Страхи и тревожность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Работа содержит 1 файл

страхи и тревожность.docx

— 42.15 Кб (Скачать)

Важным направлением этой работы является развитие у детей  мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной  «не- полноценностью».

Для развития указанных  мотивов следует использовать ряд  специальных приёмов. Один из них  «Я не могу- я могу- я сумею». Суть его состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять  задание, говоря что он с ним не справится, учитель просит его выполнить  другого ребёнка, который знает  меньше и не может справиться с  заданием, и изобразить такого ребенка. Затем просит изобразить ребёнка, который  сумеет справиться с заданием. При  этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и  могут, если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произносят «волшебное заклинание»: «Я не могу…»- и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание; «Я могу…» – дети по очереди говорят что они могут  сделать; «Я сумею…» - каждый старается  сказать, насколько он может выполнить  задание. При этом правильность или  неправильность реплик детей не комментируется, подчёркивается только, что каждый чего- то не умеет, чего-то не может и  каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других.

Особо следует  сказать о приёмах, помогающих детям  снять повышенную напряжённость. С  ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. Здесь  можно использовать щит, который  держит взрослый и в который можно  стучать игрушечным мячом, бить кулаком  и т.п. Это приём можно применять  в зависимости от условий.

Работа учителя  по снятию школьной тревожности и  страхов может проводиться непосредственно  в ходе учебных занятий, когда  используются отдельные методы и  приёмы, описанные выше, а также  в специальной группе. Эта работа будет иметь эффект только при  создании благоприятных условий  семье и школе, где хорошие  отношения будут поддерживать ребёнка.

Выявление страхов у детей.

2.1 Методика выявления  страхов у детей с помощью  рисования страхов. 

Методика выявления  страхов у детей с помощью  рисунков проводится с целью понять интересы, увлечения детей, особенности  их темперамента, переживаний и внутреннего  мира ребёнка.

Детям предлагалось рисовать на темы: «В школе», «На улице, во дворе», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или  самое хорошее», «Кем я хочу стать».

Сначала детям  было предложено рисовать цветными карандашами. С целью активизации интереса к рисованию дома, за месяц до этого, детей попросила принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в классе. На первых двух подготовительных занятиях бы ло предложено детям темы выбрать самим. Дети рисовали: медведя, машины, деревья, лес, людей и т.д.

После подготовительных занятий можно приступать к тематическому  рисованию. Такие занятия проводились  два раза в неделю и затрагивали  одну или две те – мы.

Анализ  рисунков.

В школе 
Рисунки получились самые разнообразные. Некоторые дети рисовали только школу, столы и учителя; другие рисовали только своих одноклассников, учителей, чем занимаются на переменах, в группе продлённого дня; третьи же рисовали только себя в центре внимания.

В рисунках на тему «В школе» самое важное то, как ребёнок  взаимно располагает фигуры сверстников  и себя. Те дети, которые рисуют себя в центре группы это дети с истерическими  чертами характера. Те дети, у которых  на рисунке оказалось мало сверстников  или они отсутствуют совсем это  дети с невротическими реакциями. Это  также отражает прблемы взаимопонимания  со сверстниками. То же самое относится  к рисункам на тему «На улице, во дворе».Если в рисунке ребёнка  мало сверстников, то это указывает  на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опёку в семье.

Рисунки на тему «Семья».  
Детям даётся задание нарисовать всех, с кем живёт ребёнок. Исследование страхов с помощью рисунков.

В рисунках имеет  большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место  ребёнка. Если ребёнок рисует себя между  родителями- это говорит о привязанности  к обоим родителям, если вблизи к  одному из них- это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Наконец, цветовая гамма, общая с  одним из взрослых, в частности  одна и та же окраска туловища, указывает  на большую степень отождествления с ним по признаку пола.

Рисунки на тему «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём».  
Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно детям не объясняется, каждый ребёнок должен выбрать его сам.

Исследование  страхов с помощью  рисунков.

Некоторые дети не нарисовали страх вообще. Другие дети смогли нарисовать рисунок и  преодолеть барьер страха в своём  сознании, и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чём он старается  не думать.

