Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.

Содержание

Введение 3

Стили руководства 4
Лидерство как одна из форм руководства 7
Заключение 13

Список литературы

Работа содержит 1 файл

стили руководства КР.docx

— 33.02 Кб (Скачать)

Содержание

Введение                                                                                                            3

  1. Стили руководства                                                                                  4
  2. Лидерство как одна из форм руководства                                             7

Заключение                                                                                                      13

Список  литературы                                                                                         14

 

Введение.

     Составной частью и главной характеристикой  эффективности руководства является стиль управления, который применяет  в своей работе менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами  уже более полувека. Исследователи  накопили к настоящему времени немалый  материал по данной проблеме.

     Каждый  руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности  в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в  том, какими приемами руководитель побуждает  коллектив к инициативному и  творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства  может служить характеристикой  качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную  управленческую деятельность, а так  же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных  взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего  о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все  отражает стиль руководства данного  руководителя.

     Стиль отличается устойчивостью, которая  проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта  устойчивость относительна, так как  стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства  соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть непреодолимые  препятствия. И он приведет систему  к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности  личности не исключают и другие компоненты, формирующие его, которые также  являются важными.  
 

1. Стили руководства

     Стиль руководства - это типичная для руководителя система приёмов деятельности, используемая в работе с людьми. Стиль руководства  проявляется и в манере руководителя руководить, слушать других людей, и  в том, как он организует подготовку, принятие и реализацию решений. О  нём можно судить  по тому, как организованы личное рабочее место руководителя и труд возглавляемого коллектива.

     Принято выделять три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Этот подход к анализу и классификации стилей является наиболее распространённым.

     Авторитарный (директивный) стиль руководства характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Он единолично принимает решения, жёстко регламентирует всю деятельность подчинённых, не давая им возможности проявлять инициативу. Подчинённые должны лишь исполнять то, что им приказано, при этом они получают минимум необходимой информации. Контроль за их деятельностью целиком основан на власти руководителя, который обычно ориентирован на решение чисто служебных задач, не доверяет подчинённым, пресекает всякую критику в свой адрес.

     Руководитель, придерживающийся демократического стиля, децентрализует свою управленческую власть. он консультируется с подчинёнными, которые также принимают участие в выработке решений и получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Практикуется делегирование функций и полномочий подчинённым. Инициатива с их стороны всячески стимулируется. Деятельность подчинённых контролируется не только руководителем, но и активистами.

     Либеральный (попустительный) стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчинённых. Руководитель выступает в роли посредника пи осуществлении контактов, обеспечивая своих подчинённых информацией и материалами, необходимыми для выполнения работы. Обычно дела он пускает на самотёк, действует лишь тогда, когда на него оказывают давление - либо сверху, либо снизу. Консервативен. Никогда не критикует начальство, удобен в качестве подчинённого. Склонен воздействовать уговариванием, налаживанием личных контактов. Критику выслушивает, соглашается с ней, но ничего не предпринимает. Как правило, из числа подчинённых выдвигаются один-два человека, которые фактически управляют группой и спасают дело. В некоторых ситуациях (творческие периоды в работе группы) такой стиль может оказаться оптимальным, в течении непродолжительного времени.

     Возможны  и другие классификации стилей руководства. При этом руководитель может выступать как в роли лидера, так и в роли администратора.

     Чем отличается руководитель-администратор  от руководителя-лидера?

Основное  их различие состоит в том, что  лидер не командует, не приказывает  и на давит на работников ради достижения каких-либо, порой далёких от их понимания, целей, а ведёт людей за собой к решению общих для коллектива проблем.

     Руководитель  административного типа ориентирован всегда (или почти всегда) на требования сверху, на тех, кто его назначал, от отношения которых зависит  его карьера. Потребности управляемого коллектива для него имеют значение лишь постольку, поскольку есть указание вышестоящих руководителей быть чутким, заниматься социально-бытовыми и профессиональными нуждами  подчинённых. Он проводит линию, быть может, совершенно правильную, не интересуясь  или мало интересуясь отношением к ней тех, кем его поставили  командовать. Для него все подчинённые - на одно лицо. Он различает их не как  личности, а как работников - лишь по степени включённости в решение  задач, продиктованных сверху им самим.

     Административный  стиль управления исключает равноправный обмен критическими замечаниями: с  администратором не поспоришь. Он устремлён  к созданию и укреплению своего доминирующего  положения в коллективе практически  любыми средствами и абсолютно убеждён  в том, что люди нуждаются в  твёрдой руке, в руководителе, решающим всё за коллектив не только в крупных делах, но и в мелочах. Так как для администратора все люди, находящиеся ниже его в управленческой иерархии, одинаковы, то и побуждать их к деятельности следует одинаковыми средствами, среди которых на первое место он ставит методы прямого командного воздействия (давление, принуждение, наказание, контроль, запугивание последствиями и т.п.).

