки.
И если в комнате, где он спит, не будут
выяснять отношения или смотреть фильмы
ужасов, пусть даже и на минимальной громкости,
то ребенок прекрасно выспится, встанет
утром бодрым и в прекрасном настроении.
Почти никогда
не видят кошмарных снов и не страдают
от навязчивых страхов дети, уверенные
в себе и своих силах. Таких детей,
конечно, могут критиковать и наказывать,
но не забывают и хвалить. Родители с удовольствием
подчеркивают их достижения, будь то первые
пять шагов подряд без опоры и без падения,
красиво нарисованная картинка или решенная
задача. Дети постоянно слышат в свой адрес:
"Молодец! Как у тебя хорошо получается!"
Им доверяют такие "взрослые" дела,
как ответ на телефонный звонок, передача
денег водителю за проезд, мытье посуды
или покупка упаковки сока. А потом благодарят
за выполненное задание и радуются, что
в доме есть такой помощник или помощница.
На неудачах внимания не заостряют. Купил
вместо апельсинового сока яблочный? Ничего,
этот тоже вкусный, только в следующий
раз будь, пожалуйста, внимательнее. Разбилась
тарелка? К счастью! Ребенок ощущает себя
сильным, умелым и полезным членом семьи.
На такой почве страхи не растут, а если
и появляются какие-то случайные, ветром
занесенные, то чахнут на корню.
Меньше подвержены страхам дети, которым
родители дают свободу, в том числе и свободу
принятия решений, с которыми проводят
достаточно много времени, играют, ходят
на прогулки, в театры, парки аттракционов,
которых принимают и любят такими, какие
они есть, со всеми их недостатками и несовершенствами.
Самое важное - не
отмахиваться от детских
страхов, а относиться
к ним с вниманием и
пониманием.
Ребенок не перестанет бояться темноты,
даже если вы сто раз повторите ему, что
в квартире нет ничего опасного и страшного.
Ему страшно, и точка. Никакая логика тут
не поможет, страх иррационален по своей
природе. Если ребенок боится привидений
и поэтому не может заснуть, приобретите
на рынке пару симпатичных веников (в хозяйстве
пригодятся - не дома, так на даче) и вечером
уточните у малыша, где именно прячется
привидение. Скорее всего, оно прячется
в большом шкафу. Откройте шкаф, старательно
"поработайте" там веником, приговаривая:
"А ну-ка, противное привидение, выходи
из шкафа и улетай из нашего дома, не то
мы тебя вениками отшлепаем! И не вздумай
возвращаться!" Попросите ребенка помочь,
а когда он подключится, не забывайте повторять:
"Не смей пугать моего сыночка (доченьку),
живи себе в лесу, а тут наш дом, тут тебе
не место!" Выметите вениками подоконник,
откуда "улетело" привидение, закройте
окно и уверенно скажите: "Видишь, малыш,
как оно нас напугалось? Это потому что
у нас волшебные березовые веники. Теперь
ты можешь засыпать спокойно: привидение
к нам ни за что не вернется: мы подоконник
вымели, и оно дорогу забыло".
Если ребенка мучают ночные кошмары, и
он просыпается с криком ужаса, конечно,
мы подойдем к нему, успокоим, скажем, что
это всего лишь сон. Но будить ребенка,
пока он не проснулся сам, НЕЛЬЗЯ. Глубокий
сон подобен гипнотическому трансу, резкий
выход из него может сильно напугать, нарушить
нервное равновесие. Если ребенок мечется
на постели, кричит, плачет, но при этом
не просыпается, не будите его и ни в коем
случае не пытайтесь обнять и прижать
к себе. Вы ведь не видите его сон. А что,
если во сне ребенка преследует монстр
и вот - вот его схватит? И тут очень "кстати"
ваши объятья... Для него-то это все происходит
во сне! Попробуйте поговорить с ребенком.
Назовите его по имени, скажите: "Ниночка,
папа рядом, все хорошо". Если ребенок
вступит с вами в диалог, постарайтесь
вести диалог "параллельно сну".
Кошмарные сны чаще снятся впечатлительным,
тонко чувствующим и эмоционально ранимым
детям, склонным брать на себя ответственность
за происходящее и вину за неудачи.
Лучше всего приниматься
работать над детскими
страхами, пока ребенок
еще дошкольник. Младший
школьный возраст также
благоприятен для этой
работы. У старшего возраста
страхи закрепляются,
наслаиваются один на
другой, становятся
перекрестными. В итоге
мы зачастую с трудом
разбираемся в том, где
причина, а где следствие,
что значительно усложняет
работу по излечению
детей от страхов.