Рисование страхов  детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В  рисунках страх уже во многом реализован, как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остаётся меньше недоказанного, неясного, неопределённого. Вместе всё  это снимает аффективно-травмирующее звучание страха и психике ребёнка. Важно, во первых, то, что задание  задаёт учитель, ребёнок которому доверяет. Во вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения  со сверстниками, обеспечивая поддержку  с их стороны, не говоря уж об одобрении  самого учителя.

Рисунки на тему «Самое хорошее или самое плохое» 

Ребёнку была предоставлена  возможность выбора событий, происходивших  с ним.

Большинство детей  предпочитают отображать в рисунке  хорошие, радостные эпизоды из своей  жизни. Тем не менее в классе присутствуют дети, рисующие неприятные события, что  может послужить основой для  последующей психотерапевтически  ориентирован ной беседы с ними.

Преобладание  в рисунка серых тонов и  доминирование чёрного цвета  подчёркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое  количество страхов, с которыми не может  справиться ребёнок. Наоборот, яркие, светлые  и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании  красками, масштабность, отсутствие предварительных  набросков и после дующих, изменяющих первоночальный сюжет дорисовок, показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность  находят своё выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или  большом числе отчётливых, но непересекающихся линий. В некоторых рисунках дети рисовали очень мало, что говорит  об их заторможенности и беспокойстве. Такие дети предпочитают другие виды деятельности.

Следующий этап рисования - направленное устране- ние  всех страхов, которым подвержен  ребёнок.

Проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется боится ли ребёнок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных  персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого  ребёнка, учитель даёт задание нарисовать их.

Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с  выполнением задания, так как  мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его  восприятия.

2.2. Методика  выявления страхов у детей  с помощью специального теста  тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки,  В. Амен).

Тестирование  проводится после окончания 1 четверти, когда у большинства детей  проходит ситуативная тревога, связанная  с поступлением в школу. Целью  тестирования является выявление детей  с подлинной школьной тревожностью.

Экспериментальный материал-14 рисунков. Каждый рисунок  представляет некоторую типичную для  жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок  выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и  для мальчика (на рисунке изображён  мальчик). Каждый рисунок снабжён  двумя дополнительными рисунками  детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом- печальное.

Рисунки показывают детям в строго перечисленном  порядке один за другим. Предъявив  ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания :

  • Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
  • Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  • Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
  • Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) одевается».
  • Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) играет со старшими детьми».
  • Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) идёт спать».
  • Умывание.. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) в ванной».
  • Выговор.. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
  • Игнорирование.. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
  • Агрессивное нападение.. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
  • Собирание игрушек.. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) убирает игрушки».
  • Изоляция.. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
  • Ребёнок с родителями.. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) со своими мамой и папой».
  • Еда в одиночестве.. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он(она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать  в специальном протоколе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных  цивилизациях существует всё более  возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или  потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция.

Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом  возрастном периоде. Очень большая  часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически  дети с радостью и нетерпением  ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая  ни- каких невротических реакций  на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые  были проведены показали, что работая  с тревожными детьми, следует учитывать  их особое, специфическое отношение  к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны  к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень  трудно оценить результаты своей  деятельности, они не могут сами ре- шить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Достаточно высокий  уровень тревожности характерен для периода поступления в  школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

Есть множество  страхов, возникновение которых  не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных  персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более  чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности  и страхов у детей. Для этого  существуют целые комплексы приёмов, упражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся используя отдельные  методы и приёмы. Эта работа будет  иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье  и школе, где поддерживаются хорошие  условия для ребёнка со стороны  окружающих.

  • 1.Вайзман Н. «Реабилитационная педагогика» - М., 1978 г.
  • 2.Изард К. «Эмоции человека» - М., 1980 г.
  • 3.Левис Ш., Левис Ш. «Ребёнок и стресс» –С-П.,
  • 4.Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство -
  • терапия» – М., «Школа-Пресс», 1996 г.
  • 5.Овчарова Р.В. «Практическая психология» - М.,Т.Ц. «Сфера», 1996 г.
  • 6.Чистякова М., «Психогимнастика»
  • 7.Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г

Информация о работе Страхи и тревожность