     В слабых проявлениях администратор - человек, с которым можно сосуществовать, но сотрудничать не за страх, а за совесть - едва ли. Нередко руководитель этого  типа бестактен, бесцеремонен, груб. Для  него характерна двойственная психология: "вверх" - предпочтение, "вниз" - презрение. Втайне он хотел бы увеличения своей независимости от руководства  и усиления зависимости от себя людей, стоящих ниже. Часто он отождествляет  себя с той организацией, которой  управляет.

     Неафишируемый принцип администратора - "все средства хороши для достижения цели", что на деле отнюдь не означает, будто любой ценой можно получить стоящий результат.

     Администратор глубоко верит в то, что люди всё стерпят или, точнее, должны стерпеть от своего начальника. А если не захотят, их надо заставить, принудить, поставить  на место. При этом он считает допустимым применение любых доказательств превосходства представителей руководства над рядовыми сотрудниками.

     Руководитель  такого типа чаще всего не терпит критики. Пренебрежение к людям является следствием основополагающей установки  администратора - "я выше других, так как я на более высокой  должности", "мои преимущества неоспоримы, иначе бы мне не поручили эту ответственную работу". Люди подчиняются ему не как сотруднику, обладающему интеллектуальными  и профессиональными преимуществами (хотя они могут быть ему действительно  присущи), а из-за опасение попасть под удар его бесцеремонной, унижающей, подчас уничижительной критики. 
 

2. Лидерство как одна из форм руководства

     Социально приемлемым и эффективным в современных  условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства. Что же характеризует лидера? Прежде всего - его способность воспринимать нужды коллектива, его проблемы и  выполнять ту долю работы по их удовлетворению и решению, которую остальные  члены коллектива взять на себя по каким-либо причинам не могут. Лидер может выступать во многих амплуа, тогда это лидер широкомасштабный (или даже универсальный), или быть узкопрофилированным, узкоспециализированным. Сотрудники обычно безошибочно улавливают это различие и не путают, с каким вопросом к нему обращаться. Из этого следует, что лидер в одном отношении может оказаться ведомым в другом. Лидер знает, в чём состоят интересы тех людей, с которыми он связан по работе, способен понять трудности (проблемы) и отдельного человека, ощущает, кто в нём нуждается. Он готов отстаивать интересы сотрудников, обладает хорошо развитой способностью понимать и ясно выражать общие интересы коллектива. Готов вступиться за человека, с которым обходятся несправедливо. Ставит вопросы о нуждах коллектива перед руководством.  Способен понимать то, о чём люди предпочитают умалчивать, уловить и выразить общее мнение членов коллектива  по любым важным для них вопросам. Готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. Может, независимо от занимаемой должности, принимать на себя функции представителя коллектива. Настойчив в отстаивании интересов коллег. Способен вовлекать людей в обсуждение проблем коллектива, выступать с предложениями об удовлетворении нужд подчинённых.

     Таким образом, лидер - это человек с  представительскими склонностями и  способностями. Он - выразитель позиций, общих для коллектива. Именно поэтому  люди объединяются вокруг него и идут за ним даже тогда, когда поднимаемые  им вопросы непосредственно не затрагивают  их личные интересы. Человек становится действительным лидером не только потому, что он способен и склонен выражать интересы людей. Он практически действует, чтобы потребности людей удовлетворять справедливо.

     Лидер способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямые распоряжения и  команды. Он в высокой степени  наделён "чувством локтя", умеет  убеждать, склонен поощрять. Он обладает неформальным авторитетом (ему подчиняются, за ним идут, даже если он не занимает руководящего поста). Лидер оптимистичен (уверен, что подавляющее число  проблем, которые встают перед людьми, разрешимы). Умеет планировать совместную работу с учётом интересов и возможностей каждого члена коллектива. Люди без  особых колебаний соглашаются на участие в делах, которые он организует, так как знают, что он не станет предлагать им бесполезную работу. Способен вовлекать людей в выполнение дел, необходимых коллективу, но не очень выгодных для отдельных сотрудников. Способен использовать для принятия коллективных решений мнения и предположения, противоположные собственной позиции. Умеет увлечь людей на выполнение незапланированных заданий.

     Лидер - это человек, за которым идут не в силу формального подчинения или  из-за страха перед начальством, а  потому, что он обладает способностями  и умением превращать организуемые им дела в интересные и привлекательные для других. Он ведёт за собой людей, а не угрожает наказанием за фактические или мнимые промахи в работе. Это, однако, не исключает применения им наказаний. Но если он прибегает к ним, то не часто и так продуманно, что достоинство людей не унижается.

     Существует  такое представление: человек ведёт  за собой людей лишь тогда, когда  может утешить их в трудную  минуту. Это в большей степени  верно. Если человек уважает людей, относится к ним доброжелательно, склонен помогать им в поисках  справедливых решений, способен к сопереживанию, умеет одобрить, выразить сочувствие, если к тому же он предупредителен  и вежлив, люди будут тянуться к  нему. Лидер с установкой на утешение находит время выслушать и  умеет это делать, серьёзен при  обсуждении личных трудностей сотрудников, оптимистическим подходом к проблемам вызывает у людей веру в свои силы, умеет хранить доверенные ему тайны.

Информация о работе Стили руководства