Стили семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как, именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………3

1. Семья как социальный институт и ее функции…….4

2. Стили семейного воспитания………………………..8

3. Описание диагностических методик……………….10

Заключение…………………………………………...…13

Литература………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

психологи.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

     Воспитательная  работа – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:

     а) воспитание ребенка, формирование его  личности, развитие способностей. Семья  выступает посредником между  ребенком и обществом, служит передачей ему социального опыта;

     б) систематическое воспитательное воздействие  семейного коллектива на каждого  своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации;

     в) Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее  их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей, которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируешь.

       А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных,  выделяет следующие функции:

     1) Социальный контроль – ответственность  членов семьи за поведение  ее членов в обществе, в различных  сферах деятельности, это обязанность  между супругами, родителями и  детьми, старшим поколением и  младшим;

     2) духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

     3) социально-статусная – предоставление  членам семьи определенного социального  положения в обществе.

     Т.А. Куликова дополняет вышеперечисленные  функции такими, как социально-физиологическая  и экономическая. Но в настоящее  время, по мнению социологов, психологов и других специалистов, эти функции разрушаются. Во-первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация женщины и детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права человека, выводит из семейного эгоизма.

     Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от стадий формирования интимной близости между супругами  до стадии взаимной поддержки между  поколениями.

     Процессы  социализации в семью включены в  обыденную жизнь семьи, в распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в определение расширенного и  не разрешенного, в ценностные ориентации взрослых. Внутрисемейные структуры  общения, домашние сцены и ритуалы зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в системе брака, формализированных различным образом личностными особенностями родителей; в соответствии с ними подростку предоставляются различные степени свободы, самоопределения, самопредставления и развития. Таким образом, семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка 

     По  стилю отношений между родителями и детьми в семье различают  авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

     И.С. Кон пишет о том, что родители не всегда практикуют один и тот  же стиль воспитания: отцы как правило  воспринимаются юношами и на самом  деле бывают более жесткими и авторитарными  чем матери, так что семейный стиль  в известной мере компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга. Авторитарное воспитание- тип воспитания в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины. При этом доминирует такой воспитательный метод как требование. Принуждение является основным путем передачи социального опыта детям.

     По  мнению Т.А. Куликовой, авторитарный стиль  характеризуется высокой централизацией руководства доминированием единоначалия. В этом случае родитель единолично принимает и отменят решения, большинство вопросов в отношении проблем обучения и воспитания решает сам. Преобладающими методами управления деятельностью своих детей является приказы, которые могут отдаваться в жесткой и мягкой форме (в виде просьбы, которую нельзя не выполнить). Авторитарный родитель всегда очень строго контролирует и поведение детей, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива детей не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

     Было  обнаружено, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью. Почти или совсем не стремятся к независимости. Обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте эти дети особенно мальчики могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение в котором их растили, становясь иногда непослушными, агрессивными. Девочки же чаще всего остаются пассивными, зависимыми.

     Авторитарный  стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, когда они кажутся необоснованными, либо вызывают протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону терпимости также вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела и мешает формированию у него ответственной зависимости. Пассивные незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния- школы, сверстников, СМИ- часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

     Ослабление  родительского начала, как и его  гипертрофия способствует формированию личности со слабым Я. Обе эти крайности нарушают процесс социализации, осложняя для детей процесс перехода от родительской опеки к независимости и установлению дружеских отношений со сверстниками.

     Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

     Первый  вариант – это стиль отношений  между родителями и детьми в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанности  по координации действий ребенка  в организации его учебной деятельности, самообразования досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.

     Вторая  позиция реализуется в отношениях между родителем и подростком в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого подростка.

     Было  обнаружено, что дети демократичных  родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью  себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

     Попустительский стиль обычно проверяется в семье  как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого.

     Как отмечает С.В. Ковалев, в основе эмоциональной  привязанности ребенка к родителям  первоначально лежит зависимость  от них. Причем мать в этом отношении обычно кажется детям ближе, чем отец. По мере роста самостоятельности и особенно в переходном возрасте эта зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Хуже всего обстоят дела, когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что в многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью. Но есть и вполне достоверные данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней автономии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти

           Либеральный стиль (невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируют работу ребенка, его поведение от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких- либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

     Хотя  такое поведение родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к  противоположным результатам: дети либеральных родителей тоже могут  быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Однако в некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

     На  практике ни один из приведенных стилей не может проявляться в «чистом виде». В каждой семье могут применяться разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях.

     Итак, рассмотрев основные стили семейного  воспитания необходимо отметить, что  существуют четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. В следующей части нашей работы мы подробнее на практике изучим влияние различных стилей семейного воспитания на развитие и поведение детей. 

 

      

     3. Определение методик изучения стилей воспитания и взаимоотношений в семье 

     Диагностика психологического климата в семье  и взаимоотношений родителей  с детьми позволяет выявить стиль  воспитания ребенка, а также возможность  прогнозировать влияние тех или  иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей. Оценить, насколько благоприятна для ребенка существующая в семье система взаимоотношений родителей с ним, возможно при обращении к самому объекту воспитательных воздействий.

     Целесообразно изучить психологический климат в семье, родительские стили и воспитательскую компетентность родителей.

     Среди методов изучения семьи достаточно распространенными стали: социологические  опросы, анкетирование, психологическое  тестирование.

     При изучении семьи наиболее важной является информация о составе семьи, профессиях родителей; образовательном уровне родителей, других взрослых, принимающих участие в воспитании ребенка; общей семейной атмосфере; семейных взаимоотношениях; эмоциональной близости или, наоборот, автономности каждого члена в семье; приоритетах воспитания детей; уровне психолого - педагогических знаний, практических умений и навыков родителей; участии взрослых в воспитании; наличии конфликтов по поводу воспитания ребенка; согласованности требований к ребенку и многое другое.

     Для выявления субъективной характеристики взаимоотношений в семье, особенностей восприятия членами семьи друг друга  и определения места в ней  используются следующие методики: Методика PARI, Тест – опросник родительского  отношения ( А.Я. Варга, В.В. Столин), Методика Рене Жиля, Тест «Рисунок семьи», Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири и др.

     Наиболее  популярным среди методик, используемых для диагностики семейных взаимоотношений  является Тест – опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина. Тест- опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Информация о работе Стили семейного воспитания