Страхи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 18:28, реферат

Описание работы

Довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Принимая во внимание выше сказанное, можно сделать вывод, что заведующий детским садом, методист и социальный педагог должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

Работа содержит 1 файл

рекомендации родителям работа.doc

— 154.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Контрольная работа по детской  практической психологии:  

«Страхи» 

     
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

 студентка заочного отделения,

505 группы 

Медведева Ирина 
 
 
 
 

«Ребёнок» - «Семья» - «Воспитатель»

 Довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Причины этого - недостаточное знание специфики  семейного воспитания, неумение анализировать  уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и  соответственно с этим проектировать  свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Принимая во внимание выше сказанное, можно сделать  вывод, что заведующий детским садом, методист и социальный педагог должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей.

Взаимодействие  детского сада и семьи должно пронизывать  всю воспитательно-образовательную  работу в детском саду. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.).

При анализе  планов работы с родителями из года в год необходимо следить за тем, чтобы родители за то время, пока ребенок  посещает детский сад, усвоили максимум знаний и умений, чтобы в каждой возрастной группе были затронуты самые  актуальные вопросы воспитания детей раннего возраста, уделялось больше внимания вопросам социализации.

Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. Помимо вышеуказанных методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение семьи социальным педагогом или воспитателем.

Видя ребенка  в семейной среде, воспитатель более  глубоко познает его интересы, которые часто отличаются от интересов  в детском саду, имеет возможность ближе подойти к самому ребенку. Он может выявить положительные приемы воспитания, которые рекомендует другим родителям, а также использует в индивидуальном подходе к ребенку в детском саду. Каждую семью необходимо посещать не реже одного раза в год, особое внимание, уделяя неблагополучным семьям.

Как правило, больше ошибок совершают молодые специалисты. В помощь молодым педагогам можно  предложить вопросники относительно различных  видов деятельности ребенка в  семье. Например, при ознакомлении с игровой деятельностью можно уделить внимание следующим вопросам:

- наличие игрушек,  их соответствие возрасту ребенка  и его интересам;

- размещение  игрушек, их состояние;

- что побуждает  родителей покупать игрушки;

- любимые игрушки  ребенка, какими игрушками  ребенок любит играть дома, и знают ли об этом родители;

- решают ли  родители педагогические задачи  с помощью игры;

- когда и с  кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).

При выявлении  характера трудового воспитания педагог выясняет:

- есть ли у  ребенка систематические трудовые  обязанности в семье, их содержание, направленность;

- как дети  выполняют эти обязанности;

- какие орудия  труда есть у ребенка, где  они хранятся;

- установлено  ли определенное время для  выполнения ребенком трудовых обязанностей;

- учат ли родители  детей работать, практикуют ли  совместный труд с детьми;

- интерес ребенка  к отдельным видам труда.

Такого типа вопросники можно применять, изучая различные виды деятельности ребенка. После изучения ответов родителей воспитатель или социальный педагог при каких-либо нарушениях должен направить работу родителей в нужное русло, указав на ошибки. Но предложения семье, которые дает воспитатель, должны быть конкретными. Например: если приобрести игрушки, то какие, определить трудовые обязанности - какие именно и т.д.

Нужно стараться  проводить анализ посещений семей  каждый год, обобщать результаты. выявлять положительное и отрицательное, ставить задачи для дальнейшей работы.

Для выявления  затруднений родителей в воспитании детей в различных возрастных группах, а также их интересов и предложений по улучшению работы детского сада можно проводить опросы следующего плана:

1. Что Вас  радует в поведении Вашего  ребенка?

2. С какими  трудностями Вы сталкиваетесь  при воспитании ребенка?

3. Что, по Вашему  мнению, обуславливает отклонение (если  таковое есть) в поведении ребенка?

4. Какие темы  Вы хотели бы обсудить (или  услышать рекомендации) на родительских  собраниях?

5. Каковы Ваши  пожелания по улучшению работы  детского сада?

Обобщение ответов  помогает составить общее представление  о том, как они понимают задачи воспитания, знают ли своего ребенка, умеют ли анализировать причины  отклонений в его поведении и  корректировать их. Также такие небольшие  опросники помогают активизировать и направлять работу педагогов, так как в них содержатся не только ответы на поставленные вопросы, но и пожелания родителей относительно вопросов организации воспитательной работы в детском саду.

Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего причина в том, что педагоги часто не используют или используют недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляют своевременную подготовку родителей к родительским собраниям, консультациям, беседам и т.п. Активность родителей повышается, если педагоги своевременно просят их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей.

