Стили семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………3

1. Семья как социальный институт и ее функции…….4

2. Стили семейного воспитания………………………..8

3. Описание диагностических методик……………….10

Заключение…………………………………………...…13

Литература………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

психологи.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

     Опросник  состоит из 5 шкал:

     1. «Принятие- отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремиться проводить много времени вместе с ним, одобряет его интересы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

     2. «Кооперация»- социально желательный  образ родительского отношения.  Содержательно эта шкала раскрывается  так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

     3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную  дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой  шкале можно считать, что родитель  стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательна эта тенденция описывается так- родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

     4. «Авторитарная гиперсоциализация»- отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

     5. «Маленький неудачник»- отражает  особенности восприятия и понимания  ребенка родителем. При высоких  значениях по этой шкале в  родительском отношении данного  родителя имеются стремление  инфантилизировать ребенка, приписать  ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным и неумелым. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

     Еще одна методика PARI предназначена для  изучения отношений родителей к  разным сторонам семейной жизни. Авторы методики Е.С. Шеффер и Р.К. Белл. В методике выделяется 23 аспекта – признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско - детских отношений. Эти признаков делятся на следующие 3 группы: 1- оптимальный эмоциональный контакт, 2- излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3- излишняя концентрация на ребенке.

     Кроме этого для исследования сферы  межличностных отношений ребенка  и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

     Методика  является визуально- вербальной, состоит  из 42 картинок с изображением детей  и детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность – выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

     Перед началом работы с методикой ребенку  сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает.

     Простота  и схематичность, отличающие методику Рене Жиля от других проективных методик, не только делают ее более легкой для  испытуемого- ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации.

     Психологический материал, характеризующий систему  личностных отношений ребенка, можно  разделить на две большие группы переменных:

     - Переменные, характеризующие конкретно-  личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению, отношению к другу, к авторитетному взрослому и пр.

     - Переменные, характеризующие самого  ребенка и проявляющиеся в  различных отношениях: общительность,  отгороженность, стремление к доминированию,  социальная адекватность поведения (см. приложение).

     Из  проективных методик выделяют Тест «Рисунок семьи», целью которого также  является выявление особенностей внутрисемейных отношений. Данный тест доступен детям  даже с невысоким интеллектом.

     На  основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценивается особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. Так, принято считать, что отсутствие кого- то из членов семьи на рисунке или оттягивание времени их изображения - один из симптомов и признак конфликтных семейных взаимоотношений, психического дискомфорта ребенка в семье. С другой стороны, если ребенок переживает эмоциональное благополучие в семье, то он будет рисовать полную семью.

     Здесь ребенку предлагается инструкция: «Нарисуй свою семью», при этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья». При тестировании отмечается следующее: последовательность рисования деталей, паузы более 15 сек., стирание деталей, спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображенным содержанием. После выполнения необходимо получить дополнительную информацию и ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

     - Скажи, кто тут нарисован?

     - Где они находятся?

     - Что они делают? Кто это придумал?

     - Им весело или скучно? Почему?

     - Кто из нарисованных людей самый счастливый?

     - Кто из них самый несчастный? Почему?

     Последние два вопроса провоцируют ребенка  на открытое обсуждение чувств, что  не каждый ребенок склонен делать. При опросе главным образом выясняется смысл нарисованного ребенком чувства: к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого- нибудь из членов семьи. При проведении методики следует избегать прямых вопросов. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы ( например, «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?, «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?» и т.п.)

     На  основании изображения можно  определить особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье.

     Таким образом, в этой части работы были рассмотрены основные методы диагностики внутрисемейных отношений.  

 

     Заключение 

     Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического  опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных  и демократических взаимоотношений  между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.

     Анализируя  психолого- педагогическую литературу, было установлено, что семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим  членам экономическую, социальную и  физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни.

     Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для  жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно- бытовая, социально - контролирующая, функция организации досуга.

     В ходе исследования были изучены стили  семейного воспитания и их влияние  на развитие личности ребенка: демократический, авторитарный, попустительский и либеральный. Так, при авторитарном стиле воспитания наблюдается принуждение как основной метод воспитания, в деятельности родителей доминирует догма всеобщей опеки, безошибочности, единоличного принятия решений. Дети авторитарных родителей, как правило, отличаются замкнутостью, несамостоятельностью, робостью, раздражительностью. В подростковом возрасте может наблюдаться реакция протеста, выражающаяся в агрессивном поведении, уходе из дома. Это и показало наше практическое исследование.

     Попустительский стиль воспитания проявляется в  семье как отсутствие всяческих  отношений между родителями и  детьми, отчужденностью членов семьи  друг от друга. Дети родителей с попустительским  стилем воспитания не имеют представлений  о социальных нормах поведения, чувствуют себя заброшенными и ненужными. Дети не получают должного внимания в семье и в связи с этим могут искать это внимание на стороне и чаще всего примыкают к асоциальным группировкам таких же детей.

     Либеральный стиль воспитания характеризуется невмешательством родителей в процесс воспитания своих детей. Дети в таких семьях вырастают непослушными, и часто просто не умеют вести себя на людях.

     Самым оптимальным стилем воспитания, кончено  же, является демократический - тот при котором в ребенке ценится его независимость и самостоятельность, к ребенку проявляется доверие и признается право на автономию.

     Подводя итоги, необходимо отметить, что, как  правило, дети усваивают образцы  поведения своих родителей, приобретают  убежденность в их эффективности и в будущем могут применять их в качестве воспитания уже своих детей. 

 

     Литература 

  1. Алексеева Л. С., Плотник М. М., Спиваковская А. С., Ширинский В. И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М.: ЦБКТИ Минсоцзащиты населения Российской Федерации, 1995. – 40 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение , 1998.
  3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988. – С 234 с.
  4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – С. 289.
  5. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика.- 1999.- № 4.- С. 27-39
  6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений.- М.: Педагогика, 1989
  7. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1989. – 340 с.
  8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 238 с.

Информация о работе Стили семейного воспитания