Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:02, реферат
Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям человека присоединяется более сильный, более мудрый побудитель - долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.
Введение……………………………………………………………………………………….....3
1. Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера
самоактуализации личности…………………………………………………………………….4
2.Стили родительского воспитания…………………………………………………………….6
3.Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей……………………………………………………………………………………11
Заключение…………………………………...…………………………………………………14
Литература…………………………………
Отвергающий стиль воспитания
Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями.
Как правило, в
таких семьях дети становятся либо
агрессивными, либо забитыми, замкнутыми,
робкими, обидчивыми. Непринятие порождает
в ребенке чувство протеста. В
характере формируются черты
неустойчивости, негативизма, особенно
в отношении взрослых.
Индифферентный стиль воспитания
Родители не
устанавливают для детей
Если безразличие
родителей сочетается с враждебностью,
ребенок может проявить склонность
к асоциальному поведению.
Гиперсоциальный стиль воспитания
Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по "идеальному" воспитанию ребенка.
Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания.
Результатом такого
воспитания становится бурный протест,
агрессивное поведение ребенка,
иногда и аутоагрессия.
Эгоцентрический стиль воспитания
Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и "смыслом жизни" родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку.
В результате он
не умеет понимать и принимать
во внимание интересы других, не переносит
никаких ограничений, агрессивно воспринимает
любые преграды. Такой ребенок
расторможен, неустойчив, капризен.
Авторитетный стиль воспитания
Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.
Дети в таких
семьях превосходно адаптированы, уверены
в себе, у них развит самоконтроль
и социальные навыки, они хорошо
учатся в школе и обладают высокой
самооценкой.
Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности, озлобленности, аутистических тенденций, гиперактивности, проблем взаимоотношений, но и телесных психосоматических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими бы ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, они, подрастая, ищут мать (настоящую или идеальную) — самое дорогое, близкое и родное существо на свете.
Тема любви к ребенку широка и многогранна. Этим разговором мы осветили какие-то аспекты данной темы. Более конкретные вопросы, касающиеся каждого малыша в отдельности, предстоит решать каждой женщине, которая стала или собирается стать матерью, и как ей любить собственного ребенка, подскажет не только опыт и знание предмета обсуждения, но и собственное материнское сердце.
Самое главное
— всегда помнить, что ваша любовь
к детям должна быть безусловной.
Ребенок должен быть уверен, что
он всегда любим вами, независимо от
того, какую оценку он получил в
школе или какую вазу случайно разбил.
Он должен знать, что вы его любите просто
так, просто за то, что он есть! И не забывайте
про уважение к собственным дочерям и
сыновьям! Если в ваших отношениях царят
тепло, внимание, любовь и уважение, то
ваш ребенок будет расти и развиваться
беспрепятственно!
3.Влияние
типа воспитания на
поведение ребенка,
формирование его личностных
особенностей
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное
поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой,
внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как
личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он
претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем
притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность.
Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»).
Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже
имеют сильную
потребность во внимании к себе,
но реализовать ее не могут
благодаря своей тревожности. Они мало
заметны, опасаются вызвать неодобрение
своим поведением, стремятся к выполнению
требований взрослых. Неудовлетворенная
потребность во внимании приводит к нарастанию
еще большей пассивности, незаметности,
что затрудняет и так недостаточные контакты.
При поощрении взрослыми активности детей,
проявлении внимания к результатам
их учебной деятельности и поисках путей
творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их развития.
Заключение
Таким образом, анализирую роль семьи в жизни человека, мы видим, что семья
является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой
происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится (или
должна становиться) тем первым домом, в котором человек вырастает и
получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь,
в котором учится любви к миру и к людям и о котором у него сохраняются на
всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и
укрепляющие светлую волю в самые трудные моменты жизни. Конечно, роль
семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не
абсолютна – большую роль играет самовоспитание и тот багаж жизненного
опыта, который
человек получил в своих
люди рождаются уже с присущими им чертами характера), а также роль
внесемейного воспитания, который человек получает, живя в обществе. Но
семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем,
присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои
недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая и светлая роль
семьи.
Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и ,воспитывая
своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от
характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку
происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых)
взаимоотношений между ними. И если деспотичное, авторитарное поведение
родителей и подавление интересов ребенка своими интересами, насильственное
навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой критикой в адрес
его собственных также как и политика “невмешательства”, игнорирование
интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни
(гипоопека) формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в себе
личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения в своему
ребенку без излишней навязчивости, стремления “залезть в душу” c любовью и
готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать , воодушевить в