Эффективность работы с родителями во многом зависит  и от психологического настроя, который  возникает в процессе повседневных контактов между педагогами и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом воспитателей к самим родителям, тем, как они учитывают особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания.

В целях облегчения работы воспитателя при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание нужно уделять систематизации и разработке различных рекомендаций. Тематический материал можно условно разделить на четыре группы:

1. Содержание  семейного воспитания и вопросы  повышения педагогической культуры родителей в детском саду.

2. Практические  рекомендации воспитателям относительно  содержания, форм и методов работы  детского сада с родителями: а)  изучение семей; б) педагогические  беседы и тематические консультации; в) родительские собрания; г) изучение, обобщение и распространение опыта семейного воспитания; д) индивидуальная работа с неблагополучными семьями и детьми из этих семей; е) рекомендуемая тематика мероприятий для родителей детей разных возрастных групп, практические рекомендации и вопросы для анализа определенной формы работы воспитателей с родителями.

3. Повышение  педагогических умений воспитателей: а) планирование работы с родителями; б) педагогическое самообразование  педагогов; в) педагогический  опыт; г) консультации и семинары с воспитателями.

Итак, изучение опыта работы показало, что вопросы  педагогической культуры родителей  необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что отношение  педагога к детям, к их родителям, уровень его педагогического мастерства определяют уровень воспитанности ребенка и отношение родителей к выдвигаемым детским садом требованиям.

Выявление страхов

Определить  боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и  беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события.

Так, подавляющее  большинство возрастных страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-либо поводу или ему напоминают окружающие. Есть и так называемые "немые" страхи, часто отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями.  
Это, прежде всего, ситуативные страхи опоздания (у дошкольников), животных и неожиданных звуков.

Наоборот, в  группе "невидимых" страхов, не указываемых  родителями, но признаваемых детьми, будут  многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей  и открытых пространств. У мальчиков 7-10 лет к ним присоединятся страхи Скелетов, Призраков, Пиковой Дамы и Черной Руки, то есть мифических персонажей. Подобные страхи существуют больше в воображении как возможная опасность, угроза.

Так что далеко не все страхи детей определяются родителями, особенно отцами. В лучшем случае это каждый второй страх, и здесь многое зависит от особенностей восприятия родителями страхов детей. Когда страхам не придается никакого значения или они отрицаются как враждебный класс явлений, их, конечно же, будет меньше по оценке взрослых.

Обычно более  чувствительны к определению  страхов родители, обладающие достаточной  эмоциональностью и впечатлительностью, а также тревожно-мнительными  чертами характера. Но и в этом случае количество фактически признаваемых детьми страхов будет большим. Как "бы там ни было, лучше всего определяются те страхи у детей, которые были в детстве у самих родителей.

Из подобных общих страхов выделяются страхи смерти родителей (у родителей в  детстве страхи смерти своих родителей), наказания (у отцов в большей степени), высоты, глубины и темноты (более выражено у матерей). Есть и свойственные только матерям общие с детьми страхи: сделать что-либо не так (неправильно) и не успеть. У отцов к подобным страхам можно отнести страхи уколов и боли (что одно и то же), отражая этим большую чувствительность мужчин к боли.

Знание общности страхов  у родителей и детей позволяет  лучше прогнозировать вероятность  их распространения (индукции) в семье.

Полезно посмотреть также, какие страхи чаще всего остаются, сохраняются у взрослых из бывших у них в детстве. У мужчин и женщин такой устойчивостью обладают страхи высоты (больше у мужчин) и смерти родителей (больше у женщин). Значительно чаще у женщин сохраняются и страхи войны, сделать что-либо неправильно и не успеть, то есть как инстинктивно, так и социально опосредованный регистр страхов.

Итак, прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно  страхам они подвержены. Страхи, которые проявляются в поведении  ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно только специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта.

Но и тогда некоторые дети неохотно делятся лежащими в основе страхов переживаниями, например, смерти и наказания, опасаясь признаться в них родителям. Мальчики к тому же могут и "мстить" страхам, считая их проявлениями не подобающей мужчинам слабости. Во всех случаях будет лучше, если о страхах расспрашивает кто-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. В последующем легче и самим родителям уточнить, чего именно и насколько боится ребенок. Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования.

Начать спрашивать о страхах по предполагаемому  ниже списку имеет смысл у детей  не раньше 3 лет, при этом вопросы  следует делать доступными для понимания  в этом возрасте. Беседу ведут неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение.

При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты" или "боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. И последнее: лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда поглядывая в список, а не зачитывал его.

«Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься»:  

Информация о работе Страхи