Прежде чем пытаться снять страх, необходимо
уточнить, нет ли подобного страха у родителей.
Если страх передан
ребенку родителями
или другими людьми,
то есть является в некотором
роде внушенным, с ним
можно работать с помощью
рисования или своеобразного "
драматического кружка ".
Детские страхи, в которых виновато чрезмерно
развитое и богатое, порой "необузданное",
воображение, можно снять с помощью того
же самого воображения, которое этот страх
и породило.Снимать страхи помогает
игра. Когда ребенок встречается
в игре с травмирующей его ситуацией, он
относится к ней менее драматично, чем
в реальной жизни. К тому же в игре у него
есть возможность "примерить" на
себя разные роли, в том числе и роль пугающего
его персонажа. Ребенок приучается брать
инициативу в свои руки, берет на себя
ответственность за происходящее и самостоятельно
принимает решения. В процессе игры он
учится овладевать своими эмоциями. Смоделированная
ситуация помогает ребенку найти решение
проблемы вопреки страху, преодолеть страх,
в нем пробуждаются азарт и воля к победе.
Немалую роль играет и поддержка, предоставляемая
другими участниками игры.
Необходимые условия для того, чтобы игра
была успешной:
- не расписывать заранее роли, не давать
разъяснений, как себя вести и что делать;
- всем участникам игры вести себя естественно
и непосредственно;
- участвующие в игре взрослые ни в коем
случае не должны вмешиваться в нее со
своими советами и назиданиями;
- когда заканчивать игру и сколько нужно
играть, диктует ребенок, ведь игра рассчитана
именно на него.
Дети обожают фантазировать, и в работе
над страхами этим стоит воспользоваться.
Рассказанный и нарисованный страх выходит
наружу, и получается "эффект Стивена
Кинга", который писал свои жуткие рассказы
с единственной целью - освободиться от
кошмаров. Ребенок сам придумывает рассказ,
и в его власти заставить персонажи действовать
так, как ему хочется.
Когда мы имеем дело с детскими страхами,
необходимо иметь в виду, что ребенок живет
настоящим моментом. Его эмоции сменяются
достаточно быстро, но при этом они далеки
от того, чтобы быть поверхностными. Ребенок
ощущает и переживает всем своим существом,
оттого его эмоции столь интенсивны и
глубоки. Поэтому потеря любимой игрушки
для маленького ребенка равносильна потере
близкого человека, как бы кощунственно
это ни звучало, и он переживает это как
настоящую трагедию. Для него это событие
и есть настоящая трагедия.
У ребенка нет нашего опыта жизни, ничто
не подсказывает ему, что ситуация может
измениться в лучшую сторону, что все в
жизни преходяще. Для него каждое горе
безысходно, пока он его переживает. А
пережив его, может о нем совершенно забыть.
Ребенку очень важно
иметь возможность свободно
выражать свои чувства. И если такая
возможность у него есть, страхи приходят
и уходят в соответствии с особенностями
возраста. Если же ее нет, ребенок "обрастает"
страхами, как днище корабля ракушками,
и в какой-то момент тяжесть "ракушек"
начинает со страшной силой тянуть ко
дну, не дает ему выплыть. И здесь нужна
наша "скорая помощь". Если ее не окажется
рядом, личность ребенка может "искривиться",
даже приостановиться в развитии.
Чтобы помочь ребенку,
нужно видеть мучающие
его страхи его глазами,
а не глазами взрослого
человека. Нельзя запрещать ему бояться,
тем более бранить и подвергать наказаниям.
Он и так уже напуган. Страх - это вовсе
не проявление слабости, не вредность
и не упрямство. Страх нельзя игнорировать,
он вряд ли исчезнет сам по себе. Как говорил
Сталин, "своих врагов надо знать в лицо".
Так что лучше всего взглянуть страху
в лицо, хорошенько его рассмотреть, понять
причины его возникновения, проработать
их и распрощаться со страхом.
Бессмысленно оберегать
ребенка от грозящих
ему опасностей и страхов,
которые мерещатся тревожным
родителям на каждом
шагу. Ему предстоит жить
в сложном мире, и чем раньше он начнет
постигать его, тем лучше. Дети, которых
чрезмерно опекают, чью самостоятельность
ограничивают, исходя из принципа "как
бы чего не вышло", живут в иллюзорном
мире и испытывают шок при первом же столкновении
с реальной действительностью.
Как правило, страхи приходят и уходят
с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь,
если взрослые, рядом с которыми живет
ребенок, уверены в себе, а в семье изо
дня в день спокойная и стабильная обстановка.
Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий
похвалы в свой адрес и уверенный в том,
что получит поддержку в нужный момент,
быстро "перерастает" свои страхи.